Административные действия

Административные договоры

К числу административно-правовых форм государственного управления относятся и административно-правовые договоры. Административный договор - это основанное на нормах административного права соглашение, одним из обязательных участников которого является субъект государственного управления, заключаемое с целью урегулирования отношений управленческого характера.

В теории административного права выделяются следующие признаки административного договора:

- заключение административного договора влечет возникновение правоотношений между его субъектами на основе добровольного согласия, чем административный договор отличается от актов управления;

- административный договор заключается на основе норм административного права, которые регламентируют порядок его заключения и прекращения (расторжения).

- содержание административно-правового договора составляют управленческие отношения.

- одной из сторон административного договора выступает орган исполнительной власти, являющийся субъектом государственного управления.

Основным критерием классификации административных договоров является предмет договора, по которому выделяются:

- договоры компетенции;

- договоры о сотрудничестве;

- служебные договоры (контракты).

К договорам о компетенции относятся договоры между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении компетенции, а также о делегировании полномочий. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 N 924 утверждены Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий.

Договоры о сотрудничестве определяют различные сферы управленческой деятельности, в частности, обмен информацией, проведение совместных мероприятий и ряд других.

Служебные договоры – это договоры о поступлении граждан на государственную службу соответствующего вида.

Субъекты, осуществляющие административную деятельность, постоянно, практически ежедневно совершают массу действий, как влекущих, так и не влекущих правовые последствия для других лиц. Под административно-правовым действием следует понимать властный волевой акт поведения административного органа, совершаемый в отношении конкретных физических или юридических лиц, направленный на разрешение конкретной жизненной ситуации, возникшей в ходе осуществления указанным органом административной деятельности, и влекущий для названных лиц определенные правовые последствия.

Основные признаки административно-правовых действий.

1. Рассматриваемые действия совершаются только в процессе осуществления административной деятельности. Иными словами, они не могут совершаться в процессе осуществления законотворческой (правотворческой) и судебной деятельности (судопроизводства).

2. Административно-правовые действия производятся только административными органами в пределах их компетенции.

3. Виды и порядок (процедуры) их совершения определяются нормами административного права.

4. Административно-правовое действие в отличие от административно-правового акта представляет собой не официальный документ (запись в документе) или знак (символ), а властный волевой акт поведения административного органа, выражающийся в воздействии определенным способом на субъект, в отношении которого осуществляется административная деятельность. В частности, административно-правовыми действиями будут являться проведение надзорным органом проверки на предприятии, доставление сотрудником милиции гражданина, совершившего административное правонарушение, в орган внутренних дел, и т.п.

5. В отличие от неправовых (в частности, организационных и материально-технических) административно-правовые действия всегда влекут или могут повлечь за собой юридически значимые последствия для тех лиц, в отношении которых они совершаются. Например, такое действие, как административное задержание гражданина, совершившего административное правонарушение, влечет для него временное ограничение свободы.

6. Указанные действия могут как предшествовать принятию (изданию) индивидуальных административно-правовых актов, так и совершаться после принятия (издания) данных актов. Например, административное задержание правонарушителя или составление в отношении его протокола об административном правонарушении предшествуют вынесению постановления о привлечении этого лица к административной ответственности. Другие же действия (например, такое как обращение взыскания на заработную плату и имущество правонарушителя с целью исполнения назначенного ему административного наказания) совершаются после вынесения в отношении правонарушителя постановления о привлечении его к административной ответственности.

7. Совершение большинства таких действий требует официально-документального оформления посредством составления соответствующих процессуальных документов (протоколов, актов, рапортов и т.п.). Например, административное задержание правонарушителя должно быть оформлено специальным протоколом, медицинское освидетельствование водителя транспортного средства на состояние опьянения - актом медицинского освидетельствования. Вместе с тем при совершении некоторых административно-правовых действий не требуется их процессуальное оформление. К таковым относятся, в частности, проверка сотрудниками милиции документов у граждан, остановка ими транспортных средств.

Административно-правовые действия можно подразделить на виды по следующим критериям.

1. В зависимости от сферы осуществления (внутренней или внешней) административной деятельности:

1.1. Действия, совершаемые внутри государственных органов, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, - так называемые внутриорганизационные административно-правовые действия. К ним можно отнести предъявление руководителем государственного органа властных требований к подчиненным сотрудникам, проведение служебной проверки в отношении сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, составление сотрудниками государственного органа служебных рапортов и записок, а также отчетов и направление их руководителю данного органа или в вышестоящий орган.

1.2. Действия, совершаемые административными органами в сфере их внешневластной деятельности, то есть в отношении не подчиненных им организационно физических и юридических лиц. Например, действия по приему и рассмотрению заявлений, ходатайств и жалоб физических и юридических лиц по подведомственным административному органу вопросам, действия по применению мер административного принуждения в отношении лиц, совершивших административные правонарушения.

2. В зависимости от целей совершения (направленности) и содержания:

2.1. Действия, направленные на обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц, возникающих у них на основе материальных норм различных отраслей права (административно-регулятивные действия). Например, к ним относятся прием от физических и юридических лиц заявлений, ходатайств о предоставлении им каких-либо прав или правового статуса, выдача гражданам паспортов, справок, свидетельств, лицензий и т.п.

В свою очередь, административно-регулятивные действия в зависимости от конкретной цели их совершения можно подразделить на следующие виды:

а) распорядительные, связанные с дачей указаний, с предъявлением каких-либо властных требований к другим лицам;

б) регистрационные, связанные с осуществлением государственной регистрации прав, правового статуса, иных объектов;

в) разрешительные, связанные с выдачей специальных разрешений (лицензий) на совершение физическими и юридическими лицами каких-либо действий, на осуществление какой-либо деятельности;

г) правопредоставительные, связанные с предоставлением физическим и юридическим лицам по их инициативе каких-либо прав или правового статуса;

д) экзаменационные, связанные с проведением экзаменов, конкурсов и иных испытаний в целях приобретения определенных прав или правового статуса;

е) правоудостоверительные, связанные с официальным удостоверением каких-либо фактов, имеющих юридическое значение для физических или юридических лиц;

ж) согласовательные, связанные с осуществлением согласования каких-либо вопросов, возникающих у административных органов, физических и юридических лиц и требующих решения в административном порядке;

з) координационные, связанные с осуществлением координации совместной деятельности каких-либо административных органов.

2.2. Действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений, а также на обеспечение общественной безопасности, безопасности государства, отдельных лиц (административно-охранительные действия). К ним относятся проверка сотрудниками милиции документов у граждан, проверка деятельности юридических лиц, доставление граждан, совершивших административные правонарушения, в помещения органов внутренних дел, их задержание, личный досмотр, запрещение движения транспортных средств на отдельных опасных участках дорог или улиц и т.п.

В зависимости от целей административно-охранительные действия целесообразно подразделить на следующие виды:

а) поисково-проверочные (проведение проверок соблюдения физическими и юридическими лицами действующего законодательства);

б) ограничительные (установление временных ограничений прав и свобод граждан, прав юридических лиц при наличии законных оснований);

в) запретительные (установление и реализация запретов на совершение физическими и юридическими лицами определенных действий);

г) пресекательные (принудительное прекращение противоправных действий, совершаемых физическими или юридическими лицами);

д) обеспечительные (принудительное обеспечение исполнения физическими и юридическими лицами возложенных на них законодательством юридических обязанностей);

е) следственные (проведение административного и дисциплинарного расследования совершенных административных и дисциплинарных правонарушений, а также обстоятельств чрезвычайных происшествий, аварий и катастроф);

ж) исполнительные (обеспечение принудительного исполнения правовых актов судов и административных органов).

3. Различают следующие действия в зависимости от наличия или отсутствия прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются:

3.1. Действия, которые непосредственно влекут возникновение прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются (составление уполномоченным должностным лицом в отношении гражданина протокола об административном правонарушении, выдача гражданину паспорта органом внутренних дел, регистрация органом ГИБДД транспортного средства, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и т.п.). Указанные действия непосредственно влекут возникновение правовых последствий для лиц, в отношении которых они совершены (регистрация транспортного средства за гражданином непосредственно влечет возникновение у него прав и обязанностей, имеющихся в соответствии с действующим законодательством у владельцев транспортных средств, и т.п.).

3.2. Совершение которых не влечет непосредственно возникновения прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются, однако создает возможность возникновения таких последствий (остановка сотрудником милиции гражданина или транспортного средства для проверки документов, доставление гражданина в помещение органа внутренних дел, проведение должностными лицами контролирующего или надзорного органа проверки на территории и в помещениях организации). Указанные действия могут завершиться как наступлением каких-либо правовых последствий для лиц, в отношении которых они совершены, так и не повлечь подобных последствий. Например, если в ходе проверки на предприятии будут обнаружены какие-либо нарушения действующего законодательства, в отношении этого предприятия в последующем не исключено применение мер административного принуждения, в том числе связанных с административной ответственностью. Если же в результате проверки никаких нарушений законодательства со стороны проверенного предприятия установлено не будет, к нему не должны применяться какие-либо меры административного принуждения.

4. В зависимости от наличия или отсутствия необходимости официально-документального оформления совершаемых действий различают следующие:

4.1. Подлежащие официально-документальному оформлению. Например, административное задержание, личный досмотр правонарушителя, досмотр его вещей требуется оформлять составлением соответствующего протокола. Совершение регистрационных действий оформляется посредством выдачи лицу, в отношении которого эти действия совершены, соответствующего свидетельства о регистрации.

4.2. Не подлежащие официально-документальному оформлению. Например, не требуется официально-документального оформления в случае остановки сотрудником милиции транспортного средства или проверки им документов у граждан, а также применения в отношении правонарушителя специальных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: