Органы судебной власти: компетенция, порядок образования, структура

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В правовом государстве судебная власть независима, решения суда неподвержены влиянию любого властного органа. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции. Система федеральных органов судебной власти включает: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Впервые в структуру судебной власти Конституция включила органы прокуратуры Российской Федерации, которые осуществляют уголовное преследование и поддерживают государственное обвинение в судебном разбирательстве.

Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя России, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов. В своей работе судебная власть опирается на Конституцию, федеральные конституционные законы о судебной системе. В России нет и не может быть государственных и общественных органов, которые имели бы право рассматривать уголовные, гражданские и другие дела.

В своей работе суды различной компетенции руководствуются определенным процессуальным законодательством:

− Конституционный Суд применяет нормы, закрепленные в Законе о Конституционном Суде;

− суды общей юрисдикции при рассмотрении дел применяют нормы гражданско-процессуального и уголовно-процессуального кодексов, а также кодекса об административных правонарушениях;

− арбитражные суды в своей деятельности руководствуются арбитражно-процессуальным законодательством.

Основной закон устанавливает также высшие органы судебной системы Российской Федерации: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.

Конституционный Суд Российской Федерации - один из высших федеральных судов. Конституционный Суд решает вопросы:

• о соответствии Конституции федеральных законов, указов Президента, нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, актов субъектов Федерации. При этом Конституционный Суд решает только правовые вопросы. Не все субъекты имеют право обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов власти. Этим правом обладают только:

- Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума, группа депутатов (1/5 всех членов Совета Федерации или Госу­дарственной Думы), Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;

- Конституционный Суд разрешает споры о компетенции. Такие споры возникают тогда, когда один орган берет полномочия другого органа, т.е. присваивает чужие полномочия. Это споры, прежде всего, между федеральными органами власти - Президентом, Федеральным Собранием, Правительством Рос­сии, федеральными судами, а также споры между высшими го­сударственными органами субъектов Федерации;

- толкование, разъяснение отдельных положений Конституции необходимо в связи с тем, что не все конституционные нормы полно и доступно раскрывают смысл, органы и граждане одинаково понимают и применяют конституционные нор­мы. Конституционный Суд является единственным государственным органом, который дает толкованием разъяснение положений Конституции. Оно обязательно для всех государственных органов и граждан: Если Конституционный Суд признал нормативные акты неконституционными, они лишаются юридической силы. Не соответствующие Конституции еще не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры не вводятся в действие и не могут применяться;

- еще одно полномочие Конституционного Суда связано с его участием в процедуре отрешения Президента от должности. Конституционный Суд дает заключение только о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Если Конституционный Суд принял решение о том, что порядок не соблюден, рассмотрение обвинения прекращается.

Верховный Суд возглавляет систему судебных органов, кото­рые осуществляют надзор за деятельностью судов общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации является высшей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам - верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, то есть Верховный Суд пересматривает дела, рассмотренные высшими судами субъектов Федерации и выносит по ним окончательные постановления. Верховный Суд также изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам применения законодательства. Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

1. Пленума Верховного Суда.

2. Судебной коллегии по гражданским делам.

3. Судебной коллегии по уголовным делам.

4. Военной коллегии.

5. Президиума Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда - коллегиальный орган, который дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных дел. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда, которые публикуются в Бюллетене Верховного Суда. Свои разъяснения Верховный Суд основывает на обобщении решений судов, их целью является обеспечение единообразия в судебной практике.

Высший Арбитражный Суд наряду с Конституционным Судом и верховным Судом входит в судебную систему России. При этом он возглавляет систему арбитражных судов, которая включает все арбитражные суды субъектов Федерации. К ведению Высшего Арбитражного суда отнесено разрешение экономических споров (то есть споров, втекающих из экономических правоотношений). Участниками гражданских споров, как правило, выступают юридические лица и граждане - предприниматели. К таким спорам относятся разногласия, возникающие в связи с признанием права собственности на имущество, которое находится в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности); в связи с истребованием федеральной собственности из чужого незаконного владения, а также споры в сфере управления, возникающие с участием государственных и иных органов Российской Федерации, например, дела о признании недействительными актов государственных и иных органов Российской Федерации, Дела о банкротстве и другие. Таким образом, арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические (имущественные) и споры в сфере управления. Процедура судебного разбирательства арбитражных судов во многом совпадает с гражданским процессом в судах общей юрисдикции.

Военные суды входят в федеральную систему и создаются в гарнизонах, армиях, других воинских соединениях.

Конституцией России запрещено создание чрезвычайных судов, так как их создание неприемлемо в правовом государстве.

Финансирование судов производится централизовано из федерального бюджета в твердых суммах. Это дает возможность судам нормально работать, быть независимыми от властей. Военные суды финансируются Министерством обороны.

Принцип разделения властей, зафиксированный в ст. 10 Конституции Российской Федерации, обуславливает необходимость формирования судебной власти, независимой от законодательной и исполнительной властей, способной самостоятельно осуществлять присущие ей функции. Провозглашая принцип разделения властей, Конституция Российской Федерации распространяет его действие на все уровни государственной власти - федеральную государственную власть и государственную власть субъектов Российской Федерации.

Не менее значимым для построения судебной власти в Российском государстве выступает принцип федерализма, который обуславливает тот факт, что судебная система Российской Федерации состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, а также предполагает разделение судебной власти между Российской Федерацией и ее субъектами.

Однако подобные выводы разделяются не всеми исследователями. В юридической литературе, в частности, отмечается, что «в основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную разделение по вертикали) и разделения государственной власти на федеральную и власть субъектов Федерации (разделение по горизонтали) лежат принципиально иные закономерности и потому они образуют принципиально различные по своему содержанию конституционные проблемы

Ученые, занимающиеся проблемами организации и функционирования судебной власти: Абросимова Е.П., Лебедев В.М., Никитин A.B. Авакьян С.А., Алебастрова И.А., Баглай М.В., Бамматов P.P., Батова С.А., Боботов C.B., Боброва H.A., Богданова H.A., Гуценко К.Ф., Давыдов В.А., Ершов В.В., Жуйков В.М., Жилин H.A., Зражевская Т.Д., Иродов С.С., Изварина А.Ф., Карельский В.В., Клеандров М.И., Ковалев М.А., Кутафин O.E., Лазарев Л.В., Лебедев В.М., Лусегенова Е.С., Магомедов A.M., Мамаев С.А., Масликов И.С., Нерсесянц B.C., Никитина A.B., Орлов Ю.К., Овсепян Ж.И., Перевалов В.Д., Русинова С.И., Рянжин В.А., Савиций К).И., Семенов В.М., Сергеев А.И., Скуратов Ю.И., Стецовский Ю.И., Страшун Б.А., Темушкин О.Б., Топорнин Б.Н., Фойницкий И.Я., Хабриева Т.Я., Черемных Г.Г., Чиркин В.Е., Швецов В.И., Энтин Л.М. и другие.

Проблеме конституционного правосудия и мировой юстиции в субъектах Российской Федерации посвящаются труды Бобровского М.Б., Боброва В.К., Витрука Н.В., Гатауллина А.Г., Дмитриева Ю.Л., Железнова Б.Л., Зорькина В.Д., Кряжкова В.А., Мельниковой Э.Б., Митюкова М.А., Несмеяновой С.Я., Шаркова И.Г. и других.

Исследования по вопросам сравнительного судебного федерализма представлены работами Азарова М.Б., Авраменко С.Л., Гоптаревой И.Б., Жигачева И.Ю., Знаменщикова Р.В., Идрисовой М.А., Леванского С.А., Маклакова В.В., Мишина A.A., Пастухова В.Б., Пилипенко Ю.С., Решетникова Ф.М., Саленко A.B., Саликова A.B., Сухарева А.Я., Якушева В.А. и других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: