Законодательство в сфере охраны атмосферного воздуха

Раздел ПМООС по воздействию на воздушную среду

Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации

Раздел 4. Оценка воздействия на окружающую среду, законодательные основы, порядок и методы ее проведения

Как уже было сказано, «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (2000) очень подробно представило процедуру ОВОС, в целом соответствующую мировому опыту проведения экологической оценки (за исключением отсутствия скрининга). Документ предполагает проведение ОВОС в 3 этапа:

1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС. Следует отметить, что доступ общественности к техническому заданию (ТЗ) на ОВОС и его корректировка по предложениям общественности, как правило, не обеспечивается.

2. Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС.

3. Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС и государственная экологическая экспертиза. На этом этапе в необязательном порядке проводится общественная экологическая экспертиза.

Порядок проведения представлен на схемах (Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11). Пунктиром выделены действия, проведение которых не является обязательным.

Проведение процедуры ОВОС является ответственностью инициатора деятельности (заказчика документации). Но, как правило, если природоохранную документацию (материалы ОВОС и том проектной документации ПМООС) готовит приглашенная организация (подрядчик или субподрядчик), то фактически и процедура ОВОС координируется подрядчиком.


Поступившие замечания и предложения учитываются при составлении ТЗ и должны быть отражены в материалах по ОВОС.
Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации.
Заказчик публикует в официальных изданиях органов исполнительной власти (в зависимости от уровня ГЭЭ) информацию о: - названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; - наименовании и адресе заказчика или его представителя; - примерных сроках проведения ОВОС; - органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; - предполагаемой форме общественного обсуждения; форме представления замечаний и предложений; - сроках и месте доступности ТЗ и пр.
Заказчик проводит предварительные консультации с целью определения участников ОВОС, в том числе заинтересованной общественности
ТЗ рассылается участникам ОВОС по запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения ОВОС.
Заказчик составляет техническое задание (ТЗ) на проведение ОВОС, которое содержит: - наименование и адрес заказчика (исполнителя); - сроки проведения ОВОС; - основные методы проведения ОВОС, в том числе план проведения консультации с общественностью; - основные задачи при проведении ОВОС; - предполагаемый состав и содержание материалов по ОВОС.
Заказчик проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду, собирает и документирует информацию: - о намечаемой деятельности; - о состоянии окружающей среды; - о возможных воздействиях на окружающую среду и мерах по их уменьшению или предотвращению.
Заказчик готовит и представляет в органы власти обосновыва­ющую документа­цию по проекту содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализа­ции; возможные альтернативы; описание условий ее реализации и пр.
I этап: Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС
Дополнительное информирование участников ОВОС может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и пр.


Рисунок 10. Схема проведения 1 этапа ОВОС (согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации от 16 мая 2000 г.).


Заказчик (исполнитель) проводит исследования по ОВОС в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив, целей деятельности и способов их достижения.
II этап: Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС
Заказчик принимает от граждан и общественных организаций письменные замечания и предложения и документирует их в приложениях к материалам по ОВОС (до принятия решения о реализации деятельности, в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения).
Заказчик предоставляет доступ к предварительному варианту материалов ОВОС. Общественность может представить замечания (в течение 30 дней, но не позднее 2 недель до окончания общественных обсуждений или проведения общественных слушаний).
Заказчик публикует в официальных изданиях органов исполнительной власти информацию о: - сроках и месте доступности предварительного варианта материалов ОВОС, - дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия. (не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений/ слушаний).
Органы МСУ при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности определяют порядок проведения общественных слушаний.
Заказчик подготавливает предварительный вариант материалов ОВОС (включая краткое изложение для неспециалистов).
Заказчик сообщает эту информацию заинтересованной общественности, которая может не располагать доступом к данным СМИ.
Заказчик уточняет план мероприятий по ходу общественных обсуждений, в т.ч. принимает решение о проведении общественных слушаний. При этом необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой деятельности и степенью заинтересованности общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.
Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний. Составляется протокол, в котором фиксируется основные вопросы обсуждения и предмет разногласий (если был выявлен), он подписывается представителями органов исполнительной власти, МСУ, граждан, общественных организаций, заказчика.
На III этап


Рисунок 11. Схема проведения 2 этапа ОВОС (согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации от 16 мая 2000 г.).


Окончательный вариант ОВОС передается для использования при подготовке обосновывающей документации и представляется на государственную экологическую экспертизу.
Заказчик предоставляет доступ общественности к окончательному варианту материалов ОВОС (в течение всего срока с момента утверждения и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности).
III этап: Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС
Заказчик готовит окончательный вариант материалов ОВОС на основе предварительного варианта материалов с учетом поступивших замечаний, предложений и информации. Документ должен включать информацию об учете поступивших замечаний и предложений, протоколы общественных слушаний (если проводились), а также краткое изложение для неспециалистов.
Окончательный вариант ОВОС передается на общественную экологическую экспертизу (если проводится).


Рисунок 12. Схема проведения 3 этапа ОВОС (согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации от 16 мая 2000 г.).

Раздел проектной документации «Мероприятия по охране окружающей среды»

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 утвердило «Состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Этот документ определяет требования к материалам, которые подаются на государственную экспертизу проектной документации. В частности, п. 25 данного документа регламентирует требования к разделу «Перечень мероприятий по охране окружающей среды». Этот раздел должен составлять 8 том проектной документации объектов производственного и непроизводственного назначения. Пункт 40 регламентирует требования к разделу «Мероприятия по охране окружающей среды» – том 7 проектной документации линейных объектов.

Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать в текстовой части

а) результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду;

б) перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий:

- результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам;

- обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;

- мероприятия по охране атмосферного воздуха;

- мероприятия по оборотному водоснабжению - для объектов производственного назначения;

- мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;

- мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;

- мероприятия по охране недр - для объектов производственного назначения;

- мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, отдельно указываются мероприятия по охране таких объектов);

- мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона;

- мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в том числе предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости);

- программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях;

в) перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;

Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать в графической части

г) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек;

д) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, расположения источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и устройств по очистке этих выбросов;

е) карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями - для объектов производственного назначения;

ж) ситуационный план (карту-схему) района с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием контрольных пунктов, постов, скважин и иных объектов, обеспечивающих отбор проб воды из поверхностных водных объектов, а также подземных вод, - для объектов производственного назначения.

Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» (линейные объекты) должен содержать в текстовой части

а) результаты оценки воздействия на окружающую среду;

б) перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации линейного объекта, включающий:

- мероприятия по охране атмосферного воздуха;

- мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова;

- мероприятия по рациональному использованию и охране вод и водных биоресурсов на пересекаемых линейным объектом реках и иных водных объектах;

- мероприятия по рациональному использованию общераспространенных полезных ископаемых, используемых при строительстве;

- мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;

- мероприятия по охране недр и континентального шельфа Российской Федерации;

- мероприятия по охране растительного и животного мира, в том числе:

- мероприятия по сохранению среды обитания животных, путей их миграции, доступа в нерестилища рыб;

- сведения о местах хранения отвалов растительного грунта, а также местонахождении карьеров, резервов грунта, кавальеров;

- программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации линейного объекта, а также при авариях на его отдельных участках;

- программу специальных наблюдений за линейным объектом на участках, подверженных опасным природным воздействиям;

- конструктивные решения и защитные устройства, предотвращающие попадание животных на территорию электрических подстанций, иных зданий и сооружений линейного объекта, а также под транспортные средства и в работающие механизмы;

в) перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;

Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» (линейные объекты) должен содержать в графической части

г) карту-схему с указанием размещения линейного объекта и границ зон с особыми условиями использования территории, мест обитаний животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации;

д) карту-схему границ зон экологического риска и возможного загрязнения окружающей природной среды вследствие аварии на линейном объекте.

Часто встает вопрос о том, является ли проведение процедуры ОВОС необходимым для разработки раздела ПМООС? Согласно Постановлению Правительства №87 от 16.02.2008, ПМООС должен содержать «результаты оценки воздействия на окружающую среду». Согласно п. 1.6 «Положения о порядке проведения ОВОС» №372 от 16.05.2000, результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

- выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

- решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.


- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ;

- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. №74-ФЗ;

- Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ;

- ФЗ РФ от 10.01.02 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- ФЗ РФ от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- ФЗ РФ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- ФЗ РФ от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- ФЗ "Об экологической экспертизе" № 174-Ф3 от 23.11.1995 г. (в ред. от 24.07.2008 г. № 162-ФЗ);

- РДС 11-201-95 «Инструкция о порядке проведения государственной экологической экспертизы проектов строительства», утв. Постановлением Минстроя РФ от 24.04.1995 г. № 18-39 (в ред. от 29.01.1998 г. № 18-10);

- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция);

- Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании от 15.09.2005 №569 (ред. ПП РФ от 24.07.2000 №554);

- СанПиН 2.2.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;

- СНиП 23-01-99 «Строительная климатология»;

- ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: