Снятие торцевых крышек

РАЗБОРКА И СБОРКА ГЕНЕРАТОРА

Перед разборкой и снятием частей и деталей следует ' убедиться в наличии маркировки на них и на отсоединяемых концах кабелей, и если ее нет, то нанести, чтобы при (сборке все поставить на свое место. Если концы кабелей на щитке зажимов или внутри возбудителя будут перепутаны, это приведет к отказу в работе возбуждения генератора. Из­менение порядка расположения деталей на роторе или якоре возбуди­теля может привести к нарушению балансировки и появлению вибрации. В других случаях изменение положения деталей может привести к задеванию отдельных частей друг за друга.

В современных турбогенераторах торцевые крышки имеют выступающие внутрь ребра жесткости и диффузоры.

Центр тяжести крышек смещен от рымов внутрь генератора. При снятии таких крышек при помощи троса, закрепленного на рымах, в момент отжатия их из заточки они рывком перейдут в наклонное положение и повредят при этом диффузором изоляцию лобовых частей обмотки статора. Чтобы не допустить повреждения обмотки заводом предусмотрена подвеска к крышке противовеса в виде цилиндра с песком.

На станциях для снятия крышек генератора типа ТВФ-100 применяется более удобное приспособление в виде скобы. Скоба 2, изготовленная из двутавровой балки, прикрепляется к крышке при помощи четырех болтов. Вывод ротора из статора и ввод его обратно -наиболее ответственные операции по разборке и сборке генератора.


Скоба для снятия торцевых крышек статора, имеющих смещенный ентр тяжести:

1 - торцевая крышка; 2 -
скоба; 3 — вновь
привариваемые гайки; 4 -
ограничитель; 5 - нижние
болты.


Масса ротора в крупных генераторах достигает десятков тонн. Даже легкое задевание ротора за активную сталь и тем более за лобовую часть обмотки статора приведет к повреждению изоляции обмотки и активной стали. Поэтому при выводе и вводе ротора необходимо непрерывно следить за наличием зазора между ним и статором.

Трос, применяемый для выемки ротора, не должен касаться поверхностей скольжения на шейках вала и дисков для уплотнений, вентиляторов, контактных колец, токопродводов и роторных бандажей.

После выемки ротор должен быть уложен на клети из деревянных брусьев или укороченных шпал, укладываемых под нерабочие части вала или под бочку ротора.

Для предохранения ротора от повреждения и уменьшения возможного скольжения троса в местах захвата ротора под трос должен быть подложен картон или транспортерная лента. На роторе с непосредственным охлаждени­ем, имеющем пазовые клинья с выступающими заборниками и выпусками, для предохранения клиньев от повреждений в местах захвата тросом между па­зами закладываются рейки из дерева твердых пород.

Перед выводом ротора и после ввода его специальным щупом измеряются зазоры между ротором и статором с обеих сторон вверху, внизу, слева и справа. При измерении зазора необходимо следить за тем, чтобы раздвижные пластинки щупа не опирались на пазовые клинья, а на поверхности зубцов статора и ро­тора не было наплыва лака.

Зазоры в диаметрально противоположных точках не должны отличаться от среднего значения более чем на: 10 % для турбогенераторов с косвенным охлаждением; 5 % для турбогенераторов с непосредственным охлаждением; 20 % Для гидрогенераторов, если заводом-изготовителем не указаны меньшие размеры. Большая несимметрия зазоров может вызвать появление вибрации и повышенный нагрев поверхности ротора.

Вывод ротора из статора для турбогенераторов 50 МВт и выше производит­ся в порядке, показанном на рис.2. После снятия возбудителя и торцевых крышек при помощи крана приподнимают вал ротора со стороны возбудителя, под вал устанавливают опорную балку и опускают на нее ротор. Затем уда­ляют вкладыш и стул подшипника со стороны возбудителя и делают настил из досок или деревянных брусьев, по которому укладывают направляющие из стальных брусьев или рельсов.

В верхнюю часть воздушного зазора между ротором и статором заводят стальной лист толщиной 10—12 мм, изогнутый по окружности активной стали статора, и затем опускают его в нижнюю часть зазора и закрепляют тро-^ сом. На направляющие со стороны возбудителя устанавливается тележка, на которую опускается и закрепляется полукольцами вал ротора. Уровень на­правляющих должен быть таким, чтобы ротор занимал концентричное по­ложение относительно статора. Далее закрепляется однороликовая тележка на валу ротора со стороны турбины. Ротор со стороны турбины приподни­мают краном за полумуфту и удаляют нижнюю половину вкладыша под­шипника. При помощи тали или лебедки и перемещения моста крана в сторону возбудителя выдвигают ротор из статора, пока трос, на котором подвешен ротор, не коснется корпуса генератора.

Рис. 2. Вывод ротора с помощью двух тележек

1 положение

2-ое положение


3-е Положение



Ш положение

Вывод ротора при помощи удлинителя Рис. 3. Приспособления для подвески ротора Рис. 4. Телескопический удлинитель вала ро­тора Конец ротора со стороны турбины опускают, и тележка, закрепленная на нем, ставится на стальной лист, уложенный в расточке статора. Поддер­живая краном ротор за вал со стороны возбудителя, при помощи тали или лебедки выдвигают ротор из статора более чем на половину его длины. Под­вешивают ротор за бочку тросами на крюк крана, добиваясь при подъеме его горизонтального положения, и окончательно выводят из статора. На ряде станций при разборке генераторов с водородным охлаждением вместо громоздкой балки применяется простое и удобное приспособление для подвески ротора к корпусу статора (рис. 3), состоящее из стального стропа 3, талрепов 2 и проушин 1. Для крепления проушин к корпусу стато­ра используются отверстия и болты, предназначенные для крепления торце­вых крышек. Талрепы служат для регулировки положения подвешенного ротора относительно статора. Если сделать дополнительные отверстия в проушинах, то одно и то же приспособление можно использовать для раз­личных типов генераторов. Применение телескопического удлинителя (рис. 4) облегчает вывод и ввод ротора. В заводском удлинителе 2 ротора генератора ТВФ-100, имеющем длину 1000 мм, удалена крестовина жесткости и вместо нее вставлена выдвижная труба 1 длиной 1360 мм. При выдвижении этой трубы общая длина удлинителя увеличивается до 1860 мм, что обеспечива­ет вывод ротора из статора на необходимое расстояние без применения стального листа, заводимого в статор, и второй тележки.


Рис. 5. Вывод ротора при помощи телескопического удлинителя Вывод ротора при помощи указанных приспособлений производится в следующем порядке: вал ротора со стороны возбудителя приподнимают

краном на 5—8 мм и при помощи приспособления подвешивают к корпусу генератора. Стул заднего подшипника удаляют, и ротор опускается на те­лежку, установленную на рельсы. Приспособление для подвески ротора пе­реносят на сторону турбины. Вал ротора со стороны турбины на стропах подвешивают на крюк крана, и ротор выдвигается из статора настолько, чтобы можно было вставить удлинитель ротора с убранной внутрь выдвиж­ной трубой. Выдвижение ротора производят перемещением крана в сторо­ну возбудителя и одновременно вращением колес тележки ломами.

При помощи крана подают удлинитель и прикрепляют его болтами к полумуфте ротора. Затем ротор выдвигают на 1000 мм и подвешивают на приспособлении. Из удлинителя выдвигают внутреннюю трубу. Ротор стропится на крюк крана за конец этой трубы (рис. 5, а) и выводится из статора еще на 800 мм. После этого ротор стропится за середину бочки (рис. 5, б) и полностью выводится из статора. Ввод ротора в статор произ­водится в обратном порядке.

При установке торцевых щитов генераторов с водородным охлаждени­ем очень важно не допустить неплотностей в разъемах между корпусом и торцевыми щитами и между их половинками.

При сборке торцевых щитов должны замеряться зазоры между ними и вентиляторами; зазоры должны быть в пределах, указанных в заводском паспорте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: