Рыночное равновесие. Эластичности спроса перекрестная: по доходу, по рекламе

Эластичности спроса перекрестная: по доходу, по рекламе

Изменение выручки при росте цены для товаров с эластичным и товаров с неэластичным спросом по цене

Эластичность спроса на товар

Для определения степени влияния различных факторов на величину спроса вводится понятие эластичность спроса:

А: по цене;

В: перекрестная;

С: по доходу.

А. – Эластичность спроса по цене:

- дуговая эластичность

%∆Q – процентное изменение величины спроса;

%∆P – процентное изменение цены;

Рср – среднее изменение цены;

Qср – среднее изменение спроса.

Р

∆P D

Q

∆Q

Б. – Точечная эластичность – производная функции спроса в данной точке.

Р

dP D

Q

dQ

Если Edp < 1 – спрос неэластичен.

Р


∆P D

Q

∆Q

На данном участке спрос неэластичен по цене. Процентное изменение цены больше процентного изменения величины спроса (пример с солью).

Неэластичный по цене спрос характерен для товаров, выпускаемых монополистами и для товаров, у которых нет или мало заменителей.

Если коэффициент Edp > 1 – то спрос эластичен по цене.

Р


∆P D

Q

∆Q

Процентное изменение цены намного меньше процентного изменения величины спроса. Такой коэффициент характерен для очень конкурентного товара (рынка).

Вертикальная прямая в графике – абсолютно неэластичный спрос.

Горизонтальная прямая – абсолютно эластичный спрос.

Р

Р2

Р1 D

Q

Q2 Q1

Спрос неэластичен по цене на данном участке.

Возьмем Цену Р2 и величину спроса Q2. При данных значениях выручка равна TP2=P2∙Q2 (ТР – total revenue). Выручка возросла при росте цены. Такой рост цен как правило используют монополисты.

Р

Р1

Р2 D

Q

Q1 Q2

Данный спрос эластичен.

При Р2 и Q2 выручка равна TP2=Q2∙P2. Если цена возросла – выручка уменьшилась, TP1=Q1∙P1. При эластичном по цене спросе выручка снижается с ростом цен.

- показывает как величина спроса на товар 1 влияет на изменение цены товара 2.

%∆P2 – процентное изменение цены товара два;

%∆Q1 – процентное изменение величины спроса на товар один.

Едх < 0 – товары сопутствующие (комплементарные). Например, поддержанные дизельные авто и дизельное топливо.

Едх > 0 – товары субституты - заменители. Например, шоколад «Спартак» и «Коммунарка»;

Едх = 0 – индифферентные товары, величина спроса никак не влияет на другой товар. Например, ручки и апельсины.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

Рис. 2.6.3.1. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения. Пересечение, точка Е, = рыночное равновесие. Ниже этой точки – потребитель оценивает стоимость блага как слишком высокую, выше – потребитель оценивает товар как дешевый, следовательно благосостояние такого потребителя выше.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = QD = QS - равновесный объем производства.

Предполагается, что рынок сам по себе стремится к равновесию и что рыночное равновесие устойчиво. При любом отклонении рынок стремится вернуться в состояние равновесия. Ив ситуации неудовлетворенного спроса (дефицита) и ситуации избыточного предложения спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.

Потребительский излишек - (излишек потребителя, дополнительная выгода) - разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

Потребительский излишек показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные люди, поскольку различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается.

Потребительский излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму потребительского излишка (рис. 19.1).

Р1РЕ – общий излишек потребителя при рыночной цене.

y

А

Т Е

В

0 Х

В точке А представлен продавец (производитель), издержки которого на производство (создание) выше чем рыночная цена.

В точке В представлен продавец (производитель) издержки которого на производство данного блага ниже чем рыночная цена. Т.е. производитель В может получать излишки. Область ТЕ0 – общий излишек производителя.

Допустим государство установило потолок цены.

y D S

Т Е

0 Х

Нижний треугольник- чистая потеря для потребителя


y D S

Т Е

0 Х

y D S

Е

0 Х


Р D S

Р2

Р1

Е

0 Q

Государство ввело налог на апельсины. Значит часть дохода пойдет государству. Р2- цена, которую заплатит покупатель. Р1 – сколько стоит товар без налога. Разница между Р1 и Р2 – получит государство. В то же время спрос на такой товар падает и производитель получает меньшую прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: