Общее понятие о памяти.
I. Общее понятие о памяти.
Общее понятие о памяти.
2) Виды памяти.
3) Общая характеристика процессов памяти.
4) Запоминание.
5) Воспроизведение.
6) Забывание и сохранение.
7) Индивидуальные различия.
Литература:
1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
2. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М., Наука, 1977.
3. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., Педагогика, 1974. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., Просвещение 1966.
4. Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., Изд-во МГУ, 1969.
5. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. IV, М., Прогресс, 1973.
6. Хрестоматия по общей психологии. М., Изд-во МГУ, 1981, гл. Память.
7. Иванов С. М. Отпечаток перстня. М., Знание, 1973.
8. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., Изд-во МГУ,1968.
9. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М., Педагогика, 1971.
Вопросы лекции:
II. Виды памяти.
III. Общая характеристика процессов памяти.
IV. Запоминание.
V. Воспроизведение.
VI. Забывание и сохранение.
VII. Индивидуальные различия.
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.
Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». (Образы прошлого в психологии именуются представлениями.) Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «оцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы в «положении новорожденного» (И. М. Сеченов).
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний (техники в первую очередь).
В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.
В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти — психологическому и нейрофизиологическому — сейчас прибавился третий—биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.