Общественные блага
Частные блага должны быть исключительными. Т.е. благами, в отношении которых имеется возможность воспрепятствовать пользованию ими людей, не плативших за это; должны быть соперничающими в потреблении, одна и та же единица блага не может быть потреблена более чем одним человеком в одно и то же время.
Пример частного блага – пшеница.
Конкурентность в потреблении | |||
Да | Нет | ||
Исключительность | да | Частные блага: - мороженое -одежда -перегруженные платные дороги | Естественные монополии: - пожарная охрана - кабельное ТВ - неперегруженные платные дороги |
нет | Общие ресурсы: - рыба в океане - окружающая среда - перегруженные бесплатные дороги | Общественные блага: - дамбы, защищающие от наводнений - национальная оборона - неперегруженные бесплатные дороги |
В результате общество должно найти нерыночные методы обеспечения населения общественными благами. Некоторые общественные блага достигаются путем сбора добровольных пожертвований. Некоторые люди сами создают эти блага, чтобы каким-либо образом получить от этого блага косвенную выгоду. Обратной стороной такого косвенного финансирования является искажение природы и количества поставляемого общественного товара, так же как и перекладывание дополнительных издержек на потребителей. Телевизионные станции показывают программы, которые приносят большие рекламные доходы.
Государство может способствовать конкуренции либо создавать монополии. Грубое воздействие на экономику путем регулирования цен:
1. Установление максимальных цен
TR D S
Ре Установление максимального потолка цен Рмакс
Рмакс
0 Q
Дефицит спроса
2. Установление минимальных цен (закупочных или зарплаты)
TR D S
Рмин
Ре Установление максимального потолка цен Рмакс
0 Q
Безработица
Антимонопольное регулирование:
R, С
МС
P2
P1 AR(D)
0 MR Q
Q1 Q2
Конкуренция везде, где возможна, регулирование – там, где необходимо.
Ойкен и Эрхард сформулировали конституирующие и регулирующие принципы экономического порядка:
ü Работа ценового механизма;
ü Стабильность валюты;
ü Открытость рынков;
ü Частная собственность на средства производства;
ü Свобода заключения договоров и соглашений;
ü Ответственность индивидов за результаты деятельности;
ü Последовательность и неизменность экономической политики
1950 – 1975 – господство неоклассической теории фирмы. Ее основные положения:
- поведение фирмы можно описать производственной функцией;
- цель – максимизация прибыли;
- фирма может быть монополией или конкурентной;
- внутренняя организация фирмы не рассматривается;
- фирмы действуют в условиях совершенной информированности;
- фирмы не дифференцируются по видам деятельности
В 1960 начинает издаваться книга Стиглера «экономика информации». Здесь выдвигается слежующее:
- отказ от совершенной информированности (зачем тогда отдел маркетинга);
- исследуется поведение фирмы в условиях неопределенности в экономике, в целевую функцию кроме максимизации прибыли вводится минимизация риска.
В 1971 Роберт Солоу доказывает свою теорему:
Те фирмы. Которые ориентируются на прибыль и те, которые ориентируются на максимизацию объема продаж, действуют примерно одинаково.
Теория принятия решения Саймона:
Критика неоклассического подход с позиций целей фирмы:
- цели различны в краткосрочном и долгосрочном периодах;
- всякий бизнесмен получает психологическое удовольствие от своей деятельности (власть, престиж). При этом он довольствуется «желательной», а не максимальной прибылью;
- появление менеджеров вообще уничтожает цель – максимизацию прибыли; менеджер пытается увеличить размер предприятия;
- критикует парадигму неоклассиков о фирме-точке на рынке. На самом деле имеет место конфликт интересов фирме;
- формирует теорию уравновешивания сил;
- социопсихологическая теория ведения переговоров
Концепция Саймона разрабатывается и в настоящее время:
- внутрифирменное принятие решений;
- математическая теория групп;
- ожидания предпринимателя по отношению к будущей прибыли
TR D S
Ре Установление максимального потолка цен Рмакс
Рмакс
0 Q
K
E2
E1
Q2
Q1
L
y
0 Х