Естественно, что мотивы выбора изданий, теле- и радиопрограмм, представления о функциональном назначении СМИ связаны с коренными потребностями и интересами аудитории. Поэтому практически во всех исследованиях аудитории, начиная с 1920-х гг., выясняются тематические интересы аудитории, ее представления о формах подачи публикаций.
Уже в первом послевоенном репрезентативном исследовании читательской аудитории «Ваше мнение», проведенном в Эстонии в 1965 г. (2 000 опрошенных), изучались интересы аудитории. Опрос показал, что интерес читателей тартуской газеты «Эдази» тесно связан с непосредственными потребностями человека, бытом, семьей и т. п. (семейная жизнь, заработная плата, здоровье и т. п.), а также интересом к чрезвычайному, экстраординарному (происшествия, несчастные случаи и т. п.).
Последующие опросы этих же читателей показали стабильность читательских интересов. В семидесятых годах интересы аудитории были выстроены по индексам семибалльной шкалы*.
| Интересы аудитории | Балл |
| Интересы индивидуального существования | 5,66 |
| Интерес к чрезвычайному | 5,42 |
| Интерес к местной информации | 4,94 |
| Интерес к развлекательному | 4,82 |
| Интерес к литературе и искусству | 4,20 |
| Интерес к экономике | 4,10 |
| Интерес к материалам на темы морали | 3,87 |
| Интерес к политике | 3,50 |
Институтом социологических исследований Академии наук в 1977 г. был проведен широкий всесоюзный опрос населения страны (около 10 тысяч опрошенных) по поводу их отношения к деятельности газет, радио и телевидения. Данные этого репрезентативного исследования по тематическим интересам населения важно привести** (в % к числу опрошенных).
| Темы | % |
| Международная жизнь | |
| Вопросы морали и нравственности | |
| Вопросы жилья, зарплаты, социального обеспечения | |
| Физкультура и спорт | |
| Вопросы бытового обслуживания, работа предприятий торговли | |
| Вопросы здравоохранения, медицинского обслуживания | |
| Вопросы сельского хозяйства | |
| Вопросы законодательства | |
| Вопросы культуры, искусства, литературы | |
| Вопросы промышленности, строительства, транспорта | |
| Вопросы образования | |
| Вопросы окружающей среды, природные ресурсы | |
| Историко-революционная и военно-патриотическая тема | |
| Проблемы науки | |
| Работа профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций | |
| Вопросы партийной жизни, работы партийных организаций | |
| Работа Советов, министерств, ведомств и других органов государственного управления | |
| Вопросы марксистско-ленинской теории | |
| Другие вопросы | |
| Затрудняюсь ответить |
Перестроечные процессы сильно политизировали обычно инертную к политике аудиторию. И сохраняя свои старые приоритеты в тематических интересах, она по политическим убеждениям раскололась на полярные группы. В первые годы перестройки, в 1990–91 гг., когда проводилось Ярославское исследование, в период резкой поляризации общества по политическим ориентациям, мы получили любопытные данные об интересе «демократов» и «консерваторов». Это весьма поучительная таблица с довольно полным и хорошо структурированным перечнем сфер, которые могут быть и должны быть темами для СМИ* (табл. 21).
Таблица 21
Интерес к различным сферам жизни у «демократов» и «консерваторов»
(в % к числу опрошенных в каждой группе)
| Сферы жизни | «Демократы» | «Консерваторы» |
| Политико-управленческая сфера | ||
| Конституция, деятельность высших государственных структур | ||
| Советы, исполкомы Советов разного уровня | ||
| Общественные движения, организации, профсоюзы | ||
| Органы правосудия, правопорядка | ||
| Преступность, нарушения норм общественной жизни | ||
| Международные отношения, зарубежье | ||
| Экология | ||
| Экономическая сфера | ||
| Промышленность | ||
| Вопросы собственности, экономические законы | ||
| Стоимость жизни, обесценивание денег | ||
| Сельское хозяйство | ||
| Банковская деятельность, финансы | ||
| Наука, технический прогресс | ||
| Повседневная жизнь | ||
| Торговля, бытовое обслуживание, жилищное строительство Коммунальное хозяйство | ||
| Здравоохранение, социальное обеспечение | ||
| Дом, быт, приусадебное хозяйство | ||
| Спорт | ||
| Интимная жизнь, любовь, секс | ||
| Свободное время, увлечения, отдых | ||
| Природа | ||
| Семья, брак | ||
| Культура, просвещение | ||
| Культура, искусство | ||
| Образование, воспитание, самообразование | ||
| Жизнь, судьба, бытие людей | ||
| Непознанное, сверхъестественное, чудеса | ||
| Местная жизнь | ||
| Деятельность органов власти | ||
| Условия жизни (дороги, благоустройство) | ||
| Преступность, хулиганство | ||
| Жилищная проблема, качество жилья | ||
| Снабжение продуктами и товарами | ||
| Новые типы экономических отношений | ||
| Повседневная жизнь людей в ближайшем окружении | ||
| Местные обычаи, традиции. Культура |
Нетрудно заметить, что «демократы» активнее интересуются всеми вопросами политической жизни, финансовыми проблемами, тогда как «консерваторы» больше, чем «демократы», по-прежнему погружены в сферу быта и работы. Примечательно, что и тех и других интересуют культура, искусство, жизнь, судьба, бытие людей, их волнуют проблемы преступности, нарушения норм общественной жизни, которые сейчас крайне обострились.
Познакомимся с исследованием аудиторных интересов последних лет Независимого института коммуникавистики «СМИ и органы местного самоуправления» (табл. 22).
Таблица 22
Представление населения о тематической модели местных СМИ
(в % к числу опрошенных)
| Темы | Место | Очень малый город | Малый город | Средний город | Большой город |
| Состояние хозяйства населенного пункта (торговля, бытовое обслуживание, снабжение, транспорт) | |||||
| Здравоохранение, социальное обеспечение, семья, дом, быт, повседневная жизнь и т. п. | |||||
| Экологическая проблематика (состояние и охрана окружающей среды) | |||||
| Культура, образование, искусство, краеведение, история | |||||
| Экономическая ситуация в населенном пункте, работа предприятий промышленности | |||||
| Деятельность местных органов власти, суда, прокуратуры | |||||
| Происшествия, преступления, охрана порядка, работа милиции | |||||
| Спорт и физкультура | |||||
| Художественные произведения, юмористические, развлекательные материалы | |||||
| Деятельность партий, движений, союзов, общественных организаций |
Но с начала 90-х гг. произошли большие изменения в нашей жизни, в журналистике, в аудиторных интересах и ориентациях. Правда, последние, особенно в группе обычных людей, «консерваторов», не так быстро изменяются, как кажется политикам и журналистам. И интерес к общественным и политическим партиям по-прежнему на последнем месте, а близкие человеку повседневные проблемы жизни, как и прежде,– на первых.
Одно из последних исследований аудитории «Региональные СМИ и демократия в России (на примере Вологодской области) выполнено в конце 2001 г. Центром русских и восточно-европейских исследований при Университете в Торонто, Центром сравнительных социально-политических и социально-экономических исследований Института международной экономики и международных отношений Российской академии наук и Независимым институтом коммуникавистики*. Опрос жителей Вологодской области (1 000 чел.), показал, что их прежде всего волнуют проблемы роста цен, обнищания, безработицы, роста преступности и наркомании, ухудшение медицинского обслуживания и кризис производства.
Ниже приводятся ответы на вопрос: «Выберите из предложенного списка проблемы, которые, по Вашему мнению, сильнее всего волнуют россиян»
(в % к числу опрошенных).
| Рост цен | |
| Рост преступности | |
| Обнищание населения | |
| Рост наркомании | |
| Военный конфликт в Чечне | |
| Рост безработицы | |
| Рост тарифов на коммунальные услуги | |
| Ухудшение медицинского обслуживания | |
| Кризис в промышленности и сельском хозяйстве | |
| Коррупция и взяточничество | |
| Трудности с получением образования | |
| Ухудшение экологической ситуации | |
| Задержки выплаты зарплат и пособий | |
| Нарушение прав человека в России | |
| Отток капиталов из России | |
| Слабость государственной власти | |
| Свободная купля-продажа земли | |
| Усиление влияния Запада | |
| Уменьшение влияния России на мировую политику | |
| Дефицит товаров первой необходимости | |
| Уменьшение влияния России на страны СНГ |
Данные же контент-анализа показывают, что пресса реально весьма далека от проблем, которые волнуют людей. Ниже показана тематика региональных СМИ и процент публикаций по темам.
| Реклама, объявления | |
| ТВ-программа | |
| Развлекательные материалы (юмор, конкурсы, сканворды, загадки, гороскопы, мистика, лотерея | |
| Житейские темы (здоровье, красота, сад, огород, дом, семья, житейские истории, гендерные отношения) | |
| Культурная жизнь (культура, искусство литература, наука, образование, церковь) | |
| Политическая и общественная жизнь (деятельность властей, партии и общественные движения, профсоюзы) | |
| Состояние городского хозяйства (торговля, бытовое обслуживание, снабжение, транспорт) | |
| Экономическая ситуация (общая проблематика, промышленные предприятия, сельское хозяйство) | |
| Криминальная тематика | |
| Положение в социальной сфере (здравоохранение, социальное обеспечение, условия жизни, труд, занятость, безработица) | |
| Служба в армии (призывники, война) | |
| Спорт | |
| Деятельность суда, прокуратуры, милиции | |
| Происшествия (катастрофы, пожары) | |
| Отдых (путешествия, туризм) | |
| Экологическая проблематика | |
| Литературные произведения (повести, мемуары) |
Ожидания от телевидения, конечно, отличаются от читательских интересов в полном соответствии с мотиваций телепросмотра и функциональными ожиданиями аудитории. Мы помним, что телезритель ждет новостной, развлекательной и познавательной информации. Поэтому он придает большое значение специфическим художественным формам – телесериалам, кинофильмам, музыкальным передачам, особенно эстрадным, играм, показу спортивных соревнований и т. п. Хотя новости – на первом месте. Познакомьтесь с ответами 4 тысяч опрошенных ВЦИОМом в 1994 г. на вопрос «Какого рода телепередачи в последнее время в наибольшей степени привлекали ваше внимание?»
(в % к числу опрошенных).
| Телепередачи | % |
| Новости | |
| Многосерийные телесериалы | |
| Музыкальные передачи, эстрадные концерты | |
| Игры, лотереи, викторины | |
| Криминальные происшествия | |
| Беседы с интересными людьми в прямом эфире | |
| Спортивные | |
| Познавательные | |
| Передачи о здоровье, о приусадебном участке и т. п. | |
| Музыкальные видеоклипы, концерты рок звезд | |
| Общественно-публицистические | |
| Религиозные | |
| Передачи для деловых людей |
Аудитория обычно предъявляет достаточно высокие требования к форме и стилю публикаций. Она предпочитает публикации интересные, яркие, драматичные, доступные ее уровню понимания. Разговор о форме публикаций особенно актуален, если речь идет о телевидении. Вот каковы требования к характеру телепередач у аудитории разных стран. Исследование проведено в 1996 г.*
| Телепередачи должны быть | % к числу опрошенных |
| Интересными | |
| Образовательными | |
| Помогать расслабиться | |
| Забавными | |
| Годными для просмотра всей семьей | |
| Реалистичными | |
| Оригинальными | |
| Без насилия | |
| Развивающими воображение | |
| Волнующими | |
| Возбуждающими | |
| Объективными |