Вопрос № 3 Речевой этикет –

Вопрос №2.

Риторический канон (постоение) – метод создания завершенного высказывания.

Риторический канон включает пять последовательных частей:

1. Инвенция (изображение);

2. Диспозиция (расположение);

3. Элакуция (словесное выражение);

4. Меморио (память);

5. Акцио (действие).

Ивенция – создание высказывания на уровне замысла. Авторская интерпретация тех фактов, которые известны не только оратору, но и аудитории.

Диспозиция – создание высказывания на композиционном уровне. Автор выделяет основные части высказывания, располагает их в определенной последовательности.

Элакуция – создание высказывания на уровне текста. Автор находит наилучшие лингвистические средства выражения замысла.

Меморио – часть риторического построения, призванная улучшить запоминание текста за счёт использования определенной конструкции.

Акцио – завершающий этап риторического канона. Его задача: присоединение аудитории, усиление эффекта, произведенного на аудиторию за счет отправки приемов по его произнесению.


Речевой этикет – система устойчивых формул общения, предписанных обществом для установления речевого контакта и поддержания общения.

Функции: установление контакта с адресатом, собеседником, выражение отношения к нему, привлечение внимания к предмету речи, выражение взаимопонимания, определенной дистанции в отношениях между людьми, передачи самых разнообразных оттенков вежливости: от дружеского участия – до официального холода и полного игнорирования.

Существуют разные жанры речевого этикета: комплимент, соболезнование, жалоба и др. В основе лежат стереотипы выражения приветствия, прощания, благодарности и т. д., но при этом всегда есть возможность их выбора и изменения.

Использование формул речевого этикета регулируется критерием уместности. Так, после научного доклада вряд ли уместен комплимент внешнему виду выступающего.

Речевой этикет обладает национальной спецификой. Например, в Китае до сих пор принято при встрече спрашивать собеседника: «Вы уже позавтракали? Пообедали? Поужинали?» или поинтересоваться тем, куда он направляется. Это может шокировать европейца, незнакомого с «китайцами церемониями». На самом же деле это только формулы речевого этикета, подобные русским «До свидания» и «Здравствуйте». Возможно, прощаясь, мы и не планируем будущего свидания и, как правило, забываем о слове здоровье в связи со словом «Здравствуйте».

В зависимости от ситуации, по-разному оценивается этикет общения. Подчеркнутая чрезмерность речевого этикета может быть способом выражения иронии или даже враждебности.

Речевой этикет связан с невербальными, то есть несловесными средствами общения – жестами, мимикой, а также с поступками человека и с его поведением в целом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: