double arrow

Особенности планирования перевозок в условиях рынка

Планирование перевозок на транспорте

ЛЕКЦИЯ 7

Рисунок. График зависимости городского пассажиропотока от времени суток


Планирование перевозок является важным элементом управления транспортным комплексом при любой системе хозяйствования. Его сущность заключается в определении предстоящих объемов перевозок грузов и пассажиров и размеров транспортной работы (грузо- и пассажирооборота) в целом, по видам транспорта, родам грузов, видам сообщений, регионам и транспортным предприятиям на определенный период времени (месяц, квартал, год, пятилетие и т. д.). Эти данные являются основой для определения потребности в необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсах и для прогноза конечных экономических результатов деятельности предприятий и организаций транспорта на рассматриваемый период.

В условиях рыночной экономики существенно меняется прежняя система разработок, приоритетов и оценок выполнения планов перевозок на всех видах транспорта. Главная особенность этих изменений заключается в переходе от централизованной системы планирования и распределения перевозок "сверху вниз" к демократическим формам отношений между транспортом и клиентурой на основе потребительских предпочтений выбора по принципу "снизу вверх".

На транспорте сохранена разработка перспективных (долгосрочных, на 10—20 лет), пятилетних (среднесрочных), текущих (годовых) и оперативных (квартальных и месячных) планов перевозок и работы транспортных предприятий, однако система их формирования, статус, структура и перечень показателей должны быть изменены. На уровне перспективных и пятилетних планов-прогнозов устанавливаются общие показатели перевозок и основные направления динамики транспортных потоков на перспективу с указанием необходимых инвестиций в их освоение. Текущие планы перевозок должны входить составной частью в бизнес-план транспортного предприятия с указанием как общих, так и по определенной номенклатуре грузов объемов перевозок и транспортной работы. Наиболее подробны оперативные планы перевозок. Перспективные и текущие планы перевозок являются рекомендательно-информационными, т. е. индикативными, а не директивными. При этом значения основных показателей этих планов устанавливают в виде пессимистического и оптимистического прогноза.

На разных видах транспорта рассчитывают нормативы различных качественных показателей транспортного обслуживания клиентуры, таких как скорость и сроки доставки грузов, оборот транспортных единиц за рейс или маршрут, производительность и нагрузка подвижного состава и др.

Основной исходной информацией для разработки планов перевозок ранее служили заявки различных отраслевых министерств, ведомств и других центральных органов управления. В настоящее время система планирования существенно изменилась. Транспорт является не обычным "продавцом" услуг, а крупной капиталоемкой и сложной по управлению отраслью народного хозяйства. Он является всеобщим средством труда и общим условием любого производства. Транспортная составляющая, и порой значительная, входит в состав цены почти любой продукции, следовательно, общество заинтересовано в уменьшении транспортных затрат. Предварительная же информация (заявка) о перевозках даёт возможность эффективного маневрирования транспортными ресурсами разработки оптимальной стратегии их развития, большую гарантию доставки груза и снижение, в конечном счете, транспортных издержек. Отсутствие такой информации, т. е. отправление грузов по предъявлению, требует увеличения затрат на создание резерва значительных провозных и пропускных способностей транспорта. Эти затраты ориентировочно могут составлять 1/3 стоимости всех транспортных ресурсов. Очевидно, что это невыгодно никому, тем более что согласованная заявка, также как, например, и купленный предварительно пассажирский билет, дает определенную гарантию стабильности предстоящей деятельности потребителей транспортных услуг. Система заявок грузовладельцев (особенно это касается массовых грузов) должна быть сохранена. Другое дело — сроки и формы этих заявок. Необходимо переходить преимущественно на контрактно-договорную форму взаимоотношений с клиентурой, которая предусматривает взаимную материальную и юридическую ответственность сторон по подаче подвижного состава, его загрузке, срокам доставки, сохранности грузов и оплате перевозок. Такие договоры заключаются, как правило, с крупными грузоотправителями на 1 год или несколько лет с указанием объемов и направлений перевозок конкретных родов грузов с разбивкой по периодам доставки, что может служить основой для разработки планов перевозок.

Важным источником информации для планирования перевозок могут служить также межотраслевые ценовые соглашения и договоры, заключаемые по технологической цепочке "сырье - переработка — потребление" между хозяйственными субъектами, объединенными в финансово-промышленные группы, в которых транспорт должен принимать равноправное участие (например, между угольными предприятиями, МПС и металлургической промышленностью). Важную информацию о предстоящих перевозках грузов и пассажиров могут предоставлять многие представители транспортных предприятий и организаций, принимающие участие в биржевой и коммерческой деятельности, в деятельности экспортно-импортных и туристических компаний и фирм. Значительная часть информации должна поступать по линии государственного заказа на перевозки (ориентировочно до 30—40% объема перевозок) от федеральных и региональных органов управления, государственных предприятий и внешнеторговых ведомств. Увеличивается объем заявок на перевозки от коммерческих структур.

Однако эти данные все же не дают полной информации о географии и не охватывают весь объем перевозок грузов различными видами транспорта. В связи с этим для разработки перспективных и текущих планов необходимо проводить регулярные (а не эпизодические) экономические обследования районов тяготения транспортных предприятий, глубоко изучать транспортный рынок, определять реальные запросы и нужды всех потребителей транспортных услуг как по их количеству, так и по качеству. Эта работа должна выполняться в порядке регионально-транспортных маркетинговых исследований и носить комплексный характер. Подобные обследования следует проводить и по пассажирским перевозкам.

В целом особенности планирования перевозок в условиях рыночной экономики следующие:

- переход от разработки планов-директив к планам-рекомендациям, индикативному (рекомендательному) планированию и прогнозированию перевозок, учитывающим интересы потребителей транспортных услуг и транспорта;

- развитие контрактно-договорных отношений между транспортом и клиентурой и переход к формированию спроса на перевозки и другие транспортные услуги по принципу "транспорт ищет клиентов" на основе изучения транспортного рынка с использованием концепции маркетинга;

- развитие на постоянной основе системы экономического обследования районов тяготения транспортных предприятий и организация анкетных опросов пассажиров для определения реального спроса потребителей на транспортные услуги;

- организация посреднических информационно-коммерческих и транспортно-экспедиционных центров по индикативной координации и оптимизации хозяйственных связей между субъектами товарного рынка;

- создание коммерческо-маркетинговых структур в транспортных организациях для формирования и стимулирования спроса на транспортные услуги, изучения конкурентов, организации рекламы и слежения за динамикой транспортного рынка;

- предоставление самостоятельности линейным и региональным транспортным предприятиям и организациям в разработке планов перевозок и ответственность за их выполнение;

- переход на такие принципы планирования и управления, при которых за центром — стратегия развития и макроэкономическое государственное регулирование сбалансированности спросаи предложений, за местными органами — тактика с соблюдением общепринятых технологических, экономических, правовых, экологических, социальных и других норм и правил независимо от формы собственности на транспортные средства;

- разумная конкуренция и взаимодействие между видами транспорта в целях наилучшего удовлетворения спроса на транспортные услуги и эффективного использования транспортных ресурсов;

- обеспечение комплексности в оценке выполнения планов перевозок не только по количественным, но и по качественным показателям (соблюдение сроков и ритмичности доставки, сохранность грузов и безопасность перевозок), а также по уровню доходов, прибыли и рентабельности транспортных предприятий.

-


Сейчас читают про: