План
1. Шведский стол.
2. Экспресс-стол.
3. Зал-экспресс.
4. Воскресный бранч.
5. Кофе-брейк.
6. Сырная тарелка и сырная тележка.
- Шведский стол
Организация питания по типу «шведский стол» заключается, прежде всего, в ускорении обслуживания потребителей, что увеличивает пропускную способность торгового зала, требует меньшей численности квалифицированного персонала и т.д.
Такая форма обслуживания применяется в ресторанах, где завтраками, обедами и ужинами постоянно пользуется большое количество посетителей.
Особых требований к торговым залам для организации обслуживания посетителей по этому методу не существует. Торговые залы должны быть светлыми, хорошо вентилируемыми и достаточно свободными для создания посетителям необходимых удобств.
В зависимости от размера площади обеденного стола, его конфигурации и расположения дверей, окон, колонн и т. п., а также от предполагаемого числа посетителей, которые могут прийти одновременно, в зале устанавливают одну или две раздаточные линии.
|
|
Раздаточные устанавливают на расстоянии 1—1,5 м от стен, причем учитывается необходимость исключения встречных потоков посетителей. На остальной свободной площади зала расставляют столы, стулья (рис. 37).
Их накрывают белыми или цветными скатертями. Если крышки столов имеют гигиеническое покрытие, накрывать их скатертями необязательно.
Рисунок 37. План-схема расстановки обеденных столов и размещение раздачи при обслуживании по типу «Шведский стол» (первый вариант)
Зарубежной промышленностью выпускается оборудование для этой формы обслуживания. Это передвижное оборудование с лампами для освещения и подогрева блюд, набором емкостей (лотков, контейнеров) для хранения пищи; для холодных блюд устанавливают охлаждаемые секции. Ассортимент продукции можно предложить следующий:
- завтрак — масло, колбаса, ветчина; сыр; салаты, овощи; блинчики, сырники; каши: мясные, овощные, молочные; яичные блюда; кисломолочная продукция; различные соки; мучные кондитерские изделия;
. - обед — разнообразные салаты из свежих овощей, винегрет; сельдь, рыба под маринадом; масло, сыр, сметана; из первых блюд — бульон с гренками, пирожками, пюре, борщи и др.; из вторых блюд — рыба жареная, мясо отварное, голубцы, котлеты картофельные, морковные; гарниры - картофель жареный, каши рассыпчатые, капуста тушеная; на десерт — компот, кисель, желе и горячие напитки (кофе, чай);
- ужин — масло, сыр; ростбиф, буженина; кисломолочная продукция; горячие блюда из рыбы, натурального мяса; овощи тушеные; запеканки, блюда из творога; выпечка в ассортименте; чай, фрукты, соки.
|
|
Рисунок 37. План-схема расстановки обеденных столов и размещения раздачи при обслуживании по типу «Шведский стол» (первый вариант)
Важно, чтобы ассортимент блюд и напитков был разнообразным. Потребитель должен иметь возможность попробовать понемногу несколько блюд — это одно из преимуществ «шведского стола». Ассортимент продукции необходимо менять по дням недели.
Посетители, прежде чем войти в зал, предварительно оплачивают стоимость разового питания. Для организации групп посетителей стоимость питания может быть оплачена предварительно по безналичному расчету, а каждому посетителю выдается талон-пропуск для отдельного приема пищи. Возле кассы вывешивается меню. При входе в зал посетители отдают чек или талон контролеру и направляются к раздаточной. Посетители выбирают блюда, кладут на тарелки и садятся за стол. В зале находятся официанты, которые сервируют столы, убирают использованную посуду. По просьбе потребителей официанты могут обслужить их за столом — с учетом возраста, физических недостатков и других причин. Здесь же, в зале, может быть организована продажа напитков, табачных изделий за наличный расчет через небольшой бар или с помощью специальных тележек.
Рисунок 38. План-схема расстановки обеденных столов и размещения раздачи (второй вариант)
Обслуживание по типу «шведский стол» возможно и без специального оборудования. Для этого сервируют столы по типу «фуршет», на которое ставят блюда с закусками, бутербродами, соки, фрукты, кисломолочную продукцию в мелкой расфасовке, минеральную воду, мучные кондитерские изделия, хлеб, фрукты, кофе в термосах, тарелки стопками, столовые приборы. В тех случаях, когда для «шведского стола» предназначено постоянное помещение, следует устанавливать экспресс-кофеварку. На столах у стен ставят электрические самовары и сервируют столы для чая. При наличии специального оборудования «шведский стол» организуют к завтраку, обеду, ужину, а при наличии фуршетного стола — только к завтраку.
Повара-раздатчики постоянно находятся у раздаточных секций. Повара обязаны поддерживать правильную выкладку продуктов, вовремя делать заказ на производство на блюда, которые пользуются спросом, не допускать перебоев их на раздаче. Продукцию повара-раздатчики получают с производства по заборному листу.
- Экспресс-стол
Экспресс-столы организуют в залах ресторанов при гостиницах, на железнодорожных станциях, в аэропортах. В период с 8 до 11ч пассажирам предлагают два вида европейских завтраков одинаковой стоимости, ас11до15ч - экспресс-обеды также двух видов.
Русский стол организован по принципу «репинского стола». Конструктивно он близок к разработанному художником Репиным обеденному столу, который и сейчас находится в Пенатах. За круглым столом одновременно могут разместиться 20 человек. Он состоит из двух поверхностей разного диаметра. Верхняя вращается при помощи ручек, нижняя неподвижная и находится на расстоянии 10 см от верхней; нижняя часть шире верхней на 35-40 см.
На вращающуюся часть стола ставят холодные блюда и закуски, сладкие блюда, мучные кондитерские изделия, прохладительные напитки, соки. Неподвижную часть стола сервируют тарелками, приборами, фужерами. Потребители садятся за стол, поворачивая ручку вращающейся части стола и самостоятельно порционируют блюда. Подачу горячих блюд и напитков, а также расчет за питание осуществляют официанты.
- Зал-экспресс
Зал-экспресс предназначен для быстрого обслуживания потребителей в тех ресторанах, где используется шведский стол. Основой этой формы обслуживания является фуршетный стол, установленный вдоль стены на расстоянии 1,5 м от нее. На стол, накрытый юбкой, выставляют холодные напитки, различные салаты, рыбные, мясные холодные блюда, сыры, масло сливочное, кисломолочные продукты в индивидуальной упаковке, а также соки, прохладительные напитки, хлеб и хлебобулочные изделия. Рядом с холодными закусками, хлебом - приборы для раскладки - ложки и вилки столовые, щипцы для хлеба.
|
|
При входе в зал устанавливают контрольно-кассовую машину и вывешивают варианты меню. Стоимость закусок фуршетного стола включается в стоимость каждого варианта меню завтрака, обеда или ужина. Посетители входят в зал, знакомятся с меню, пробивают чеки по одному из вариантов, садятся за столы и передают чеки обслуживающему их официанту. Официант направляется к раздаче, получает на производстве супы и вторые блюда. В это время гости подходят к фуршетному столу и выбирают холодные закуски, соки, прохладительные напитки.
Сервировка столов должна быть минимальной к завтраку, обеду или ужину. Официанты доставляют в зал продукцию кухни в посуде подачи гостям на двухъярусных тележках или подносах. На нижнем ярусе предлагают использованную посуду и приборы, на верхнем - блюда. Если официанты приносят блюда в зал на подносах, то последние ставят на подсобный стол или сервант, убирают использованную посуду и приборы, а затем подают блюда европейским методом.
- Воскресный бранч
Рестораны в субботние, воскресные и праздничные дни организуют обслуживание гостей обедами, на которые приходят семьями, с друзьями. Обслуживание осуществляется по типу шведского стола с широким ассортиментом холодных блюд и закусок, супов, вторых горячих блюд, приготовленных в горшочках, запеченных на сковороде, на решетке гриля, прохладительных напитков. Сладкие блюда, горячие напитки и мучные кондитерские изделия гостям предлагают отдельно на чайном и десертном шведских столах. Если в эти дни в ресторане проводится дегустация вин, то в стоимость бранча обязательно включается бокал вина или шампанского. Воскресные бранчи могут иметь различную тематическую направленность: морскую, охотничью, национальную (грузинская, молдавская, украинская и другие кухни).
|
|
Сервировка столов к обеду минимальна (пирожковая тарелка, столовый и закусочный приборы, фужер и полотняная салфетка). Количество подходов к шведскому столу не ограничено. Официанты производят досервировку стола приборами и стеклянной посудой. Гости обслуживают себя сами. Официанты помогают им в выборе и порционировании блюд, доставке их к столу, уборке посуды. Как правило, предусматриваются билеты для детей до 12 лет по более низкой цене.
Одним из видов услуг, предлагаемых потребителям на предприятиях общественного питания, является проведение аукционов кулинарных и кондитерских изделий, а также презентаций. Специальная комиссия тщательно отбирает и составляет перечень изделий, рекомендуемых к продаже с аукциона, и присваивает им порядковые номера. Цена на каждое изделие (начальная цена аукционного торга) устанавливается заранее. Примерно за час до открытия аукциона проводится демонстрация кулинарных и кондитерских изделий.
С помощью рекламных средств (сообщений в печати, листовок, рекламных щитов) информируют население о месте и времени проведения аукциона. Желающие принять участие в аукционе заранее приобретают платные билеты.
По условиям аукциона изделие приобретает тот, кто предложил наивысшую цену. Для повышения активности покупателей предусматривают специальные призы: за решительность, для самого активного участника, для сделавшего самую дорогую покупку и др. Аукционы целесообразно проводить в предвыходные и предпраздничные дни. По просьбе покупателей предприятие общественного питания может за плату доставить покупки по указанному адресу.
- Кофе-брейк
Кофе-брейк (или кофе-пауза) организуют в ресторанах для быстрого обслуживания участников совещаний, конференций, деловых переговоров, а также вне ресторанов (конференц-залах, холлах). Прямоугольные или круглые столы накрывают цветными скатертями-юбками, как на фуршете. Гости едят и пьют стоя.
В меню кофе-брейка включают пирожные, пирожки, сладкие и соленые печенья, сдобные булочки, канапе с сыром и со свежими фруктами, лимон, сливки, кофе, чай. Из прохладительных напитков — минеральную воду, соки.
Стол сервируют следующим образом. По периметру стола устанавливают чашки с блюдцами емкостью 50 см и кладут чайные или кофейные ложки. По центру стола размещают вазу плато с пирожными и десертной лопаткой на пирожковой тарелке, низкие фарфоровые вазы с пирожками, блюда с канапе, вазы с ассорти из домашнего печенья. Ближе к чашкам ставят сахар в вазочке на пирожковой тарелке с резной бумажной салфеткой и щипцами, лоток с лимоном и двухрожковой вилкой для раскладки, стопки мелких десертных тарелок по 80 шт., сливки в сливочнике; заварной и до-ливной чайники; кофейник на закусочной тарелке с полотняной салфеткой, сложенной тюльпаном, ставят на стол за несколько минут до начала перерыва. На подсобный стол ставят самовар на хромированном или расписном подносе.
Гости подходят к столу, официанты предлагают им кофе или чай и наливают горячие напитки, придерживая крышку кофейника или чайника ручником. Можно использовать чай или кофе в одноразовой упаковке.
6. Сырная тарелка и сырная тележка
В ресторанах Европы в меню «а ля карт» включают сырную страничку. Сыр в Европе, особенно во Франции, является традиционным десертом. Показателем роста спроса на сыры в России является появление в меню ресторанов «сырной тарелки» - ассорти из нарезанных деликатесных сыров. Перед десертом официант ресторана приносит в зал корзинку, в которой лежат головки различных сыров, показывает их гостям и рассказывает о каждом сорте. Рекомендует вино. Как правило, гости дегустируют все сорта, заказывая сырную тарелку. Сыр на тарелке раскладывают по принципу: от нежных сортов к пикантным. Европейский стандарт предусматривает расположение на тарелке пяти видов сыров, подбираемых ресторатором и сочетаемых между собой. В некоторых ресторанах ассорти включает 8 видов французских сыров. Гость заказывает набор и может изменять состав сыров в зависимости от возможностей ресторана. На тарелке, прежде всего, располагают ароматный голубой сыр с голубой плесенью (blue - mold cheese), например, Рокфор. Затем твердые сыры (hard cheese), среди которых наиболее популярны Пармезан, Бри, Камамбер, Эменталь, хорошо сочетаемые с вином, коньяком и даже с пивом. Сыр мягкий (soft cheese) включают в состав ассорти двух видов: мягкий, почти кремообразный и с белой корочкой. Это козьи сыры (Каприно, Шавру), овечьи (Пекорино Романе Фосса Пекорино), свежий коровий Сент-Море и др.
Для сырной тарелки твердые сыры нарезают ломтиками, мягкие - кубиками. Размер стандартной порции 100 г. Сырная тарелка гарнируется семечками подсолнуха, орехами, крекерами, печеньем, бисквитом, грушами, виноградом. При этом компоненты гарнира не должны перебивать аромат сыра. При подаче к сыру вина виноград заменяют другими фруктами. Гость съедает несколько кусочков сыра, пользуясь ножом и вилкой, и запивает бокалом вина. Мягкий сыр можно намазать на тост, крекер или отдельные кусочки хлеба.
«Сырная тележка» используется в ресторанах, имеющих большой выбор сыров (10-15 видов). На тележке сыры представляют гостям. Тележка работает по принципу «шведского стола», то есть заранее определена цена, в соответствии с которой гость может пробовать сыр неограниченное количество раз. В стоимость сырной тележки включена стоимость гарнира — крекеров, тостов, оливок, маслин, орехов, хлеба с семенами подсолнуха, бисквитных палочек, фруктов.
Учитывая, что в мире насчитывается более 1000 видов сыра, официант должен совершенствовать свои знания в этой области, чтобы разъяснять посетителям их вкусовые отличия, рекомендовать вина к определенным видам сыра, представленным на тележке.
Раздел IX. Услуги по организации обслуживания иностранных туристов
Тема 20. Туризм
План
1. Виды туризма и классы обслуживания.
2. Обслуживание групп иностранных туристов в ресторанах и кафе.
3. Национальная кухня и особенности питания иностранных туристов.
1. Виды туризма и классы обслуживания
Граждане разных стран приезжают в Российскую Федерацию на отдых, для деловых встреч, переговоров, участия в конгрессах, фестивалях, спортивных соревнованиях, на лечение и т.д.
Туры (путевки) на обслуживание иностранных туристов продаются различными туристическими агентствами, фирмами нашей страны, а также через туристические фирмы, транспортные компании за границей. В путевки включают полностью или частично следующие услуги: размещение в гостиницах, кемпингах, мотелях; автотранспорт для встреч и проводов в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в морских и речных портах; предоставление питания, организацию экскурсий, услуги гидов-переводчиков и носильщиков.
Индивидуальные и коллективные туристические путешествия, поездки и пребывание за границей вносят вклад в экономическое, социальное и культурное развитие стран, способствуют созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между государствами. На долю туризма приходится около 10% валового продукта нашей планеты, примерно 30% мировой торговли услугами и около 70% мировых капиталовложений. Число туристических поездок во всем мире составляет 600 млн. и по прогнозам Всемирной туристической организации (ВТО) к 2010 году достигнет 937 млн.
Классы туристических документов
Иностранные граждане приобретают туристические документы пяти классов:
«Люкс»-апартамент — поездки индивидуальные, размещение в 3—5-комнатных номерах с предоставлением автотранспорта на все поездки, услуг гида-переводчика. Питание в ресторанах за наличный расчет. Организуются экскурсии.
«Люкс» — поездки индивидуальные. Размещение в гостиницах (в номерах с ванной) с предоставлением автомашины для поездок на экскурсии, встречи и проводы. Питание в ресторанах за наличный расчет.
«Полулюкс» — поездки индивидуальные и группами. Размещение в гостиницах (в номерах с ванной) на одного-двух человек. Питание в ресторанах: для групп — трехразовое по лимитам класса «люкс», для индивидуальных туристов — за наличный расчет.
Первый — поездки индивидуальные и группами. Размещение в гостиницах (в номерах на одного-двух человек с ванной или душем). Питание в ресторанах трехразовое, организуются экскурсии на автомашинах или автобусах.
Туристический — туристы путешествуют преимущественно группами. Предоставляются номер с ванной или душем в гостинице, автобус на группу для поездки на экскурсии, трехразовое питание в столовых, кафе.
Кроме указанных классов туристических документов, имеются документы, в счет которых предоставляется ограниченный объем услуг. К таким документам относят:
Бизнес-тур — приобретается на индивидуальные поездки в качестве туриста, но по делам службы. По документам этого класса туристам обеспечивают номер в гостинице и питание в ресторанах за наличный расчет.
Туристический удешевленный — отличается от стандартного меньшим расходом на услуги, в том числе на питание.
Пансион — приобретается туристами, прибывающими в Россию для участия в выставках или в качестве членов театральных и спортивных коллективов.
Виды иностранного туризма
Иностранные туристы путешествуют группами и. индивидуально. В зависимости от цели путешествия, характера и объема предоставляемых услуг, вида транспорта различают следующие основные виды туризма (табл. 17).
Таблица 17
Виды иностранного туризма и характер предоставляемых услуг
Вид туризма | Вид транспорта | Характер предоставляемых услуг | ||
размещение | питание | другие виды услуг | ||
Обычный туризм | Железнодорожный, воздушный | В гостиницах | В ресторанах при гостиницах | Посещение городов, экскурсии |
Туризм с целью лечения | То же | В санаториях В гостиницах | В столовых санаториев В ресторанах по лимиту для иностранных туристов | Лечение |
Туризм с целью отдыха | Железнодорожный, воздушный | В домах отдыха В гостиницах | В столовых домов отдыха В ресторанах по лимитам первого класса | Экскурсии |
Автомобильный туризм | Автомашины, автобусы | Гостиницы, мотели | В ресторанах | Экскурсии |
Круизный туризм | Суда иностранных фирм Суда российские | На судах На судах | В ресторанах на судах Предоставляется по лимитам для иностранных туристов | Экскурсии в пунктах стоянок |
Кемпинг | Автомашины, автобусы | Остановки на отдых в кемпингах | Туристы готовят сами (имеются кухни, магазины) или питаются в ресторанах, кафе за наличный расчет | Экскурсионное обслуживание не предоставляется |
Школьный туризм | Железнодорожный, автобусный | В студенческих общежитиях, школах-интернатах, гостиницах | В столовых, кафе | Экскурсии |
Альпинизм | То же | В гостиницах | Рестораны, кафе по лимитам для туристов | Услуги инструкторов |
2. Обслуживание групп иностранных туристов в ресторанах и кафе
В предприятиях питания, обслуживающих группы иностранных туристов, должны быть специальные журналы для регистрации и отпуска питания с указанием даты, страны, из которой прибыли туристы, номера извещения, класса обслуживания, вида питания (завтрак, полупансион, пансион), количества туристов по заявке и фактически получивших питание, стоимости фактически отпущенного питания.
Завтрак предоставляется туристам с 7 до 10 часов; обед - с 13 до 15 ч; ужин - с 17 до 20 ч.
Как правило, в ресторанах при гостиницах завтрак организуют туристам в виде шведского стола с самообслуживанием и выбором блюд по своему усмотрению из предоставленного ассортимента. Сервировка обеденных столов должна быть минимальной.
При обслуживании туристов континентальными завтраками вначале производят предварительную сервировку столов на 6-8 чел., затем в торце стола ставят группами чашки с блюдцами и ложками для горячих напитков; горячую закуску (яичницу глазунью или блины) или легкое второе блюдо (яйцо всмятку или омлет, кашу молочную) официант подает с производства европейским методом.
Обслуживание туристов полными завтраками осуществляют аналогично, но на стол ставят не один вид закуски, а холодные закуски в ассортименте.
При отсутствии шведского стола меню завтрака должно ежедневно меняться.
В гостиницах, имеющих более высокие категории (4 или 5 звезд) туристы могут заказать завтрак в ресторане, кафе или поэтажном баре по меню «а ля карт» или с доставкой в номер.
Обед, как правило, состоит из холодной закуски, супа, второго горячего блюда, десерта, кофе или чая. В меню ужина включают холодную закуску, второе горячее блюдо, десерт и горячий напиток. К обеду и ужину подают прохладительные напитки или пиво.
В залах предприятий организуют реализацию продукции сервис-бара с тележек. В ассортимент продукции входят: фрукты, мучные кондитерские изделия, конфеты, шоколад, прохладительные напитки, соки. На всю продукцию сервис-бара должны быть ценники, заборный лист или накладная.
В зарубежной практике широко распространена форма обслуживания групп туристов, получившая название табльдот. За 10-15 мин, до начала обслуживания на предварительно засервированные столы ставят прохладительные напитки или кипяченую воду со льдом, а также хлеб, булочки. Холодные закуски раскладывают на большие закусочные тарелки маленькими порциями, составляя из них красочные композиции, и ставят на столы до прихода гостей. Остальные блюда подают также европейским методом.
Метрдотель, официанты и бармен должны знать не менее одного из европейских языков. В бригаду включаются официанты, владеющие различными языками. Все работники предприятия питания, обслуживающего иностранных туристов, должны быть одеты в форменную одежду или санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца. Одежда должна иметь фирменные знаки с указанием категории предприятия и соответствующего числа «звезд».
Все работники туристических предприятий питания на форменной одежде должны носить бейдж с эмблемой предприятия и указанием фамилии, имени и должности.
3.Национальная кухня и особенности питания иностранных туристов
Национальная кухня - неотъемлемая часть культуры каждого народа. Традиции питания, заложенные в национальную кухню, складывались веками, формируя и определяя стереотипы поведения иностранцев в массовом отечественном сознании. На складывающиеся традиции питания накладывали отпечаток особенности исторического развития каждой страны, а также географическое и экономическое положение. Значительное влияние национальная кухня испытала от воздействия религиозного фактора, т. е. господствующей в данной "стране религии. Традиции питания закрепляет национальная кухня.
Режим питания народов различных стран зависит от климатических условий. Как правило, жители южных стран в завтрак употребляют мало пищи, но обед и ужин у них обильные. Большинство людей во всех странах мира питаются три раза в день. Во многих странах принят континентальный завтрак.
Таблица 18
Характеристика особенностей иностранных кухонь
Национальность иностранных туристов | Особенности кухни | Не рекомендуется предлагать туристам | |
Немецкая и Австрийская кухни | Кухня отличается большим разнообразием бутербродов, блюд из свинины, телятины, говядины, птицы, дичи, рыбы. Широко применяются различные овощи, кисломолочные продукты, блюда из яиц. Немцы любят колбасы, сыры. Национальные блюда: сосиски с тушеной квашеной капустой, свиные ножки с капустой, поросенок с хреном. Популярны бульоны, супы-пюре, фруктовые салаты, черный кофе с молоком или сливками | Блюда из баранины, острую пищу | |
Венгерская кухня | Характерно при приготовлении блюд использование большого количества муки, паприки (красного перца), свиного жира и сметаны. Национальные блюда готовят из жирной говядины, телятины, свинины. Венгры любят заправочные супы, бульоны, сладкие блюда, кондитерские изделия. Употребляют много жидкости, в том числе воду со льдом | Кетовую икру, сельдь, кильку, блюда из баранины, рубленного мяса, гречневую кашу, кисели | |
Болгарская кухня | Болгары употребляют любые блюда европейской кухни, но больше всего любят овощи, блюда кавказской кухни (шашлык, люля-кебаб, чахохбили), красный перец, пшеничный хлеб. Салаты из свежих овощей следует подавать незаправленными. Национальное блюдо болгар - брынза с белым хлебом и зеленым стручковым перцем. Широк ассортимент изделий из теста; пьют кофе черный или по-восточному | Ржаной хлеб, молочные супы, окрошку, борщи, крупяные блюда | |
Польская кухня | Кухня во многом напоминает русскую и украинскую, однако наиболее любимыми кушаньями являются различные салаты, заправленные майонезом, сметаной, икра зернистая, рыба заливная, рассольник, грибной суп, блинчики, вареники, пельмени, кулебяки. Поляки очень любят молочные продукты и мед. К борщам и щам принято подавать вместо хлеба горячий отварной картофель, а ко вторым мясным блюдам - отдельно салат зеленый или из помидоров и огурцов | Блюда из баранины | |
Румынская кухня | Кухня характеризуется широким ассортиментом блюд из натурального мяса, приготовленного на открытом огне. Румыны очень любят овощи в любом виде. Из первых блюд пользуются спросом бульоны с рисом, манной крупой, клецками, борщи, овощные и грибные супы. Соленые и маринованные овощи обязательно подаются как дополнительный гарнир ко второму блюду. Обед обязательно завершается черным кофе | Блюда из рубленого мяса и баранины, ржаной хлеб, блюда с соусами | |
Югославская кухня | Широко используют баранину, свинину, кур, овощи. Необходимым компонентом многих блюд служит каймак (из овечьего или коровьего молока). Из первых блюд готовят бульоны с различными гарнирами, суп-пюре из кур, цветной капусты, печени, солянку мясную, рыбную. Основным горячим напитком является кофе | Мясо и рыбу вареные, ржаной хлеб | |
Английская кухня | Англичане употребляют в широком ассортименте блюда из различных видов мяса, рыбы, овощей и круп. В качестве закусок популярна рыбная гастрономия, а из первых блюд -бульоны и пюреобразные супы. Из горячих мясных блюд предпочитают говядину, телятину, молодую баранину, нежирную свинину, жареные в натуральном виде. Прославилась также традиционными пудингами. Их готовят из мяса, круп, овощей. К завтраку хорошо подавать овсяную кашу, бутерброды. Из напитков наибольшее распространение получил чай, его пьют обычно сладким с молоком | Рыбные супы, гарниры из макаронных изделий, блюда из жирной свинины, блины, блинчики, пельмени. | |
Скандинавская кухня (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) | Употребляют блюда европейской кухни, любят на завтрак холодное молоко, кефир, сливочное масло, варенье, кофе, свежие булочки. Из национальных блюд нашей страны любят рыбные деликатесы, сельдь натуральную с горячим картофелем, борщ украинский, блины со сметаной, рассыпчатую гречневую кашу | Блюда из творога и баранины, картофель, жаренный во фритюре | |
Итальянская кухня | Любят каперсы, салаты с крабами, крабы натуральные, бульоны, лангет, муссы, желе, яблоки, апельсины, кофе черный. Национальное блюдо - макароны с порошкообразным сыром или острым сыром | ||
Испанская кухня | Для приготовления блюд в Испании используют различные виды рыб (тунец, треска, макрель, скумбрия, сардины) и морепродукты (раки, крабы, креветки, устрицы, лангусты). Любят_говядину, телятину, молодую баранину. В жаркое время подают сильно охлажденный суп гаспачо | ||
Кухня народов Индокитая (Вьетнам, Бирма, Таиланд, Индонезия) | Для этих народностей характерно большое количество блюд из рыбы в отварном и жареном виде, а также раков, крабов, лангустов, креветок. Мясо употребляют мало, приготавливают блюда из птицы. Широко используют рис. Из сои готовят соевый соус и соевый творог. Национальным горячим напитком является чай, из холодных - фруктовая вода | Минеральную воду, ржаной хлеб | |
Китайская кухня | Ис пользуют большое количество сушеных, маринованных и вяленых продуктов. Блюда готовят на растительном масле и курином жире. Преобладают морские продукты (медуза, креветки, трепанги, каракатицы и др.) и растительные (соя, росток бамбука, рис, лотос). Распространенными напитками является чай. Зеленый чай пьют очень горячим и без сахара | Блюда из баранины, молока, молочных продуктов | |
Корейская кухня | К специфике корейской кухни следует отметить то, что мяса они употребляют в пищу мало по сравнению с рисом, бобовыми и овощами. Овощи припускают в небольшом количестве жидкости и обязательно приправляют чесноком. Корейцы любят маринованные огурцы, помидоры, разные соленья, щи, борщи, разные супы, вторые блюда из натурального мяса, пшеничный хлеб, пиво, охлажденную воду. В качестве десерта готовят блюда из фруктов (яблок, груш, персиков, хурмы, фиников). Пьют пиво, охлажденную кипяченную воду, едят много пшеничного хлеба | Минеральную воду, кефир, кофе, какао, сметану, сыр, бульоны, блюда с соусами, содержащими сметану, картофельные гарниры | |
Японская кухня | Основу японской кухни составляют рис, животные и растительные продукты морского происхождения. Японцы любят блюда из говядины, свинины, баранины, птицы. Национальные готовят из даров моря: моллюсков, трепангов, кальмаров, крабов, креветок. Очень популярны рисовые пирожки с ломтиками сырой рыбы. Из соусов распространен соевый соус - остросоленый, со специфическим ароматом. Японцы также употребляют много фруктов, печенья; пьют кофе, чай без сахара | Ржаной хлеб, минеральную воду, все блюда должны быть малосолеными | |
Индийская кухня | Основу питания народов Индии составляет растительная пища: рис, кукуруза, чечевица и другие бобовые, овощи. Употребляют большое количество специй, пряностей, приправ, соусов. Важное место в питании индийцев занимают свежие и сушеные фрукты, сладости, мороженое. Любимым напитком является крепкий горячий чай | Минеральную воду, говядину | |
Монгольская кухня | Любят блюда из молока, молочных и мясных продуктов, а также мучные изделия. Одним из самых популярных кушаний являются пенки. Из мясных продуктов используют баранину. Любят бульоны из баранины, заправленные пшеном, рисом, вермишелью или лапшой. Национальный напиток - чай, крепко заваренный и заправленный молоком, маслом (или салом) и солью | Рыбу, рыбную гастрономию, кофе, какао, пиво | |
Кубинская кухня | Употребляют в пищу много риса. Любимое блюдо - рис с черной фасолью. Употребляют в большом количестве красный и черный перец, лавровый лист, корицу, острые соусы, томатную пасту, уксус, майонез и в очень ограниченном количестве соль. Любят свинину, яйца, сладкие блюда и фрукты. Традиционный напиток - крепкий сладкий кофе | Ржаной хлеб, блюда из баранины, соленые продукты | |
Американская и Канадская кухни | В качестве закуски они широко используют сэндвичи и сосиски. В американской кухне представлены все виды мяса и рыбопродуктов. Широко используются овощи, кисломолочные продукты, яйца, каши из риса, овсяная, из кукурузных хлопьев. Национальным напитком является кофе. Употребляют много кока-колы, пепси-колы, пиво, чая с лимоном; перед едой пьют воду со льдом | Копченую рыбу и рыбные консервы, заливную рыбу | |
Кухни народов Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Перу, Чили, Уругвай, Эквадор, Колумбия) | Употребляют кукурузу, различные овощи, особенно помидоры, бобовые, фасоль. Характерны блюда из натурального мяса, которые не панируют. Гарниры заправляют только сливочным маслом, а салаты -оливковым. Майонез и сметану используют редко. Первые блюда принимают весьма ограниченно. Самый любимый напиток - черный кофе | Блюда с майонезом и сметаной | |
Раздел X. Организация обслуживания в социально-ориентированных предприятиях
Тема 21. Социально-ориентированные предприятия питания
План
1. Организация обслуживания в социально-ориентированных предприятиях питания.
2. Обслуживание на производственных предприятиях.
3. Обслуживание социально незащищенных групп населения.
1. Организация обслуживания в социально-ориентированных предприятиях питания
Рост и стабилизация российской экономики способствует развитию сети социально ориентированных предприятий, обслуживающих различные контингенты потребителей по месту работы, учебы, а также группы населения, нуждающиеся в социальной защите (пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные семьи). К ним относятся предприятия питания при производственных предприятиях, учреждениях, общеобразовательных школах, лицеях, колледжах, техникумах, высших учебных заведениях, общедоступные столовые.
В рыночных условиях сохранена социальная направленность общественного питания - около 70% общей численности предприятий, обслуживающих различные контингенты потребителей, составляют рабочие, студенческие и школьные столовые. Более 50% трудоспособного населения пользуются услугами общественного питания.
В целях стимулирования развития сети социально-ориентированных предприятий Правительство Российской Федерации утвердило законы, определяющие обязательность предоставления услуг общественного питания отдельным группам населения. В соответствии с Федеральным законом «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» от 1 августа 1996 г. № 107-ФЗ размер компенсационных выплат, связанных с удорожанием стоимости питания, устанавливается в объеме 3% в день от минимального размера оплаты труда из расчета на одного обучающегося в течение лечебного года. Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ студентам очной формы обучения государственных, муниципальных высших учебных заведений установлена доплата на питание из расчета на одного человека на каждый календарный день не менее 2% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Улучшению организации социального питания по месту работы будет способствовать правильное использование помещений столовых при производственных предприятиях, бесперебойное обеспечение работников высококачественным и доступным по цене питанием, внедрение прогрессивных технологий обслуживания. Экономическая поддержка рабочего питание осуществляется путем предоставления дотации на питание каждому работнику производственного предприятия, которое берет на себя расходы на содержание помещений и коммунальные платежи.
2. Обслуживание на производственных предприятиях
Правильно организованное горячее питание на заводах, фабриках, стройках, в шахтах является важной составной частью современной организации материального производства.
Рациональное, комплексное и сбалансированное питание способствует укреплению здоровья людей, восполнению энергозатрат работающих, созданию нормального социально-психологического климата в коллективах производственных предприятий. Не случайно рабочие столовые называют «цехом питания» и «цехом № 1».
Организация общественного питания на производственных предприятиях зависит от особенностей производства и степени концентрации рабочих и служащих. Эти особенности обусловливают режим работы предприятий общественного питания, их расположение, количество мест в столовых и выбор форм обслуживания.
Значительная часть рабочих, занятых в промышленности, трудится в условиях сосредоточенных коллективов. Рассредоточенные коллективы имеются в топливной промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов. Это строители дорог, линий электропередачи и нефтепроводов, геологи, лесозаготовители и др.
Производственные предприятия с сосредоточенными контингентами работающих в зависимости от характера технологического процесса делятся на три группы: с прерывным, поточным (конвейерным) и непрерывным производственными процессами.
Прерывный производственный процесс предполагает перерыв на обед по истечении определенного времени (3-4 ч) с начала работы предприятия, цеха. При таких условиях работы имеется возможность установить ступенчатый график обеденного перерыва для отдельных участков, цехов, что позволяет обеспечить равномерный поток питающихся.
Поточный (конвейерный) производственный процесс предусматривает организацию питания в обеденное время путем остановки конвейера, что вызывает концентрированный в одно и то же время приток работающих в столовую.
При непрерывном технологическом процессе на предприятиях металлургической, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности отсутствует регламентированный перерыв на обед, работающие используют для приема пищи время технологического перерыва в течение смены, обусловленное технологическим процессом данного производства, поэтому они посещают предприятия общественного питания крайне неравномерно.
Наиболее рациональной формой, обеспечивающей быстроту обслуживания в рабочих столовых, является отпуск скомплектованных завтраков, обедов, ужинов с абонементной системой расчета. Переход на отпуск скомплектованных рационов позволяет внедрить в заводских столовых сбалансированное рациональное питание с необходимым количеством белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.
Внедрение комплексных видов питания позволяет решить задачу механизации отпуска готовой продукции в рабочих столовых. В зависимости от характера производственного процесса, интенсивности потока питающихся и количества мест в залах столовых применяют непрерывную и периодическую систему комплектации и отпуска комплексных обедов.
При обслуживании непрерывных потоков питающихся целесообразно использовать механизированные линии непрерывного действия с непосредственным выходом в зал. К ним относят линии комплектации и отпуска комплексных обедов ЛККО «Поток», механизированную линию комплектации обедов МЛКО «Прогресс». Эти типы механизированных линий предназначены для комплектования и отпуска одного варианта комплексного обеда. Учитывая, что в столовой должно быть в продаже не менее двух вариантов комплексных обедов, в зале устанавливают две-три линии типа ЛККО и МЖО.
Для реализации комплексных обедов в столовых с конвейерной технологией основного производства применяют механизированные линии периодического (циклического) отпуска обедов типа «Эффект».
В связи с особенностями организации технологического процесса на промышленном предприятии может возникнуть необходимость организации общего обеденного перерыва, например, на крупных машиностроительных и машиносборочных заводах, где на время обеденного перерыва останавливаются конвейеры для осмотра и проведения профилактического ремонта.
Система одновременного обслуживания всех работающих за предварительно накрытыми столами была впервые применена в столовых Волжского автомобильного завода (ВАЗа) в Тольятти, а затем на КамАЗе. Например, в одной из крупных столовых ВАЗа насчитывается 2200 мест (два зала по 1100 мест).
В обслуживании рассредоточенных коллективов имеются свои особенности. Работники рассредоточенных коллективов (строители дорог, геологи, лесозаготовители и др.) не имеют возможности пользоваться стационарными столовыми, поэтому для их питания используют временные и передвижные предприятия общественного питания, а также организуют доставку горячей пищи в термоконтейнерах на отдельные объекты, строительные площадки, лесоразработки.
Передвижные столовые ПС-12М, ПС-16 и ПС-24 рассчитаны соответственно на 12, 16 и 24 места. Они представляют собой кузова-прицепы, транспортируемые автомашинами ЗИЛ или МАЗ. Передвижная столовая ПС-24 расположена в двух автоприцепах, в одном из которых находятся зал на 24 места и тамбур с гардеробом и раковиной для мытья рук, в другом — производство, работающее на сырье.
Наряду с передвижными столовыми широко используют вагоны-столовые типа ВС-12А, ВС-14, ВС-28, ВС-30, в которых соответственно от 12 до 30 мест. В вагонах-столовых на 28—30 мест питаются 300—400 человек в сутки.
Для обслуживания рассредоточенных коллективов, работающих в полевых и труднодоступных районах, создают по типовым проектам передвижные столовые усовершенствованной конструкции, работающие на нескольких видах топлива в зависимости от местных условий.
В условиях разобщенных строительных площадок и отдаленных объектов широко применяют доставку горячей пищи в термоконтейнерах типа ТТП-6, которые удобны в транспортировке и сохраняют заданную температуру пищи в течение 4—5 ч при температуре воздуха 30°С. Термоконтейнеры заправляют скомплектованными обедами в стационарных столовых или специализированных столовых-заправочных. Здесь на линии ЛККО судки комплектуют первыми, вторыми и сладкими блюдами, герметично закрывают крышками, устанавливают в термоконтейнеры, которые загружают в специальные кассеты и развозят по объектам специализированным автотранспортом.
Горячее питание для работающих в вечернюю и ночную смены должно быть организовано на каждом производственном предприятии. В вечернее время рабочим должен предоставляться ужин, калорийность которого составляет 30% суточного рациона. В состав скомплектованного ужина целесообразно включать салаты, винегреты, гастрономические продукты, одно второе блюдо, сладкое блюдо или напиток. Второе блюдо может быть мясным, рыбным, овощным. Из напитков можно предлагать чай или кофе с молоком, а также молоко, кисломолочные продукты — простоквашу, кефир, ряженку и т.д. Для рабочих ночных смен прием пищи, содержащей 20—25% суточного рациона, должен быть организован через 3—3,5 ч после начала смены.
Для работников немеханизированного труда и занятых в горячих цехах ночной смены пища должна состоять из первого, второго блюда и напитка. Жидкая часть пищи должна быть не более 0,5 л, что равно полпорции первого блюда и одному стакану кофе или чая.
Работникам механизированного труда, занятым в ночную смену, в рацион рекомендуется включать закуску, первое, второе горячее блюдо и напиток. Для стимулирования центральной нервной системы в ночной прием пищи целесообразно включать крепкий чай или кофе. Молоко следует отпускать перед началом работы или через 1—1,5 ч после начала смены. В ночное время могут отпускаться витаминизированные напитки и чай в течение всей смены. Для этого в цехах устанавливают автоматы.
Время работы столовых должно составлять в вечернюю смену 1,5 ч, в ночную — 1 ч. На производствах с непрерывным технологическим процессом оно увеличивается в вечернюю смену до 2 ч, а в ночную - до 1,5 ч.
В столовой в вечернюю и ночную смены оплата за питание производится в зависимости от принятого метода обслуживания. При отпуске скомплектованных рационов расчет ведется по абонементам или по предварительно проданным чекам, а если предприятие предоставляет дотацию на питание, то по специальным разовым талонам.
Лечебно-профилактическое питание организуется на предприятиях, где условия труда работников связаны с производственными вредностями (химики, металлурги и др.). Для предупреждения профессиональных заболеваний разработаны рационы лечебно-профилактического питания, введена бесплатная выдача молока.
Для предоставления работающим диетического питания при производственных предприятиях организуют диетические столовые или отделения. В соответствии с нормами сеть диетического питания должна составлять 20% общего числа мест в столовых производственных предприятий.
В диетических столовых, помимо общих помещений, обязательных для предприятий общественного питания, строящихся в соответствии с действующими нормативами, должны быть комнаты для отдыха и кабинеты медицинских работников. Столовые или отделения диетического питания, кроме обычного оборудования, должны иметь специальное оборудование и инвентарь для приготовления диетических блюд. Меню составляют по пяти-шести основным диетам (первой, второй, пятой, седьмой, девятой, десятой). При производственных предприятиях количество диет устанавливают в зависимости от обслуживаемого контингента потребителей, но не менее трех.
В диетических столовых применяют самообслуживание с реализацией скомплектованных по отдельным диетам завтраков, обедов, ужинов. В обеденных залах диетических столовых (отделений) должны быть организованы витаминные столы с широким ассортиментом овощных салатов, витаминных напитков, фруктов и овощных соков, кисломолочной продукции, диетических мучных и кондитерских изделий, а также лечебных минеральных вод. Режим работы диетической столовой (отделения) при производственном предприятии должен соответствовать режиму работы этого предприятия. Его согласовывают с руководством и профсоюзной организацией предприятия.
Для обеспечения рабочих и служащих диетическим питанием на льготных условиях по путевкам, отпускаемым за счет средств социального страхования, между администрацией столовой и профсоюзной организацией заключается договор о порядке и условиях организации диетического питания. Путевки рассчитаны на предоставление диетического питания в течение месяца. Часть путевок выдают бесплатно, а остальные с частичной (30%-ной) оплатой их стоимости.
Диетические столовые укомплектовываются поварами, имеющими соответствующую подготовку, знающими технологию приготовления диетических блюд. В штатах диетических столовых (отделений) должны быть предусмотрены должности сестер по диетическому питанию из расчета одна диетсестра на одну смену работы столовой (отделения). Для удобства расчета питание отпускается по абонементам.
3. Обслуживание социально незащищенных групп населения
Социальное питание малообеспеченных слоев населения осуществляется путем предоставление бесплатных обедов в специально выделенных для этой цели столовых или в общедоступных столовых. Ежедневно на 110 предприятиях г. Москвы получают бесплатные обеды более 20 тыс. человек за счет средств Комитета социальной защиты населения, Красного Креста, на расчетный счет которого переводят деньги организации Красного Креста за рубежом, спонсоры - фирмы и предприятия города.
В одной из столовых г. Москва ежедневно в первой половине дня протестантская церковь кормит неимущих старых людей, а с 14.30 до 16.30 городское отделение Красного Креста организует благотворительный обед для детей и подростков из многодетных и неблагополучных семей.
Бесплатные столовые снискали огромную популярность у малоимущих жителей г. Челябинска. В городе открыто восемь таких столовых - по одной в каждом районе. Талоны на бесплатное питание сотрудники мэрии выдают в обмен на справку о малом ежемесячном доходе предъявителя.
Кроме того, ежегодно организуются благотворительные обеды на рождественские, пасхальные дни, праздничные дни (День Победы, День города) за счет собранных средств предприятий питания, внебюджетных средств префектур, муниципальных районов городов, спонсоров и меценатов.