Стоицизм

Основоположником стоицизма является Зенон (336–264 гг. до н.э.) (из Кития на о. Кипр). Более четкую форму ему придал Хрисипп из Сол (280–207 гг. до н.э.). Последователями и продолжателями этого учения были Луций Аней Сенека и Эпиктет.

Стоики выступили против Эпикура, хотя и восприняли некоторые положения его философского учения. В частности, основное положение этики стоицизма у Зенона выражается в представлении о смысле жизни: «Жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью». Весь вопрос в том, какова внешняя природа и природа самого человека, чтобы человек жил в согласии с ними.

Учение стоиков четко подразделяется на три части: логика, этика и физика. Полагают, что ключ к этике и физике стоицизма в логике. Однако сама физика ставилась выше этики, поскольку главное этическое требование – жить в согласии с естеством, т.е. с природой. Логика состояла из трех частей: риторика – наука о речи и ее украшениях, диалектика – наука правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов, каноника – наука о критериях истины.

Своеобразие учения стоиков заключается в том, что в нем мы встречаем сочетание в одной теории некоторых материалистических и идеалистических положений. В этом смысле можно сказать, что стоицизм представляет собой разновидность эклектической философии. Так, например, в представлении стоиков природа – это все, что существует, хотя в их учении проводится различие внешней материальной природы, природы внутренней (духовной) и природы человека.

Учение о бытии. В онтологии стоики принимали два принципа: материальное бытие вещей и духовный характер их связи. Первое начало страдательное –вещество. Второе начало деятельное –разум, т.е. Бог, который огнеподобен. Духовное начало пронизывает материальное начало и оформляет его в конкретное многообразие различных вещей и явлений. Силы и законы природы –суть проявление духовного принципа или духовного начала вселенной, которое они называли пневмой (дыханием) – особым огнеподобным началом. Понятие Духовного начала находит свое цельное, законченное выражение в представлении о всеобщем Логосе (Разуме), или Боге, действие которого выступает в форме Провидения, т.е. некой непреложной необходимости. Эта непреложная необходимость (судьба) управляет во внешнем материальном мире. Все вещи существуют в соответствии с некоторым божественным замыслом Творца. Поэтому в мире существует целесообразность. «Бог есть живое существо, бессмертное, разумное, совершенное, или же умное в счастье; не приемлющее ничего дурного, а промысел его – над миром и над всем, что в мире; однако же он не человекоподобен. Он творец целокупности и родитель всего: как вообще, так и в той своей части, которая проницает все; и по многим своим силам он носит многие имена». Например, Дий – совершающий все. Зевс – как причина жизни и проницает всю жизнь. Посидоний – по стихии воды. Гефест – по стихии огня. Деметра – по стихии земли. Природой стоики называют иногда то, чем держится мир (основа), а иногда и то, чем порождается все земное. В этом смысле природа есть самодвижущееся, производящее и поддерживающее свои порождения в назначенные сроки начало мира. Судьба определяет возникновение всего на свете. Это причинная цепь всего сущего или же разум, в соответствии с которым движется мир. «Телом они называли сущность, имеющую границы». Мир –«един, конечен и шарообразен», его окружает пустая беспредельность, которая бестелесна, внутри мира все заполнено и «нет ничего пустого». Мир – это одно «живое существо, разумное, одушевленное и мыслящее». «Он устрояется умом и провидением». У стоиков встречаются отдельные элементы пантеизма. «... Ум проницает все части мира, как душа – все части человека» (Диоген Лаэртский). Это значит, что Бог (Логос, Разум) присутствует в мире, разлит во всяком своем творении.

Учение о душе является продолжением общего учения стоиков о природе, т.е. всего существующего. Душа в понимании стоиков есть дыхание (пневма), врожденное в нас начало. Она телесна (т.е. имеет границы) и остается жить после смерти. Однако и она, в конце концов, подвержена разрушению. Когда мир сгорает, всякая душа отдельных частей мира разрушается. Неразрушима только душа целого. Души всех живых существ суть частицы некой вселенской мировой души. После смерти мы не существуем и нас ничего не ждет. Нет ни суда, ни наказания за зло.

Этическое учение. Главные вопросы этики стоицизма – природа человека, в особенности его побуждений. Отсюда представления о благе и зле, страстях, добродетели, о цели жизни и должном. Первым побуждением стоики считают самосохранение. Ибо «...природа изначально дорога сама себе». Мнение тех, кто считает, что первым побуждением является наслаждение, они считают ложным. Наслаждение возникает лишь как следствие согласия какого-либо стремления с природой самого живого существа, с его первичным побуждением к самосохранению. Природе разумных существ (в отличие от растений и животных, которые слепо следуют за своими побуждениями) в качестве совершенного вождя дан разум. Поэтому жить в согласии с природой значит жить по разуму, который есть «наладчик побуждений».

Таким образом, этика стоицизма непосредственно вытекает из его учения о природе. Природа понимается как абсолютная необходимость некоторого порядка вещей, установленного Богом. И ничто не может его изменить. В природе действует Провидение. «Свобода есть возможность самостоятельного действия». Поэтому по отношению к силе провидения, действующей во внешней природе, человек не свободен. «Судьба движет нами; уступай судьбе; наши заботы и тревоги ничем не могут изменить ход нитей в станке». «Одних судьба влечет, других – тащит» (Сенека). «Изменить... порядок вещей мы не в силах, – зато в силах обрести величие духа, достойное мужа добра и стойко переносить все превратности случая, не споря с природой».

Вне себя, в управлении внешними обстоятельствами человек бессилен. Единственное место, где он обретает свободу – это его внутренний мир, жизнь духа, самосознание и мышление. Здесь он может все устроить, как хочет. Дух человекаабсолютно свободен. В мир мыслей и чувств нельзя вторгнуться извне, нельзя совершить над ним насилия. Именно здесь человек обретает свободу, здесь он может устроить все так, как сам хочет. «Возьми мое тело, мое имущество, мою честь, мою семью, – но мысли моей и воли никто не может у меня отнять, ничто не в силах их подавить» (Эпиктет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: