Устье
Дельта Эстуарии
И выполните следующие задание: в атласе, откройте физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек с разным видом устьев. Правильно, продолжим.
Давайте отметим, что река течет по направлению от Истока к Устью. Нарисовал стрелку-направление на рис.1.
Учитель показывает на карте как правильно показывать реку на карте.
Давайте откроем контурную карту и нанесем на нее реку Волгу. Наносим синей ручкой, печатными буквами, по направлению течения.
Смотрите, большая река не нарисована прямой синей линией, она имеет очень много отростков, и выглядит как паутина. Так что же это за отростки? Мы с вами говорили, что реки могут впадать в моря, озера, но чаще другого они впадают в более крупные реки и называются притоками.
Давайте отметим «Приток – это более мелкий водный поток, впадающий в главную реку».
Посмотрите на карту, как располагаются притоки по отношению к реке?
Абсолютно верно. Притоки делятся на левый и правый. Давайте отметим их на рисунке 1, и посмотрите, как их нужно показывать по карте. А как определить какой из них находиться с лева, а какой справа?
|
|
А вот тут вы не правы, что бы определить какой это приток по ориентации, нужно встать лицом к устью, то есть по течению реки, и вот тогда совершенно верно какой приток справа будет тот и будет правым притоком, так же и с левым. Отметили на рис.1.
Вот вам небольшое задание, найдите в атласе на карте России Волгу и приток ее, реку Кама, каким притоком она является?
Молодцы.
Давайте подумаем, река и притоки образуют единое целое, как его можно назвать?
Да, река и притоки образуют речную систему; запишите определение в тетрадь.
Сейчас я вам дам план описания речной системы:
Река Лена | |
Главная река | Лена |
Исток | Хребет Прибайкалья |
Устье | Море Лаптевых |
Левый приток | Вилюй |
Правый приток | Алдан |
Материк | Евразия |
За каждой речной системой закреплена своя собственная территория, и эти территории не соединяются, потому что их разъединяет водораздел; запишите, пожалуйста «Водораздел – граница, разделяющая речные системы».
Участок суши, с которого вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном. Запишите определение в тетрадь.
Про речную систему и бассейн реки можно сказать иначе.
Речная система – длинна; км.
Бассейн реки – площадь;.
Направление и скорость течения реки зависят от рельефа местности. В зависимости от рельефа, какие реки бывают?
Абсолютно верно, горные и равнинные. Давайте запишем табличку и заполним ее.
Типы рек | |
Равнинные | Горные |
Примеры рек |
Учитель диктует признаки рек.
На реках можно наблюдать препятствия: пороги и водопады.
|
|
Что же такое пороги и как они образуются? Записывайте: «Пороги – это выход твердых горных пород или нагромождение камней, пересекающие русло». Русло реки сложено чередующимися полосами твердых и мягких горных пород. Река размывает более мягкие породы, а твердые образуют выступы – пороги. Если твердые и мягкие горные породы залегают горизонтально, то образуется водопад.
«Водопад – это падение реки с высокого уступа».
Интересный факт:
Самым высоким водопадом на Земле является – Анхель, в Южной Америке; высота 1054м.
Все мы знаем что рекам необходимо постоянно питаться, пополнять свои запасы воды, что бы не пересохнуть.
А чем питаются реки?
Запишем конкретную классификацию, по типам питания
питание | река |
Дождевое | Яна |
Снеговое | Северная Двина |
Подземные воды | |
Смешанное |
Табл.1.
В основном, в России, реки имеют смешанный тип питания, ведь реки получают воду круглогодично.
Зимой – подземные воды; Весной – талые воды; Летом – дождевое.
Из – за различного вида питания, количества осадков зависит и уровень реки.
Половодье – ежегодно повторяющийся в определенный сезон подъем уровня воды.
Паводок – внезапный кратковременный подъем уровня воды в реке.
Межень – самый низкий уровень реки.
Запишите, пожалуйста, все определения в свои тетради.
Давайте посмотрим, у нас с вами получилась схема реки.
Река.
Ученики записывают тему урока и число.
Дети дают свои определения.
Водный поток, который течет в углублении земли.
Ученики записывают определение реки в тетрадь: «Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле».
Учащиеся сделали необходимую заметку.
Озеро, болото, родник, горы.
Дети записывают определение «Исток – это место, где река берет свое начало» и отмечают его на рис.1.
Некоторые ученики сделали заметку.
В море, озеро, другую реку.
Класс записал себе в тетрадь «Устье – это место, где река впадает в море, озеро или другую реку»
Подписывают его на рис.1.
Учащиеся записывают определения и перерисовывают схему.
Все приступили к выполнению задания.
Устье | |
Дельта | Эстуарии |
Лена | Енисей |
Волга | |
Миссисипи |
Ученики нанесли направление.
Дети сделали все по правилам, сказанным учителем.
Ученики записали определение «Приток – это более мелкий водный поток, впадающий в главную реку».
Справа и с лева.
Посмотреть по карте, с какой стороны нарисован там и находится.
Дети сделали себе пометку.
Левым.
Сеть, система.
Главная река со всеми притоками образует Речную систему.
Учащиеся записали: «Водораздел – граница, разделяющая речные системы».
Дети записывают «Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку».
Горные и равнинные.
Дети заполняют таблицу под диктовку учителя.
Типы рек | |
Равнинные | Горные |
Спокойное течение | Бурное течение |
Широкая долина | Узкая долина |
Извилистое русло | Прямое русло |
Длинная | Короткая |
Пригодна для судоходства | Непригодна для судоходства |
Волга | Терек |
Ученики записывают определение порогов и водопадов, а так же причину их образования.
Записали интересный факт.
Осадки, подземные воды.
Ученики записали таблицу 1.
Учащиеся записали все сказанное учителем, кто не успел, списал определения из учебника.
Мы с вами прошли тему «Реки», давайте освежим в памяти основные положения, которые прозвучали на уроке.
Я вам раздаю листочки с 2 заданиями.
1 задание. Подпишите части речной долины
2 задание. Схема реки
Исток | |
Речной бассейн | |
Устье | |
Водораздел | |
Приток |
На все задание четыре минуты. Этого вполне достаточно, ведь мы это только что прошли. Начинайте.
|
|
Пока ребята заняты учитель записывает на доске домашнее задание.
Время вышло, проверяем.
Я спрашиваю ответ, вы отвечаете, сравниваем и исправляем, если допустили ошибку.
Учащиеся берут выданный учителем листик и преступают к выполнению задания. Зашелестели листами тетрадей и учебника.
1 задание. Подпишите части речной долины
1 – Русло
2 – Пойма
3 – Надпойменная терраса
2 задание. Схема реки
Исток | |
Речной бассейн | |
Устье | |
Водораздел | |
Приток |
Учащиеся отвечают, исправляют ошибки.
Река Амур | |
Главная река | |
Исток | |
Устье | |
Левый приток | |
Правый приток | |
Материк |
2. Вариант
Река Енисей | |
Главная река | |
Исток | |
Устье | |
Левый приток | |
Правый приток | |
Материк |
Заполните до конца таблицу 1.
Нанести на контурную карту все реки, которые мы прошли на занятии.
НА ЭТОМ ВСЕ. СПАСИБО!
Река Амур | |
Главная река | Амур |
Исток | Хребет Забайкалья |
Устье | Охотское море |
Левый приток | Шилка |
Правый приток | Аргунь, Сунгари |
Материк | Евразия |
2. Вариант
Река Енисей | |
Главная река | Енисей |
Исток | Горы Саяны |
Устье | Карское море |
Левый приток | |
Правый приток | Ангара, Нижняя Тунгуска |
Материк | Евразия |
Литература: Учебник географии – 6 класс. Герасимов.; Социальная сеть работников образования - nsportal.ru
Тема: «Первая медицинская помощь при: укусах больных бешенством животных, ядовитых змей и насекомых; инородных телах уха, носа, глаз, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта; острых заболеваниях органов брюшной полости; почечной колике и острой задержке мочи»
План:
1. Острые заболевания органов брюшной полости.
|
|
2. Почечная колика.
3. Острая задержка мочеиспускания.
4. Инородные тела уха, носа, глаз, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта.
5. Укусы животных, ядовитых змей и насекомых.