Лекция № 11

Устье

Дельта Эстуарии

И выполните следующие задание: в атласе, откройте физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек с разным видом устьев. Правильно, продолжим.

Давайте отметим, что река течет по направлению от Истока к Устью. Нарисовал стрелку-направление на рис.1.

Учитель показывает на карте как правильно показывать реку на карте.

Давайте откроем контурную карту и нанесем на нее реку Волгу. Наносим синей ручкой, печатными буквами, по направлению течения.

Смотрите, большая река не нарисована прямой синей линией, она имеет очень много отростков, и выглядит как паутина. Так что же это за отростки? Мы с вами говорили, что реки могут впадать в моря, озера, но чаще другого они впадают в более крупные реки и называются притоками.

Давайте отметим «Приток – это более мелкий водный поток, впадающий в главную реку».

Посмотрите на карту, как располагаются притоки по отношению к реке?

Абсолютно верно. Притоки делятся на левый и правый. Давайте отметим их на рисунке 1, и посмотрите, как их нужно показывать по карте. А как определить какой из них находиться с лева, а какой справа?

А вот тут вы не правы, что бы определить какой это приток по ориентации, нужно встать лицом к устью, то есть по течению реки, и вот тогда совершенно верно какой приток справа будет тот и будет правым притоком, так же и с левым. Отметили на рис.1.

Вот вам небольшое задание, найдите в атласе на карте России Волгу и приток ее, реку Кама, каким притоком она является?

Молодцы.

Давайте подумаем, река и притоки образуют единое целое, как его можно назвать?

Да, река и притоки образуют речную систему; запишите определение в тетрадь.

Сейчас я вам дам план описания речной системы:

Река Лена
Главная река Лена
Исток Хребет Прибайкалья
Устье Море Лаптевых
Левый приток Вилюй
Правый приток Алдан
Материк Евразия

За каждой речной системой закреплена своя собственная территория, и эти территории не соединяются, потому что их разъединяет водораздел; запишите, пожалуйста «Водораздел – граница, разделяющая речные системы».

Участок суши, с которого вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном. Запишите определение в тетрадь.

Про речную систему и бассейн реки можно сказать иначе.

Речная система – длинна; км.

Бассейн реки – площадь;.

Направление и скорость течения реки зависят от рельефа местности. В зависимости от рельефа, какие реки бывают?

Абсолютно верно, горные и равнинные. Давайте запишем табличку и заполним ее.

Типы рек
Равнинные Горные
Примеры рек

Учитель диктует признаки рек.

На реках можно наблюдать препятствия: пороги и водопады.

Что же такое пороги и как они образуются? Записывайте: «Пороги – это выход твердых горных пород или нагромождение камней, пересекающие русло». Русло реки сложено чередующимися полосами твердых и мягких горных пород. Река размывает более мягкие породы, а твердые образуют выступы – пороги. Если твердые и мягкие горные породы залегают горизонтально, то образуется водопад.

«Водопад – это падение реки с высокого уступа».

Интересный факт:

Самым высоким водопадом на Земле является – Анхель, в Южной Америке; высота 1054м.

Все мы знаем что рекам необходимо постоянно питаться, пополнять свои запасы воды, что бы не пересохнуть.

А чем питаются реки?

Запишем конкретную классификацию, по типам питания

питание река
Дождевое Яна
Снеговое Северная Двина
Подземные воды  
Смешанное  

Табл.1.

В основном, в России, реки имеют смешанный тип питания, ведь реки получают воду круглогодично.

Зимой – подземные воды; Весной – талые воды; Летом – дождевое.

Из – за различного вида питания, количества осадков зависит и уровень реки.

Половодье – ежегодно повторяющийся в определенный сезон подъем уровня воды.

Паводок – внезапный кратковременный подъем уровня воды в реке.

Межень – самый низкий уровень реки.

Запишите, пожалуйста, все определения в свои тетради.

Давайте посмотрим, у нас с вами получилась схема реки.

Река.

Ученики записывают тему урока и число.

Дети дают свои определения.

Водный поток, который течет в углублении земли.

Ученики записывают определение реки в тетрадь: «Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле».

Учащиеся сделали необходимую заметку.

Озеро, болото, родник, горы.

Дети записывают определение «Исток – это место, где река берет свое начало» и отмечают его на рис.1.

Некоторые ученики сделали заметку.

В море, озеро, другую реку.

Класс записал себе в тетрадь «Устье – это место, где река впадает в море, озеро или другую реку»

Подписывают его на рис.1.

Учащиеся записывают определения и перерисовывают схему.

Все приступили к выполнению задания.

Устье
Дельта Эстуарии
Лена Енисей
Волга  
Миссисипи  

Ученики нанесли направление.

Дети сделали все по правилам, сказанным учителем.

Ученики записали определение «Приток – это более мелкий водный поток, впадающий в главную реку».

Справа и с лева.

Посмотреть по карте, с какой стороны нарисован там и находится.

Дети сделали себе пометку.

Левым.

Сеть, система.

Главная река со всеми притоками образует Речную систему.

Учащиеся записали: «Водораздел – граница, разделяющая речные системы».

Дети записывают «Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку».

Горные и равнинные.

Дети заполняют таблицу под диктовку учителя.

Типы рек
Равнинные Горные
Спокойное течение Бурное течение
Широкая долина Узкая долина
Извилистое русло Прямое русло
Длинная Короткая
Пригодна для судоходства Непригодна для судоходства
Волга Терек

Ученики записывают определение порогов и водопадов, а так же причину их образования.

Записали интересный факт.

Осадки, подземные воды.

Ученики записали таблицу 1.

Учащиеся записали все сказанное учителем, кто не успел, списал определения из учебника.

    Закрепление

Мы с вами прошли тему «Реки», давайте освежим в памяти основные положения, которые прозвучали на уроке.

Я вам раздаю листочки с 2 заданиями.

1 задание. Подпишите части речной долины

2 задание. Схема реки

Исток  
Речной бассейн  
Устье  
Водораздел  
Приток  

На все задание четыре минуты. Этого вполне достаточно, ведь мы это только что прошли. Начинайте.

Пока ребята заняты учитель записывает на доске домашнее задание.

Время вышло, проверяем.

Я спрашиваю ответ, вы отвечаете, сравниваем и исправляем, если допустили ошибку.

Учащиеся берут выданный учителем листик и преступают к выполнению задания. Зашелестели листами тетрадей и учебника.

1 задание. Подпишите части речной долины

1 – Русло

2 – Пойма

3 – Надпойменная терраса

2 задание. Схема реки

Исток  
Речной бассейн  
Устье  
Водораздел  
Приток  

Учащиеся отвечают, исправляют ошибки.

    Домашнее задание На доске записано домашнее задание. §30 + сообщение о Ниагарский водопад. Запишите план: · Расположение · Высота · Ширина Описание речную системы по плану, данному на уроке. 1. Вариант
Река Амур
Главная река  
Исток  
Устье  
Левый приток  
Правый приток  
Материк  

2. Вариант

Река Енисей
Главная река  
Исток  
Устье  
Левый приток  
Правый приток  
Материк  

Заполните до конца таблицу 1.

Нанести на контурную карту все реки, которые мы прошли на занятии.

НА ЭТОМ ВСЕ. СПАСИБО!

Записывают задание в дневник, план в тетрадь. Описание речной системы по плану. 1. Вариант
Река Амур
Главная река Амур
Исток Хребет Забайкалья
Устье Охотское море
Левый приток Шилка
Правый приток Аргунь, Сунгари
Материк Евразия

2. Вариант

Река Енисей
Главная река Енисей
Исток Горы Саяны
Устье Карское море
Левый приток  
Правый приток Ангара, Нижняя Тунгуска
Материк Евразия
 

Литература: Учебник географии – 6 класс. Герасимов.; Социальная сеть работников образования - nsportal.ru

Тема: «Первая медицинская помощь при: укусах больных бешенством животных, ядовитых змей и насекомых; инородных телах уха, носа, глаз, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта; острых заболеваниях органов брюшной полости; почечной колике и острой задержке мочи»

План:

1. Острые заболевания органов брюшной полости.

2. Почечная колика.

3. Острая задержка мочеиспускания.

4. Инородные тела уха, носа, глаз, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта.

5. Укусы животных, ядовитых змей и насекомых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: