При осмотре вынутого ротора проверяется, не ослабли ли клинья в пазах, нет ли на носиках и остальной поверхности роторных бандажей, на крайних клиньях в пазах и поверхности зубцов подгара или цветов побежалости, указывающих на местные перегревы, нет ли налета ржавчины у посадочных мест бандажных и центрирующих колец, указывающих на ослабление посадки и наличие контактной коррозии, не сместились ли роторные бандажи или пазовые клинья.
Поверхность бандажных и центрирующих колец и места изменения сечения вала ротора зачищаются до блеска, осматриваются с помощью лупы и проверяются цветной дефектоскопией с целью обнаружения трещин. Проверяется крепление вентиляторов. Трещины на вентиляционных лопатках обнаруживаются легкими ударами молотка. Лопатки, имеющие трещины, издают дребезжащий звук.
Измеряются глубина выработки и «бой» контактных колец. Проверяется надежность крепления выступающих краев изоляции под кольцами и изоляции токоподводов. Изоляция очищается от пыли и покрывается лаком.
|
|
Проверяется состояние шеек и дисков уплотнения на валу. При наличии на зубцах, бандажных и центрирующих кольцах ротора трещин, подгаров, цветов побежалости, следов контактной коррозии бандажи подлежат снятию для более тщательного обследования и ремонта.
Если перед ремонтом из-за наличия выработки на кольцах наблюдались вибрация и искрение щеток, а также если замером, который следует произвести при вращении ротора валоповоротным устройством непосредственно перед выводом генератора в ремонт, будет обнаружен «бой» колец, равный 0,1, мм, то кольца должны быть проточены и отшлифованы.
|
стройства.
Для проточки колец или дисков устанавливается суппорт от токарного станка с поперечным и продольным перемещением. Обработка колец может производиться как резцом, так и закрепленным на суппорте вращающимся абразивным кругом.
Шлифовка колец производится при вращении ротора от турбины с частотой вращения 500—700 об/мин.
Уменьшение диаметра контактных колец по мере их срабатывания и проточки ввиду снижения при этом их механической прочности допускается до значения, указанного заводом-изготовителем.
|
|
Проточка дисков уплотнений на валу производится при наличии на их поверхности глубокой выработки и неровностей. Чаще всего такая необходи-
мость возникает после подплавления вкладышей. Проточка необходима также при конусности рабочей поверхности дисков, превышающей 0,05—0,07 мм.
Обработку рабочих поверхностей дисков, имеющих сравнительно неглубокие выработку и неровности или небольшую конусность, целесообразно производить при помощи чугунной скобы-притира (рис. 6) с применением смеси карбида бора с керосином или наждачного порошка, а на заключительной стадии - пасты ГОИ. Ротор во время обработки вращается вало-поворотным устройством.
Роторы генераторов с водородным охлаждением проверяются на газоплотность. Для этого в центральное отверстие ротора со стороны колец вместо постоянной ставится временная заглушка с патрубком и газоплотным вентилем, через который в ротор подается сжатый воздух в смеси с фреоном, давление которого на 0,05—0,1 МПа больше рабочего давления в генераторе. Затем при помощи течеискателя ГТИ-3 убеждаются в отсутствии утечек через заглушку в торце вала со стороны турбины, через отверстия для токоведущих болтов и т. д. Газоплотность ротора считается удовлетворительной, если в течение 6 ч снижение давления не превысит 10 % начального.
В роторах с непосредственным водородным охлаждением обмотки с
самовентиляцией после очистки от пыли проверяют продуваемость их
вентиляционных каналов. Важность этой проверки определяется тем, что
ни электрическими испытаниями, ни по показаниям щитовых приборов ге-
нератора нарушение продуваемости каналов обнаружить практически не
возможно. Между тем нарушение продуваемости каналов может привести
к местному перегреву и повреждению меди обмотки.