Учет наличия и поступления ОС и НА

В организации рук-ль создает 2 комиссии по ОС: по приемке и списанию ОС с баланса (определяет готовность поступающих объектов к эксплуатации, принимает их и составляет документ о принятии, фиксирует недоделки в объекте, кот. надо устранить); по амортиз. политике (определяет полезный срок исп-ия каждого объекта, способ начисления амортизации и др.).

Все первичные документы по ОС явл-ся типовыми. Они утверждены Минфином и исп-ся всеми предпр-ми без изменений. Основным первичным документом на поступление ОС явл-ся Акт о приеме-передаче ОС. Перемещение объектов внутри орг-ии оформ-ся накладной.

Каждому принятому в эксплуатацию объекту присваивается инвентарный номер путем нанесения краской или прикреплением металл. жетона. На каждый объект на основании Акта открывают инвентарную карточку, в кот. заносят все данные об объекте. Все карточки помещаются в картотеку, кот. хранится в бухгалтерии. Для того, чтобы иметь данные о наличии ОС в подразделениях орг-ии, бухгалтерия сост-ет на каждое подразделение инвент. список.

Для учета ОС предусмотрены сч. 01, 03. К счету 01 м.б. открыты субсчета: выбытие ОС, арендованные ОС, ОС полученные в лизинг. Счет 03 исп-ют орг-ии, предоставляющие объекты ОС в прокат, аренду, лизинг с целью получения дохода.

ОC могут поступать в орг-ию из разных источников, что отражается в учете:

1. приобретение или строительство объектов Все затраты предварительно собираются на сч. 08, а затем по мере приемки объектов в эксплуатацию, списываются со сч. 08, т.е. делается проводка: Д 08 К60,10, 70,69 и др. На фактические затраты по строительству, приобретению (первонач. стоимость): Д01,03 К08.

2. безвозмездное получение: от одного собственника: Д01 К83- на остаточную стоим-ть объекта согласно акту; от другого собственника: Д01 К98- по рыночной стоимости объекта на дату оприходования. Затем по мере начисления амортизации сч.98 ежемесячно уменьш-ся и делают запись: Д98 К92- на сумму ежемес. аморт-ии. Постепенно 98 закроется.

3. поступление от учредителей в счет вклада в уст. фонд: К 75 Д 01- на стоимость, согласованную м/у учредителями на основе заключения независимой экспертизы.

4. излишки ОС, выявленные при инвентаризации приходуются по их рыночной стоим-ти на момент оприходования: Д01 К92.

5. поступление от своих филиалов, отделений, выделенных на отдельный баланс. На первонач. стоим-ть: Д01 К79. На переданную сумму аморт-ии по объекту: Д79 К 02.

Аналит. учет ОС ведут по каждому инвент. номеру в инвент. карточках. При небольшом кол-ве объектов допускается вести учет в инвент. книге.

Синтет. учет НА ведут на сч. 04 по первонач стоим-ит, в кот входят: стоим-ть по отпускным ценам поставщиков; суммы, уплаченные сторонним орг-ям за услуги по приобретению и оценке НА; суммы регистрац. сборов, гос пошлин и др. ананлогичных платежей, произвед-х в связи с приобретением НА и доведением их до состояния, пригодного к исп-ию; % по кредитам и займам, полученным на приобретение НА до их ввода в эксплуатацию; фактич. затраты самой орг-ии на создание НА.

Каждому НА присваивается инвент. номер. Аналит. учет ведут по каждому инвент. объекту в инвент. карточках учета НА. Первичный документ на оприходование- Акт приемки НА.

Бух записи на поступление НА такие же, как по оприх-ию ОС, но вместо 01 исп-ся 04. Если орг-ия сама создает НА, то в ее учете делают записи: Д08 К10,23,60,70,69,76 и др.

При вводе в действие созданного орг-ей НА создается комиссия, кот дает заключение о возможности исп-ия полученного результата в качестве НА. При положительном решении делается запись: Д04 К08- на сумму фактич затрат по созданию НА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: