Кодекс профессиональной этики работников обслуживания.
Под сферой бытового обслуживания, как правило, понимают совокупность видов деятельности, функциональное значение которых в системе общественного производства выражается в оказании и реализации услуг для населения. В зависимости от их роли в процессе воспроизводства, от характера удовлетворяемых ими потребностей виды деятельности сферы бытового обслуживания значительно различаются между собой.
Они существенно дополняют личное потребление, участвуют не только в удовлетворении, но и в целенаправленном формировании потребностей населения, создании условий для экономии свободного времени населения.
Результаты бюджетных обследований показывают, что во всех доходных группах население осуществляет расходы на оплату бытовых услуг. Диапазон разброса бытовых услуг в общем объеме данной категории потребительских расходов достаточно велик: от 1,1% до 36,4% в самой высокодоходной группах. Однако наличие этих расходов подтверждает неоспоримый факт, что даже при минимальных среднедушевых доходах население вынуждено потреблять бытовые услуги в силу их социальной значимости.
Требования профессиональной этики работников обслуживания фиксируются в специальном документе. Приведем основные положения такого кодекса:
– каждый заказчик должен почувствовать, что ему искренне рады;
– приветливый взгляд;
– принимайте заказчика таким, каков он есть;
– внимательность работника — одно из основных условий благоприятного морально-психологического климата в организации;
– умейте владеть собой, проявлять выдержку и терпение;
– придерживайтесь согласованного с заказчиком времени его прихода;
– берегите честь предприятия и своих товарищей.
Работнику бытового обслуживания недостаточно только выучить положения этого нравственного кодекса. Эти положения должны прочно перейти в его убеждения, стать его «второй натурой», не оставаться на бумаге.
В современной экономике России продолжают выделяться и развиваться многие виды специализированных отраслей сферы услуг, как следствие формирования рыночной инфраструктуры. Особое развитие получил комплекс услуг коммерческого посредничества. Эти услуги обеспечивают процесс производства, обращения и эффективного потребления материальных и нематериальных благ.
Услуги делового посредничества проникают буквально во все звенья производства и потребления, обеспечивая более быстрое и надежное функционирование общественного капитала. Расширение услуг делового посредничества вовлекает в трудовую деятельность рабочую силу, которая по тем или иным причинам не задействована в материальном производстве, что особенно актуально для условий углубления процессов безработицы в России.
В нашем понимании услуги коммерческого посредничества ни в коем случае не ограничиваются торгово-закупочными операциями. Это особенно важно в двух внешне кардинально противоположных ситуациях: в условиях глубокого экономического кризиса и устойчивого экономического развития.
Можно выделить несколько групп услуг, оказываемых потребителям коммерческими посредниками:
– информационные и организационно-коммерческие услуги;
– производственные услуги;
– транспортно-эксплуатационные услуги;
– финансово-расчетные, и кредитные услуги;
– финансирование.
По методологии планирования все услуги коммерческого посредничества можно объединить в две группы:
1. производственно-коммерческие;
2. информационно-коммерческие.
В первую группу входят услуги так или иначе связанные с воздействием на товарно-материальные ценности в сфере обращения. Вторая группа объединяет услуги, не связанные с непосредственным воздействием на товарно-материальные ценности, а представляющие собой процесс производства информации или информационно-финансового обеспечения товарного обмена.
Одной из наиболее распространенных разновидностей посреднической предпринимательской деятельности является дилерство. По своему содержанию дилерство является частным видом предпринимательства, основанным на моделировании возможных партнерских связей между контрагентами.
Исходя из состояния российского рынка важное значение для дилерства приобретает использование консалтинговых услуг, анализ их специфики, организации, научно-методического и информационного обеспечения, выявления приоритетных проблем внутреннего консультирования в данной деятельности.