Вопрос №7

Ораторы двух эпох. Каждое время формирует свой тип оратора (ритора). В античный период идеальным ритором считалась такая личность, которая обладала следующими качествами:

1. Безопасность (добрый, отзывчивый, дружественный, приветливый, мягкий);

2. Квалификация (компетентный, имеющий свою точку зрения);

3. Динамизм (энергичный, откровенный, смелый, настойчивый).

Принято говорить о трех категориях риторов: риторы, которых можно слушать; риторы, которых нельзя слушать; риторы, которых нельзя не слушать.

Идеалом являются риторы третьей категории.

Есть такие барьеры, не преодолев которые, не станешь оратором, такие качества, не воспитав которые, не станешь хорошим оратором. Рассмотрим некоторые из них.

Талант. Существуют два противоположных мнения относительно природного ораторского дарования. Одни полагают, что оратор должен иметь определенные способности от природы.

Другие придерживаются мнения: «Поэтами рождаются, ораторами становятся», т.е. ораторские способности можно развить.

Труд. Оратор не возникает стихийно. Он - результат большой работы над собой, независимо от меры ораторского таланта, отпущенного человеку природой.

Творчество. Уважающий себя оратор выступает в трех лицах: и как сочинитель, и как постановщик, и как исполнитель. Выступление по готовому, кем-то написанному тексту редко бывает удачным. Умение найти новые факторы, неординарные решения – это все и есть творчество.

Такт – это чувство меры, моральная интуиция воспитанного человека, это высокая политическая и нравственная культура оратора, это должный уровень речевой культуры.

Терпение – качество, не требующее дополнительных разъяснений. Выдержка, терпение – признак высокой культуры, а без нее оратор не состоятелен.

Темперамент. Чтобы влиять на людей, нужно самому гореть.

Характеристика моделей аудитории:

1. Формально-демографические характеристики – пол, возраст, рост, национальная или религиозная принадлежность, общий уровень образованности и культуры и т. п.;

2. Мотивация слушания – интеллектуально-познавательные мотивы, морально-дисциплинарные, эстетические;

3. Готовность к восприятию речи – уровень знания предмета, общей и профессиональной подготовленности к восприятию, заинтересованность в проблеме;

4. Эмотивная характеристика – общий настрой аудитории к предмету речи, возможное отношение отдельных групп к нему и к оратору.

Основные социально-психологические модели аудитории.

1-ая группа – конструктивная. Слушатели полностью согласны с выступающим, сочувствуют ему, относятся с пониманием, готовы принять его мысли, идеи, положения;

2-ая группа – конфликтная. Слушатели находятся в позиции конфронтации по отношению к оратору; иногда в оппозиции люди находятся не из идейных или научных соображений, а просто потому, что не нравится оратор или в результате негативного характера, иногда заодно с соседями.

Основные нравственно-этические характеристики: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: