Фидерная система перевозок - использование судоходными компаниями небольших судов для транспортировки грузов, в том числе в контейнерах, с целью их концентрации в грузовых центрах (крупных портах) или вывоза грузов небольшими отправками из данных центров. Фидерная система перевозок в процессе доставки грузов интегрирует различные виды транспорта и, прежде всего морской и речной и обслуживает направления на коротких и средних расстояниях с мелкопартионными потоками грузов, которые поступают из множества мелких пунктов и слабо оборудованных портов в крупные морские порты с целью их накопления для последующей отправки на линейных судах. Данная система обеспечивает также вывоз водным путем грузов мелкими партиями из грузовых центров (портов) на небольших судах в мелководные морские и речные порты. Фидерная система перевозок применяется, прежде всего, судоходными компаниями для концентрации и вывоза генеральных грузов, особенно перевозимых морским транспортом в контейнерах на регулярных судоходных линиях.
Основные цели использования фидерной системы перевозок - создание загрузки судам регулярных судоходных линий и получение дополнительных доходов от перевозок грузов, а также возможность быстрой обработки небольших судов, исключающих их простои в ожидании причалов. Кроме того, данная система позволяет значительно сократить время перевозки грузов за счет доставки их на регулярных судоходных линиях. Вместе с тем, поскольку лишь немногие грузополучатели/грузоотправители находятся вблизи внутренних водных путей, почти всегда требуются дополнительные перевозки на автомобильном и железнодорожном транспорте.
В настоящее время фидерная система является одним из главных методов доставки импортных грузов в контейнерах в Украину и Россию. Основными портами, обрабатывающими суда фидер-класса с контейнерами, являются Джио-Тауро, Альхесирас, Пирей и Дамьетта в Средиземном море, Котка и Хамина в Финляндии, Санкт-Петербург в России, Рига в Латвии и Клайпеда в Литве. На Черном море контейнерные грузы перевозятся через порты Констанца в Румынии, Одесса и Ильичевск в Украине, Новороссийск в Россия.
Перевозки грузов с использованием "сухопутных мостов"
В последнее двадцатилетие в практике международных контейнерных перевозок грузов существенное распространение получали перевозки с использованием "сухопутных мостов", которые первоначально зародились на территории Канады и США, а теперь используются повсеместно. Данные перевозки подразделяются на минибридж, микробридж и лендбридж. Причем если микробридж и лэндбридж, по мнению американских специалистов, - это экономически эффективные системы только при доставке контейнеров, то минибридж является более универсальной по видам перевозимых грузов системой. Общим в организации перевозок по системам бридж является то, что сквозные перевозки осуществляются по единому тарифу, грузы перевозятся по единому коносаменту или иному документу, а деление доходов между морскими перевозчиками, которые берут на себя обязательства по доставке грузов "от двери до двери", и сухопутными перевозчиками, выступающими клиентами морских перевозчиков, оговариваются в тарифе подробнее.
В структуре мультимодального транспорта ведущей обычно является морская составляющая. Однако все более важную роль в контейнеризации начинают играть схемы перевозок, где сухопутная составляющая не только приравнивается по своей важности к морской, но и становится доминирующей. К таким схемам относятся система лендбриджа и ее разновидности: минилендбридж (минибридж) и микробриджи, как вариант такой системы, пиггибэк (piggibaсk).
I). Лендбридж представляет собой сухопутную составляющую перевозки контейнеров по схеме "море - суша - море", т.е. сухопутный участок транспортировки контейнеров (обслуживаемый железнодорожным и/или автомобильным транспортом), соединяет две морские линии, разделенные материком. Например, система североамериканского лендбриджа включает в себя перевозку контейнеров из портов Дальнего Востока на тихоокеанские порты Северной Америки, где контейнера перегружаются на железнодорожные платформы и следуют до атлантических портов США или Канады, откуда, вновь погруженные на суда ухе атлантических линий, доставляются в порты третьих стран или в обратном порядке.
2. Минилендбридж (минибридж) отличается от лендбридяа отсутствием третьей составляющей транспортной схемы, то есть процесс транспортировки охватывает перевозку моремиз порта одной страны до порта другой и затем сухопутным путем до порта на противоположном побережье континента. Такие перевозки характерны для США, когда грузы с Дальнего Востока морем транспортируются в тихоокеанские порты страны, а затем по железной дороге - до портов побережья Атлантического океана или Мексиканского залива или когда грузы доставляются морем из Европы в американские порта Атлантического океана и Мексиканского залива, а затем по железной дороге в порты Западного побережья США.
3. „ Система микробриджа (microbridge - микромост) заключается в перевозке грузов морским путем из иностранного порта в порт назначения, откуда грузы доставляются железнодорожным или автомобильным транспортом во внутренние пункты страны. Примером могут служить мультимодальные перевозки из портов Дальнего Востока через Североамериканские порты на внутриматериковые пункты США или Канады.
Общим в организации перевозок по системам бридж является то, что сквозные перевозки осуществляются по единому тарифу, грузы перевозятся по единому коносаменту или иному документу, а деление доходов между морскими перевозчиками, которые берут на себя обязательства по доставке грузов "от двери до двери", и сухопутными перевозчиками, выступающими клиентами морских перевозчиков, оговариваются в тарифе подробнее.
Перевозки по типу минибридж (mini bridge - малый мост) включают перевозку груза/контейнера по одному морскому коносаменту из порта одной страны на судне до порта в другой стране, затем по железной дороге во второй порт этой страны и перевозка заканчивается на терминале железной дороги. Его основой служит сквозной контейнерный тариф, исчисляемый от пункта в первой стране до конечного терминала во второй стране. Тарифы мидриджа издаются морскими перевозчиками, а не железными дорогами, которым первые платят вознаграждение за перевозку грузов (контейнеров) на сухопутном участке.
Классическим примером сухопутного участка минибриджа считается направление перевозок грузов между Восточным и Западным побережьями США. Преимущества использования системы минибридж по сравнению с чисто морским способом доставки выражаются в сокращении общего времени перевозок и снижении стоимости перевозки 1 т контейнеризованного груза да 30-40 %. С 1983 г. для перевозок контейнеров железнодорожным транспортом между побережьями США стали применяться двухъярусные составы, которые на 20-25 % экономичнее обычных.
Наряду с американским вариантом минибриджа эффективно функционируют мультимодальные контейнерные и трейлерные линии, организованные судоходными компаниями Великобритании и стран Северной Европы в страны Среднего Востока через порты восточного побережья Средиземного моря. Из этих портов укрупненные грузовые единицы вывозятся автомобильным транспортом. Эти системы организации смешанных перевозок грузов характеризуются многообразием маршрутов, широтой охвата рынка, привлечением специализированных судов различных типов, высоким уровнем организации системы управления и обслуживания.
В настоящее время в мире организованы перевозки по следующим лендбриджам:
а) североамериканскому - обслуживается железными дорогами США и соединяет тихоокеанские порты США с американскими портами побережий Атлантического океана и Мексиканского залива;
б ) канадскому - обслуживается железными дорогами США и Канады и соединяет северо-западные порты США и Канады о портами Великих Озер.
в) транссибирскому - соединяет дальневосточные порты России и порты Балтийского и Черного морей;
г) мексиканскому, начавшему работать в 1982 г.,- соединяет тихоокеанское и атлантическое побережья Мексики и обслуживается мексиканской железной дорогой и автомобильным транспортом.
д) израильскому - соединяет порты Эйлат в зал. Акаба Красного моря и Хайфа в Средиземном море;
е) имеется проект создания трансазиатской железной дороги. проходящей от Сингапура через Бангкок, Рангун, Дакку, Калькутту, Дели, Лахор, Керман, Тегеран, до Стамбула. Это позволит начать перевозки от Бангладеш до Стамбула. После завершения строительства трансазиатской железной дороги целесообразна организация лендбриджа, соединявшего, например, Калькутту на Востоке со Стамбулом на Западе.
Правительство Колумбии рассматривает предложение Китая по строительству железнодорожной магистрали, которая должна стать альтернативой Панамскому каналу. Об этом заявил Financial Times президент Колумбии Хуан Мануэль Сантус.
«Сухой канал» длиной 220 км должен соединить между собой атлантическое и тихоокеанское побережье Колумбии. Проект призван способствовать увеличению товарооборота между Азией и Южной Америкой.
На сегодня через Панамский канал проходит около 5% глобального товарооборота. Судооборот канала составляет 14-15 тыс. судов в год.
По системе лэндбридж осуществляется доставка контейнеров из Европы через Северо-Американский континент в Австралию, из Японии и стран Юго-восточной Азии на Восточное побережье США и далее на Европу, а также перевозки грузов по так называемому "Сибирскому мосту".
"Сибирский мост" представляет собой международную комплексную транспортную систему, главной частью которой является Транссибирская железнодорожная магистраль. Например, в случае западного маршрута следования грузов, это транспортировка из Японии до порта Восточный (Россия), затем транспортировка из порта Восточный через территорию России по Транссибирской железнодорожной магистрали до границы с европейскими государствами и дальше доставка грузов в страны Европы железнодорожным, автомобильным или морским транспортом - до окончательного места их назначения. Вышеописанная система транспортировки именуется также ТСКС (Транссибирский контейнерный сервис), т.е. является международной комбинированной (интермодальной) транспортной системой. Основные особенности "Сибирского моста" заключаются в следующем: - Данный транспортный маршрут географически имеет самое короткое расстояние между Европой и Японией. Если для примера взять маршрут от Иокагамы до Роттердама, то различные его варианты будут иметь следующие расстояния: "Сибирский мост" - приблизительно 13 0OO км; путь через Суэцкий канал - около 20 700 км; путь через Панамский канал - 23 000 км.
Применение позволяет значительно ускорить время доставки грузов за счет сокращения дальности их перевозки. Преимущества использования системы лэндбриджа по сравнению с чисто морским способом доставки выражаются в сокращении общего времени перевозок и снижении стоимости перевозки 1 т контейнеризованного груза до 30-40 %.
В рамках смешанных морских - железнодорожных перевозок "от двери — до двери" все большее распространение получают перевозки контейнеров в железнодорожных составах с укладкой контейнеров в два яруса.
Рис. Перевозка контейнеров в два яруса на х железнодорожных платформах усиленной конструкции.
Как указывалось в одном из наиболее популярных за рубежом морских журналов "Sеаtrade": "Двухъярусные платформы, позволяющие ставить морские контейнеры один на другой, являются, возможно, наиболее жизнеспособным новшеством с момента создания самого контейнера".
Преимущества интермодальных перевозок с использованием двухъярусных железнодорожных составов очевидны: одним составом, управляемым одним человеком, можно перевезти столько же контейнеров (трейлеров), сколько перевезут 100 тягачей. Поскольку габарит большинства железных дорог Запада имеет в высоту как минимум 20 футов, использование двухъярусных составов каких-либо трудностей в этом смысле не встречает.
Применение двухъярусных железнодорожных составов позволяет увеличить объем перевозок (при той же длине состава), повысить их безопасность и сократить стивидорные работы. Практика показала, что двухъярусные составы на 20-25% экономичнее обычных.
При всем различии технических средств и форм организации наземной части интермодальных перевозок все они в той или иной степени способствуют развитию интермодальных перевозок, в которых заинтересованы грузовладельцы.