Современные тенденции мирового экономического развития

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Д.В. Шевченко

(краткий конспект лекций)

для специальностей:

1-25 01 04, 1-25 01 07, 1-26 02 02, 1-26 02 03

1. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ.. 4

1.1. Современные тенденции мирового экономического развития. 4

1.2. Внешняя торговля в Республике Беларусь. 5

1.3. Иностранные инвестиции и оценка инвестиционного климата. 5

2. ПОДГОТОВКА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СДЕЛОК.. 7

2.1. Понятия «международная торговая сделка», «коммерсант». 7

2.2. Виды международных коммерческих операций. 7

2.3. Участники внешнеэкономической деятельности. 8

2.4. Поиск и выбор контрагентов на мировом рынке. 9

2.5. Коммерческие предложения. 10

2.6. Обоснование цен внешнеторговых сделок. 10

3. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ.. 12

3.1 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. 12

3.2. Структура и содержание внешнеторгового контракта. "Инкотермс 2010". 12

4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРАЦИИ ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ.. 17

4.1. Понятие и значение встречной торговли. 17

4.2. Виды операций встречной торговли. 17

5. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК.. 18

5.1. Понятие способов обеспечения исполнения обязательств. 18

5.2. Неустойка. 18

5.3. Залог, удержание. 18

5.4. Поручительство, гарантия, банковская гарантия. 18

5.5. Уступка требования и перевод долга. 19

5.6. Факторинг и форфейтинг. 19

5.7. Условия контракта, обеспечивающие исполнение обязательств сделок. 19

5.8. Страхование валютных рисков. 19

5.9. Принудительный порядок выполнения обязательств. 20

6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРАЦИИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ УСЛУГ.. 21

6.1. Понятие и классификация услуг. 21

12. Прочие услуги, не вошедшие в перечисленные (например, все бытовые услуги). 21

6.2. Международный инжиниринг. 21

6.3. Международный лизинг. 22

6.4. Международный туризм.. 22

6.5.Международные операции купли-продажи информации. 23

7. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.. 24

7.1. Понятие интеллектуальной собственности. 24

7.2. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС (Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPS) 24

7.3. Международные лицензионные соглашения. 24

8. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ.. 26

8.1. Понятие внешнеторгового посредничества. 26

8.2. Выбор посредника. 26

8.3. Виды внешнеторговых посредников. 26

8.4. Договоры с внешнеторговыми посредниками. 27

9. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 28

9.1. Понятие и виды франчайзинга. 28

9.2. Преимущества и недостатки франчайзинга. 28

9.3. Договор франчайзинга. 29

10. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 31

10.1. Понятие таможенного тарифа, его виды.. 31

10.2. Методы определения таможенной стоимости товара. 31

10.3. Таможенные режимы.. 32

10.4. Нетарифные меры регулирования. 32

10.5. Международные товарные номенклатуры.. 33

10.6. Упрощение таможенных процедур в Европейском Союзе. 33

11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ.. 34

11.1. Понятие международных перевозок. 34

11.2. Виды транспорта. 34

11.3. Транспортная документация. 34

12. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36

12.1. Международные экономические организации. 36

12.2. Всемирная торговая организация и регулирование международной торговли. 36

12.3. Принципы деятельности Всемирной торговой организации. 36

12.4. Торговые раунды переговоров. 37

12.5. Структура управления Всемирной торговой организацией. 37

12.6. Порядок присоединения к Всемирной торговой организации. 38

13. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ... 40

13.1. Роль государства в современной экономике. 40

13.2. Международные торгово-экономические договоры.. 40

13.3. Показатели эффективности экспортно-импортной деятельности страны.. 41

14. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.. 43

14.1. Система государственных органов управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь 43

14.2. Ключевые министерства и ведомства, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в Республике Беларусь 43

14.3. Белорусская торгово-промышленная палата. 43

14.4. Зарубежные торгово-экономические службы Республики Беларусь. Дипломатические документы.. 44

15. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 45

15.1. Система органов управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии. 45

15.2. Экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия. 45

15.3. Оффшорный бизнес и управление компаниями через оффшорные зоны.. 47

Литература. 49


Развитие мировой экономики начала XXI века характеризуется достаточно сложными процессами, вызванными принципиально меняющейся экономической и социальной средой в глобальном масштабе.

Глобализация отражает интеграцию мировой экономики и рассматривает международное партнерство как наилучший способ управления изменениями, затрагивающими потоки товаров, услуг, капитала, рабочей силы и идей, а также решение глобальных экологических проблем.

Локализация отражает растущее стремление широких масс играть более значительную роль в управлении своей жизнью, проявляется в усилении местной автономии и в передаче власти «вниз». Правительства отдельных стран начинают все активнее работать с регионами и городами, что является наилучшим способом управления переменами.

Глобализация непосредственно влияет на управление внешнеэкономической деятельностью на межгосударственном, государственном, региональном уровнях, а также отдельно взятого предприятия, фирмы.

Одной из основных тенденций глобализации мирового хозяйства является развитие процесса регионализации, проявляющегося в интеграции, усилении взаимозависимости и взаимодействия национальных экономик.

В современной мировой экономике структурно оформились три ведущих региональных торгово-экономических блока, фактически разделившие государства планеты на три крупнейшие зоны перемещения капиталов, услуг и рабочей силы:

· Западноевропейский;

· Североамериканский;

· Азиатско-Тихоокеанский.

"Вершинами" этого экономического треугольника являются Европейский союз, США и Япония.

Интеграционные процессы характерны для многих регионов и стран мира. Главной целью интеграционных союзов является – расширение рынков за счет снятия таможенных, валютных и других барьеров, использование преимущества экономики масштаба. Образование интеграционных союзов преследует и внешние политические цели, основная из которых – создание благоприятной внешнеэкономической среды для экономики союза.

Глобализация экономики в значительной мере связана с феноменом ТНК и операциями, осуществляемыми между их филиалами. Этот сложный и многоплановый процесс Всемирный банк характеризует как «новый регионализм»: формирование макрорегиональных пространств, умножение социально-экономических коалиций и союзов.

Процесс глобализации в настоящее время характеризуется локализацией. Процесс локализации непосредственно связан с демократизацией общества, когда все больше полномочий, доходов и инвестиций передается от центральных органов управления к местным, находящимися ближе к тем, кого непосредственно затрагивают принимаемые решения.

Централизованное управление экономикой на практике показало свою несостоятельность и тем самым дало толчок для развития локализации. Локализация предполагает возможность политического самовыражения регионов. Это обусловлено такими факторами как:

· неудовлетворенность возможностью государства реализовывать намеченные программы развития;

· усиление территориального самовыражения в условиях улучшения качества образования, увеличения доли городского населения, развития коммуникаций;

· стремление найти свое место в мире, в котором глобализация уравнивает различия в культурах;

· обострение внутригосударственной конкуренции между регионами, наряду с нежеланием более богатых субъектов делиться своими ресурсами с менее обеспеченными субъектами.

Если глобализация объединяет страны мира, то локализация меняет баланс сил внутри них. Локализация может принимать различные формы, включая замену однопартийной системы многопартийной, повышение степени свободы региональных единиц, вовлечение общественности и неправительственных организаций в процесс управления. При этом глобализация и локализация не являются противоборствующими силами, а нередко усиливают друг друга.

Глобализация и локализация вызывают как положительную, так и отрицательную реакцию, но это реально существующее явление, которое невозможно игнорировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: