Смешанные перевозки грузов

Вовлечение автомобильного и авиационного транспорта в перевозки транзитных грузов, а также развитие контейнерных перевозок и интересы рационализации перевозок вызвали потребность выполнения перевозок несколькими видами транспорта. Такие перевозки как внутри страны, так и между странами, называются смешанными (мультимодальными) перевозками.

К основным видам транспортировки грузов относятся:

- унимодальная (одновидовая) — осуществляется одним видом транспорта;

- смешанная (смешанная раздельная перевозка) выполняется обычно двумя видами транспорта, при этом мерный вид транспорта доставляет груз в пункт перевалки (грузовой терминал) с последующей перегрузкой на другой вид транспорта;

- комбинированная — осуществляется более чем двумя видами транспорта;

- мультимодальная — смешанная перевозка, выполняемая транспортными средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении;

- интермодальная (интегрированная) — смешанная перевозка грузов «от двери до двери», осуществляемая под руководством оператора по одному транспор­тному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта;

- терминальная — перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы в крупных морских портах, транспортных узлах, аэропортах и пр.

Более 90% всех грузовых перевозок осуществляется с участием двух и бо­лее видов транспорта, а в транспортных узлах, являющихся стыковочными пунктами различных транспортных систем, грузы находятся до 70% времени перемещения.

С точки зрения видов транспорта, участвующих в перевозке, ее можно классифицировать как одновидовую (юнимодал), т.е. осуществляемую одним видом транспорта и одним или несколькими перевозчиками. В случае одного перевозчика он выдает свой собственный транспортный документ, например коносамент. Если перевозчиков больше, например при транспортировке из одного порта в другой через промежуточный порт, где происходит перевалка груза, то один из перевозчиков может выписать сквозной коносамент, охватывающий всю перевозку.

В отличие от этого понятие «смешанная перевозка грузов» содержит ряд следующих важных аспектов. Первый из них связан с термином «смешанная» (малтимодал, комбайнд); означает, что при осуществлении данной перевозки должны использоваться два разных вида транспорта. Согласно второму требуется, чтобы перевозка осуществлялась на основании договора смешанной перевозки.

Третий аспект вытекает из слова «международная». Он означает, что перевозка должна осуществляться из определенного места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране.

В соответствии с четвертым аспектом вывоз и доставка грузов, выполняемые во исполнение договора смешанной перевозки только одним видом транспорта, как определено в таком договоре, не относятся к смешанной перевозке. И, наконец, смешанное сообщение подразумевает организацию перевозки одним оператором.

Существуют и другие термины, означающие осуществление перевозки двумя и более видами транспорта, но отличающиеся определенными тонкостями. Это – межвидовая (интермодал) и раздельная (сегментид) перевозки. При межвидовой перевозке несколькими видами транспорта от одного пункта или порта отгрузки через один или более перевалочных пунктов до конечного всю перевозку организует один из перевозчиков. В зависимости от распределения ответственности за всю перевозку выдаются различные виды транспортных документов. Раздельная перевозка характерна тем, что организующий ее перевозчик берет на себя ответственность лишь за тот этап перевозки, который выполняет сам.

Одно из объяснений широкого развития мультимодальных перевозок – существенное снижение себестоимости при комбинированном использовании нескольких видов транспорта по сравнению с использованием одного вида транспорта (юнимодал), однако преимущества такого способа доставки заключаются, например, в высокой скорости доставки (так как сокращается время на проведение погрузочно-разгрузочных работ), возможность начать перевозку в любой момент без согласования с транспортом другого типа (паромом).

В качестве операторов мультимодальной перевозки грузов могут выступать транспортные компании (судоходные, железнодорожные, автотранспортные) или крупные экспедиторские фирмы. В отличии от судоходных компаний экспедиторы обычно организуют перевозки грузов на большом количестве направлений, привлекая в каждом случае в качестве подрядчиков транспортные компании, действующие на данном направлении. Кроме транспортных операций, они принимают на себя часть функций отправителя: подготовку документации; упаковку; хранение; таможенные формальности; страхование.

Помимо головных контор в своих странах, ОМП обычно имеют региональные отделения в основных обслуживаемых регионах, дочерние компании по выполнению отдельных элементов транспортного процесса, широкую сеть агентов в грузообразующих центрах и в транспортных узлах. Особенно сложная организационная структура необходима ОМП – экспедитору, в связи с более широкой сферой обслуживания и увеличением комплекса предоставляемых услуг.

В США крупные экспедиторские компании (NVO) заключают «сервис контракты» с контейнерными линиями, выпускают собственные мультимодальные коносаменты, так называемые «house B/L» и выступают в качестве перевозчика по договору по отношению не только к своим клиентам-грузоотправителям, но и по отношению к другим, средним и мелким, экспедиторам.

В Европе получил развитие особый вид компаний NVOCC (non vessel operator common carriers). Эти компании покупают слоты у океанской контейнерной линии и затем перепродают грузоотправителям, либо экспедиторам, выписывая собственный коносамент, либо обеспечивая получение мультимодального или сквозного коносамента линии.

Договор мультимодальной перевозки предусматривает сетевую ответственность ОМП за не сохранность груза. Согласно этому принципу ОМП несет ответственность за порчу, утрату или задержку в доставке груза, исходя из международной конвенции или национального закона, которые применимы к тому этапу перевозки, на котором грузовладельцу был нанесен соответствующий ущерб. Обычно ОМП страхуют свою ответственность перед грузовладельцем и третьими лицами на открытых рынках страхования ответственности, в клубах «P&I», либо в специальных клубах страхования ответственности по смешанной перевозке (TTClub). Договором мультимодальной перевозки определяется также порядок урегулирования исков.

Для экспедитора эффективность мультимодальных перевозок обеспечиваются тем, что, выступая в роли перевозчика, он может котировать клиенту сквозную ставку без необходимости указывать в договоре, сколько он заплатил каждому из участников доставки груза (фактическим перевозчикам, терминальным операторам и т. д.). таким образом, вместо экспедиторской комиссии, ОМП получает доход – разницу между ценой доставки груза, полученной от клиента, и суммой, оплаченной субподрядчикам за выполненные ими работы. Эта разница должна быть больше, чем экспедиторская комиссия, так как необходимо учитывать, что, выступая в роли ОМП, экспедитор принимает на себя ответственность перевозчика – оплату клиентам возмещения за утрату, порчу или задержку в доставке груза.

ОМП, действительно, получает доход больший, чем экспедиторская комиссия, так как консолидируя грузы многих клиентов, он может согласовать с фактическими перевозчиками значительно меньшие ставки провозной платы, стивидорных операций и т. д., чем получил бы каждый из клиентов в отдельности, обращаясь к этим субподрядчикам напрямую. Когда в роли ОМП выступает морской перевозчик, он также получает дополнительный доход – за счет организации наземной доставки грузов.

Для грузоотправителя перевозка грузов по мультимодальному коносаменту имеет следующие достоинства:

Большинство банков мира принимают мультимодальный коносамент в качестве товарно-распорядительного документа. Продавец, отгрузив товар со своего склада на автотранспорт, железнодорожные вагоны или судно, предоставленные ОМП, или сдав товар на терминал ОМП, получает от него мультимодальный коносамент и может, предъявив этот коносамент банку, раскрыть аккредитив, т. е. Получить причитающуюся по торговому контракту цену товара. Таким образом, экспортеру обеспечивается ускоренное получение дохода от продажи товара. В свою очередь, покупатель, а в большинстве случаев, это внешнеторговые компании, получив мультимодальный коносамент, может предложить указанный в нем товар на рынке задолго до погрузки этого товара на судно. Мультимодальные перевозки позволили резко сократить период оборота торгового капитала, что создало условия для ускоренного развития внешней торговли.

Впервые в практике смешанных перевозок ответственность перед клиентом несет только один подрядчик – оператор мультимодальной перевозки. Исключена та опасная ситуация, когда фактических перевозчиков выбирает экспедитор, а все риски, связанные с их некачественной работой несет грузоотправитель. Соответственно, повысились качество и надежность транспортных услуг.

Мультимодальные перевозки создают условия для доставки в контейнерах мелких партий груза за счет использования LCL/FCL и LCL/LCL. Соответственно, сокращаются сроки перевозки и перевалки груза (по сравнению с доставкой отдельными местами) и повышается его сохранность.

Получая большие скидки от своих субподрядчиков – фактических перевозчиков, стивидоров и т. д., ОМП, работающий в условиях острой конкуренции, чтобы привлечь и закрепить за собой грузопоток, часть этой скидки предоставляет клиентам-грузоотправителям. Таким образом, заключив договор с ОМП, грузоотправитель имеет возможность доставить груз дешевле, чем в случае самостоятельного выхода на рынок.

Согласно работе, для железнодорожно-водно-автомобильных перевозок используют контрейлеры, для железнодорожно-автомобильных перевозок – роудрейлеры, являющиеся унифицированным подвижным составом железнодорожного и автомобильного транспорта.

Контрейлеры представляют собой автомобильные оси или автомобильные двухосные и трехосные тележки. Полуприцепы и съемные кузова в передней части имеют опорные катки. При перевозке по железной дороге полуприцепы-контрейлеры устанавливаются на железнодорожные платформы, оборудованные средствами крепления для устойчивого положения полуприцепов во время движения, а съемные кузова перевозятся как крупноразмерные контейнеры. Полуприцепы либо завозят на платформы автомобилями-тягачами, либо, как и съемные кузова, снимают с автомобильных осей или тележек и переставляют на железнодорожные платформы при помощи большегрузных вилочных погрузчиков, кранов, лебедок.

Более наглядно система организации системы смешанных перевозок представлена на рис. 6.

Контрейлеры, как и контейнеры, по назначению подразделяются на универсальные и специальные. Универсальные контрейлеры бывают с открытыми кузовами для перевозки оборудования, металла, навалочных грузов и с закрытыми для перевозки штучных, ценных, сыпучих грузов и грузов, боящихся атмосферных воздействий. Специальные контрейлеры подразделяются на изотермические, оборудованные холодильными установками, и цистерны, предназначенные для перевозки жидких грузов и сжиженных газов. Съёмные кузова-контрейлеры могут быть сочлененными и состоять из нескольких секций, которые называются стриктейнерами. Стриктейнеры представляют собой как бы отдельные контейнеры, которые могут быть жестко соединены между собой и установлены на автомобильные оси или тележки.

Роудрейлеры – это железнодорожные вагоны с комбинированными ходовыми частями. Они имеют постоянные или съемные взаимозаменяемые ходовые части и предназначены для движения по железным и автомобильным дорогам.

Роудрейлеры имеют установленные на раме кузова: закрытые, открытые – с откидными бортами, с опрокидывающим устройством и т.д. Под рамой спереди расположены опорные катки, а сзади – ходовая часть.

Роудрейлеры имеют устройства для сцепки с автомобилями-тягачами.

 

Рис. 6 Схема организации системы смешанных перевозок

Важен вопрос о преимуществах смешанного сообщения, тем более что весьма часто их полностью подменяют преимуществами, обусловленными применением контейнеров, независимо от вида сообщения.

К первой группе преимуществ с известной долей условности можно отнести:

- экономию и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов;

- лучшие условия использования транспортных средств и национальной транспортной инфраструктуры;

- низкую относительную стоимость системы смешанных перевозок;

- содействие повышению конкурентоспособности экспорта;

- облегчение таможенных процедур.

Вторая условная группа охватывает следующие преимущества:

- возможность для отправителя иметь дело с одним перевозчиком;

- повышение скорости и сокращение сроков доставки грузов, уменьшение стоимости грузовой массы, находящейся в процессе перевозки, ускорение производства платежей;

- повышение эффективности транспортировки путем сокращения издержек перевозки и перегрузки грузов, улучшения использования транспортных средств и оборудования, четкой организации подвоза груза и перевалочных операций, возможности постоянного слежения за местонахождением груза в пути следования;

- концепция смешанных перевозок стимулирует разработку соответствующих документов и сквозных тарифных ставок;

- минимальные складские запасы и потребности в складской площади, создание благоприятных условий для планирования объема складских запасов;

- упрощение расчетов транспортных издержек;

- уменьшение зависимости от определенных портов погрузки-выгрузки; снижение расходов на тару и упаковку, а также потерь в процессе перевозки, перегрузки и хранения грузов, улучшение сохранности грузов и их товарного вида;

- сведение к минимуму рисков утраты, повреждения, кражи, особенно в перевалочных пунктах, или задержки груза;

- упрощение и удешевление процедуры предъявления претензий.

При смешанных перевозках внутри страны ответственность несут транспортные организации каждого вида транспорта, участвующие в перевозке. При этом от имени каждого вида транспорта выступают транспортные организации, находящиеся в пунктах назначения или перевалки грузов (ответственность возлагается на сдающую сторону до момента фактической передачи груза, а на принимающую сторону - после нее).

Необходимость решения транспортно-правовых проблем, а также стремление предоставить грузовладельцам требуемые правовые гарантии и упростить оформление транспортных операций привели экспедиторские фирмы, перевозчиков и международные транспортные организации к выработке проформ коносаментов и документов смешанной перевозки, рассчитанных на выполнение перевозок несколькими видами транспорта в международном сообщении.

Коносаменты и документы смешанной перевозки, разумеется, являются договором перевозки груза в смешанном сообщении, по которому доставка груза осуществляется по одному перевозочному документу, а выдавшее этот документ лицо несет ответственность на всем пути следования груза.

Общим для всех транспортных документов является то, что они содержат:

- дату и место составления документа; наименование и адрес отправителя;

- наименование и адрес перевозчика (экспедитор часто добавляет «в качестве агента»);

- место и дату приемки груза и место, предписанное для доставки;

- наименование и адрес получателя;

- принятое обозначение характера груза и род его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно принятое обозначение;

- номера контейнеров, ролл-трейлеров и т.д.;

- вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

- платежи (фрахт) и сборы, связанные с перевозкой.

Общим также является унифицированное толкование таких понятий, как «Перевозчик», «Грузоотправитель», «Грузополучатель».

Транспортные документы могут быть заменены сообщениями электронного обмена данных в той степени, в которой это разрешается законодательством и банками страны.

На всех видах транспорта находит свое место оформление письменных «генеральных договоров» на перевозку определенного количества груза (грузов) в течение определенного периода времени не на одном, а на нескольких по числу и по виду транспортных средствах, общим тоннажем, вместимостью. Как правило, в таких контрактах предусматривается применение конкретных транспортных документов и проформ чартеров.

Общей является обязанность перевозчика предоставлять по договору для перевозки технически исправное транспортное средство, укомплектованное экипажем, с грузовыми помещениями, обеспечивающими прием, перевозку и сохранность предусмотренного договором груза, надлежаще оснащенное и снаряженное (на морском транспорте - в хорошем «мореходном состоянии») для следования по назначенному договором маршруту.

Международно признанными документами перевозки грузов в смешанном сообщении являются стандартные транспортные документы - коносаменты смешанных (мультимодальных) перевозок грузов.

Право разрешения российским операторам пользоваться проформой коносамента смешанной перевозки груза FIATA предоставлено Российской Ассоциации Международных Экспедиторов (РАМЭ).

В 1992 году FIATA разработал также накладную смешанного авиационно-автомобильного сообщения.

Коносаменты перевозок в смешанном сообщении предусматривают в своих условиях возможность их использования и при перевозке одним видом транспорта. Поэтому если по какой - либо причине смешанная перевозка не состоялась, то нет необходимости заменять подготовленный коносамент: он достаточно полно защитит ответственность перевозчика, экспедитора и агента.

Принятие FIATA этих транспортных документов призвано улучшить в правовом отношении давно бытующую практику перевозок грузов, осуществляемых экспедиторами самостоятельно без участия грузовладельцев и только по их поручению, с выдачей грузоотправителю «экспедиторской расписки» и «экспедиторского сертификата перевозки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: