Жилищное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере удовлетворения потребностей граждан в жилье. Правовая природа жилищного права, его место в системе права остается дискуссионной на протяжении нескольких десятилетий.
Еще в 1947г. В.К. Райхер сделал вывод о том, что жилищное право представляет собой комплексную отрасль права. Он отметил, что жилищные отношения регулируются нормами трех институтов: а) административно – правового института (распределение жилья); б) гражданско – правового института (договор найма жилой площади); в) кооперативно – правового института (обеспечение жилой площадью в ЖСК. Эти институты выделены из своих основных отраслей права, объединены по предмету регулирования и образуют комплексную отрасль права. Идею комплексной отрасли жилищного права отстаивали в свое время С.М. Корнеев, В.П. Грибанов.
Другие авторы (В. Ф. Яковлев) полагают, что жилищное право является институтом гражданского права. Близки к этой позиции и другие ученые (П.И. Седугин, В.Н. Литовкин).
Перечень доктринальных позиций можно продолжить. Жилищное право – комплексный правовой институт, состоящий из административно – правовых, гражданско-правовых норм и норм кооперативного права (И.Л. Брауде). Наличие комплексных институтов права поддерживает С.С. Алексеев.
Жилищное право - подотрасль гражданского права (Р.О. Халфина, О.А. Красавчиков). Жилищное право - самостоятельная отрасль права (П.С. Никитюк). Этот вывод сделан автором после того принятия Основ жилищного законодательства и жилищных кодексов союзных республик.
Жилищное право признается некоторыми авторами частью гражданского права. Понятия жилищное право и жилищное законодательствоупотребляются как тождественные и рассматриваются как комплексные правовые образования (Ю.К. Толстой). Идею идентификации жилищного права с комплексным правовым образованием следует поддержать.
Конституция РФ относит гражданское законодательство к исключительному ведению РФ, а жилищное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ).
Жилищное законодательство – это совокупность нормативных правовых актов (форм выражения норм жилищного права), регулирующих жилищные отношения.
Ст. 5 ЖК относит к жилищному законодательству:
- ЖК, другие федеральные законы;
- указы Президента, постановления Правительства;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- нормативные правовые акты субъектов РФ;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
В ст. 9 ЖК закреплено приоритетное применение норм международного договора РФ, если в нем установлены иные правила, чем в жилищном законодательстве. Пробелы в жилищном законодательстве могут быть восполнены путем применения аналогии закона и аналогии права.
Компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений определена в ст. 12 - 14 ЖК.
Возникает вопрос: насколько правомерно в состав жилищного законодательства включать нормативные правовые акты органов местного самоуправления и какова юридическая природа этих актов (Ю. К. Толстой). В обоснование того, что акты органов местного самоуправления, хотя они и не относятся к органам государственной власти, можно вслед за ЖК квалифицировать в соответствующих случаях как нормативные, следует опираться на ст.132 Конституции РФ (Ю.К. Толстой).
2. Право граждан РФ на жилище: понятие и содержание
Статья 40 Конституции РФ провозгласила право граждан на жилище.
Понятие и правовая природа конституционного права на жилище неоднозначно определяется в литературе:
- как элемент правоспособности;
- как конституционное субъективное право (элемент правоотношения, которому присущи специфические свойства) (Е.В. Богданов);
- элемент социально – экономического права (Э.Б. Лыкова);
- один из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни (В.С. Нерсесянц);
- стержень правового статуса индивида (Е.А. Лукашева);
- как «мнимое право» (то есть не принадлежащее в собственном смысле человеку, а относящееся к некоторым задачам и целям государства и зависящих от возможностей каждой страны (С.С. Алексеев).
Некоторыми авторами право на жилище понимается как государственно-правовой институт и вместе с тем основное конституционное право граждан (П.И. Седугин), как комплексный правовой межотраслевой институт, ядро которого составляют нормы Конституции РФ (А.М. Пчелинцева).
Конституционное право на жилище как сложное по юридической природе право неразрывно связано с правом граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42Конституции РФ), правом на неприкосновенность жилища (ст.25 Конституции РФ), правом на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства (ст.27 Конституции РФ). Такой подход позволяет понять сущность права на жилище и механизм его реализации (А.М. Пчелинцева).
Конституционное право на жилище, как бы его ни определяли в доктрине, реализуется в различных по юридической природе правоотношениях: общих конституционных правоотношениях, организационных (административных), имущественных (гражданско-правовых) и др.
В содержании конституционного права граждан на жилище выделяются следующие правовые возможности:
- стабильного пользования занимаемым жилым помещением;
- улучшения своих жилищных условий;
- использования жилого помещения в интересах других граждан;
- обеспечения для жильцов здоровой среды обитания;
- недопущения произвольного лишения права граждан на жилище;
- неприкосновенности жилища (П.И. Седугин).
В дальнейшем автор признал право на неприкосновенность жилища в качестве самостоятельного права.
Е.В.Богданов в качестве элементов конституционного права граждан на жилище называет:
- право пользования имеющимся жилым помещением;
- право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фондов;
- право на приобретение жилого помещения в собственность по гражданско-правовым сделкам или в результате участия в жилищном строительстве.
В.Р. Скрипко в содержании права на жилище выделяет следующие юридические возможности:
- стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением;
- его неприкосновенности;
- недопущения произвольного лишения жилища;
- улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья.
Правовые возможности, входящие в содержание конституционного права граждан на жилище анализирует и В.Н. Литовкин, который сводит право на жилище к трем юридическим возможностям: 1) стабильному, устойчивому, постоянному пользованию жилым помещением; 2) содействию государства в улучшении жилищных условий; 3) обеспечению здоровой среды.
П.В. Крашенинников выделяет в содержании права на жилище два основных элемента: право на приобретение жилого помещения и право пользования жилым помещением. Очевидно, это лаконичное представление с достаточной полнотой раскрывает содержание конституционного права граждан на жилище, закрепленное ст.40 Конституции РФ. Обязанности государственных органов и органов местного самоуправления, корреспондирующих конституционному праву граждан на жилище, сформулированы в виде обеспечения условий для осуществления права на жилище (ч.2 ст.40 Конституции РФ, ст.2 ЖК).