Учет процесса снабжения (заготовления)

Классификация счетов

Взаимосвязь счетов с балансом

Бух.счета взаимосвязаны с балансом: 1)название ряда статей баланса ссотв-ют назв-ям синт.счетов, остатки по таким счетам переносятся в баланс на соотв-щую дату.2)отдельн.статьи баланса объединяют остатки по неск.счетам, напр.в статье баланса «ден.ср-ва» объед-ся остатки денег в кассе, на расч.счету, на валютн.счетах, на спец.счетах. 3)остатки по некоторым счетам распред-ся в балансе по неск.статьям, напр.остаток по синтетич.счету 62 «расчеты с покуп-ми и заказчиками» в балансе привод-ся по 2ум статьям – задолж-сть покуп-ля и заказчика, ожид-я к погашению в теч.12 месяцев и др.статья – более чем 12 месяцев. 4) остатки, получен. на активно-пассивн.счетах, показыв-ся в балансе раздельно. Дебетовые – в активе баланса, а кредитовые – в пассиве. Эту инф-ию получают из аналитич. счетов. 5) остатки по счетам «осн.ср-ва», «немат.активы» и некот. др. показыв-ся в активе баланса по трем статьям: а)первонач.ст-ть, б)амортизация, в)остаточн.ст-ть. В итог входит только остаточн.ст-ть.

1) по эк.содержанию, отражаемых объектов, счета классифицируются: а) счета для учета разл.видов имущ-ва, т.е. активов орг-ции – относят 01; 04; 10; 43; 51и др. б) счета для учета капитала и обяз-ств, т.е. для учета источников финансир-ия имущ-ва (80, 86, 66, 60и др.) в) счета для учета хоз.процессов (20,23,29 и др.) 2) по стр-ре и назначению счета классиф-ся: а) счета основные (активные, пассивн., акт.-пассивн.) б) счета регулирующие – эти счета делятся на: *дополнительные, кот.дополняют оценку какого-либо об-кта(14,15,16); *контрактивные - счета сами явл-ся пассивными, но уточняют оценку какого-либо активного счета (02,05 и др.); *контрпассивные – сами явл-ся активными, а уточняют оценку пас.счета (81 – собствен.акции(доли), выкуплен. у акционеров). Этот счет уточняет сумму 80 счета(уставн.фонд). в)операционные счета:

1)Собирательно-распределительные счета – предназначены для учета расходов на обслуживание пр-ва и упр-ние. Выделяют 2 осн.счета: 25 т.е. на нем отраж-ют расходы на обслуж-ие и упр-ние на уровне цехов и пр-в – ЗП служащих; расходы на содержание и ремонт зданий, цехов и др.; 26 – отражают расходы на обслуживание и упр-ние на уровне всего завода или орг-ции. содерж-ие директора и его аппарта, содерж-е зданий, сооруж-ий и др. Особенностью расходов, отражаемых на сч.25, 26 явл-ся то, что они явл-ся косвенными, т.е. в себест-ть отдельных видов прод-ции они включаются в порядке их распределения по видам прод-ции 1 раз в месяц пропорционально какой-нибудь базе. После распредел-я эти расходы списыв-ся со сч.25, 26 и остатка сч.25, 26 не имеет.

2)Бюджетно-распределительные счета - предназначены для распред-ия доходов и расходов между смежными отчетными периодами. Включают 2 счета: 97 – расходы буд.периодов;и 98 – доходы буд.периодов. На сч.97 учитываются расходы, кот.возникли в отчетном месяце, но эффект от них ожидается в след. отчетн. периодах. На сч.98 отраж-ся доходы, кот.возникли в отчетн.месяце, но относятся к буд.отчетным периодам.

3)Калькуляцион. сч. предназначены для калькулир-ния себест-ти прод-ции по какому-либо процессу. К ним относят: 1)20 – осн.пр-во. На этом счете собираются все з-ты по изготовл-ию отдельн.видов прод-ции. Основным считается пр-во, кот.предусмотрено уставом и учредительными документами орг-ии или пред-тия. 2)23 – вспомогательн.пр-ва, т.е. такие пр-ва, кот.предназначены для обеспечения осн.пр-ва: трансп., услугами по ремонту осн.ср-ств, тарой, запасн.частями, энергией; 3) 29 – обслуживающ.пр-ва и хоз-ва, к ним относ-ся: пр-ва и хоз-ва, кот.предназначены в основном для обслуживания потребностей персонала пред-тия (дет.сады, ясли, дома культуры, профилактории, столовые, подсобн.хоз-во, пошивочные мастерские и др.) К этой же группе счетов относят: счет 10, 15 – заготовл-ие и приобретение мат.ценностей; 16 – отклонение в ст-ти мат.ценностей. Данные 3 счета предназначены для калькулир-ия себест-ти заготовлен.мат-лов. К эти же счетам относят счет 08 – вложения во внеоборотные активы. На этом счете собираются з-ты по строительству, реконструкции, модернизации, по приобретению об-тов осн.ср-в.

4)Сопоставляющие или финансово-результативн.счета предназначены для определения финансового рез-та(прибыли или убытка) от реализ-и готов.прод-ции, работ, услуг, др.активов. 90 – реализация; 91 – операционные доходы и расходы. По Д-ту сч.90 отражают фактическ.себес-ть реализован.прод-ции, работ, услуг, а по Д-ту 91 счета отражают фактич.себест-ть осн.ср-в, мат-лов, малоценных предметов и др.активов. А по К-ту сч.90, 91 отраж-т договорн.ст-ть продаваемых активов. Кроме того, по Д-ту дан.счетов отраж.расходы, связанные с реализацией активов, а также налоги и отчисления с выручки от реализ-и, предусмотрен.налоговым законодательством. Разница между Д-вым и К-вым оборотом по сч.90, 91 представл.собой финансов.результат от реализации. Если К-вый оборот превышает Д-вый, то на сумму превышения получ. мы имеем прибыль, а в обратн.случае – убыток. Для учета имущ-ва, не принадлежащего дан.орг-ции на правах собст-сти предназначены забалансовые счета. На этих счетах в частн.отражают имущ-во, принятое на ответствен.хранение; тов-ры, принятые на комиссию; мат-лы, принятые в переработку от др.орг-ций и некотор.др. Особенность забалансов.счетов – то, что они не вписываются в систему двойной записи. Принятие их за баланс отраж-ся по Д-ту этих счетов, а списание – по К-ту.

16.План счетов - систематизированный перечень применяемых счетов,в кот.они объединены в разделы.Каждый счёт имеет цифровой код и название.К некоторым сложным счетам установлены коды и названия субсчетов.К плану счетов прилагается инструкция по его применению.В ней даётся характеристика каждого счёта, что на нём учитывают, взаимосвязь с другими и обьекты аналитич.учёта.В настоящее время в РБ применяются:1)типовой план счетов БУ,введённый 1 января 2004г.для коммерческих организаций и ИП.2)для банков,разработанный нац.банком.3)для бюджетных организаций.

Типовой план счетов разрабатывает и утверждает Минфин РБ,им же разрабатывается и утверждается план счетов бюджетных организаций.Министерства и ведомства по согласованию с Минфином могут вводить в типовой план счетов дополнит. синтетич.счета,используя свободные коды.Предприятия и организации могут исключать,объединять или дополнительно вводить отдельн.субсчета,а также устанавливать перечень аналитич.счетов для своей организации.

17.Оценка имущества организации. Калькулирование как способ группировки затрат и определения себестоимости. В соответствии с законом “О БУ и отчётности” оценка активов м.б. произведена одним из 5способов:1)активы,приобретённые за плату, оцениваются путём суммирования произведенных затрат на их покупку и доставку,2)активы,изготовленные в самой организации-по себестоимости их изготовления,т.е.по фактически произведенным на изготовление затрат, 3)активы,полученные безвозмездно-по рыночной стоимости на дату оприходования, 4)излишек активов,выявленный при инвентаризации,приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации,5)активы,выраженные в иностр.валюте,приходуются в бел.руб. по офиц.курсу НБ РБ на дату оприходования.Обязательства оцениваются в денежном выражении на основании цены, указанной в договоре.Периодически по постанавлениям Правительства производится переоценка отдельных активов-осн.средства,материалы,товары и др.В этом случае в балансе данные активы будут показаны по переоцененной стоимости.

В БУ по каждому из хоз.процессов на отдельных счетах собирают затраты отчётного периода по процессу,кот.далее используется для определения фактической себестоимости единицы заготовленных ценностей,произведённой и реализованной продукции,работ,услуг.Совокупность процедур,связанных с определением фактич.затрат по процессу и на ед-цу его результата называется калькулированием. Скалькулированная себестоимость ед-цы заготовленных,произведённых и реализованных ценностей является их денежной оценкой в отчётном периоде.В этой оценке заготовленные произв.запасы(материалы) списываются на затраты производства,а изготовл.продукция,работы,услуги-в реализацию. Перечень затрат,кот.следует включать по каждому из хоз.процессов,установлен НПА РБ.

В процессе заготовления материалов на предприятиях возникают такие хоз.операции:1)предоплата,2)перечисление аванса,3)последующая оплата счетов поставщиков,4)оприходование поступивших материалов от поставщиков,5)принятие к оплате счетов транспортных организаций за доставку материалов,6)предварит.или последующая оплата счетов транспортных организаций,7)оприходование материалов,приобретённых подотчётными лицами.

В затраты на приобретение материалов помимо оплаты счетов поставщиков включаются также проценты по кредитам и займам,полученным для расчётов с поставщиками.

Для сбора затрат по процессу снабжения предназначены счета 10,15,16.Преимущественно организации используют для сбора затрат сч.10.В этом случае все затраты по заготовлению материалов собираются по дебету сч.10,при этом кредитуются разные счета в зависимости от источников поступления материалов и от вида расходов на приобретение.В частности,могут кредитоваться счета: 60”Расчёты с поставщ. и подрядчиками”-на отпускную стоимость материалов по счетам поставщиков,а также на расходы по доставке материалов до предприятий.,71”Расчёты с подотчётными лицами”-на стоимость материалов,приобретённых подотчётными лицами организации., 66”Краткосрочные кредиты и займы”-на суммы процентов по кредитам и займам,полученных для расчётов с поставщиками.Могут кредитоваться и др.счета.Аналитический учёт затрат по процессу заготовления ведут по видам материалов или их однородным группам,что позволяет исчислить себестоимость каждого вида заготовленных материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: