Ремонт ротора

При осмотре вынутого ротора проверяется, не ослабли ли клинья в пазах, нет ли на носиках и остальной поверхности роторных бандажей, на крайних клиньях в пазах и поверхности зубцов подгара или цветов побежалости, ука­зывающих на местные перегревы, нет ли налета ржавчины у посадочных мест бандажных и центрирующих колец, указывающих на ослабление посад­ки и наличие контактной коррозии, не сместились ли роторные бандажи или пазовые клинья.

Поверхность бандажных и центрирующих колец и места изменения сече­ния вала ротора зачищаются до блеска, осматриваются с помощью лупы и про­веряются цветной дефектоскопией с целью обнаружения трещин. Проверя­ется крепление вентиляторов. Трещины на вентиляционных лопатках обнару­живаются легкими ударами молотка. Лопатки, имеющие трещины, издают дребезжащий звук.

Измеряются глубина выработки и «бой» контактных колец. Проверяется надежность крепления выступающих краев изоляции под кольцами и изоляции токоподводов. Изоляция очищается от пыли и покрывается лаком.

Проверяется состояние шеек и дисков уплотнения на валу. При наличии на зубцах, бандажных и центрирующих кольцах ротора трещин, подгаров, цветов побежалости, следов контактной коррозии бандажи подлежат сня­тию для более тщательного обследования и ремонта.

Если перед ремонтом из-за наличия выработки на кольцах наблюдались вибрация и искрение щеток, а также если замером, который следует произве­сти при вращении ротора валоповоротным устройством непосредственно пе­ред выводом генератора в ремонт, будет обнаружен «бой» колец, равный 0,1, мм, то кольца должны быть проточены и отшлифованы.



Рис. 6. Притир для обработки диска на валу: 1 — рукоятка для вращения диска; 2 — диск; 3 — притир
Проточка колец и дисков уплотнений на валу, производимая при вращении ро­тора валоповоротным устройством турбины, увеличивает время простоя тур­боагрегата в ремонте. Для сокращения продолжительности ремонта проточку колеи и дисков на валу производят на отсоединенном от турбины генерато­ре при вращении ротора в собственных подшипниках при помощи пере­движного

стройства.

Для проточки колец или дисков устанавливается суппорт от токарного станка с поперечным и продольным перемещением. Обработка колец может производиться как резцом, так и закрепленным на суппорте вращающимся абразивным кругом.

Шлифовка колец производится при вращении ротора от турбины с часто­той вращения 500—700 об/мин.

Уменьшение диаметра контактных колец по мере их срабатывания и про­точки ввиду снижения при этом их механической прочности допускается до значения, указанного заводом-изготовителем.

Проточка дисков уплотнений на валу производится при наличии на их по­верхности глубокой выработки и неровностей. Чаще всего такая необходи-

мость возникает после подплавления вкладышей. Проточка необходима так­же при конусности рабочей поверхности дисков, превышающей 0,05—0,07 мм.

Обработку рабочих поверхностей дисков, имеющих сравнительно неглубо­кие выработку и неровности или небольшую конусность, целесообразно производить при помощи чугунной скобы-притира (рис. 6) с применением смеси карбида бора с керосином или наждачного порошка, а на заключи­тельной стадии - пасты ГОИ. Ротор во время обработки вращается вало-поворотным устройством.

Роторы генераторов с водородным охлаждением проверяются на газо­плотность. Для этого в центральное отверстие ротора со стороны колец вместо постоянной ставится временная заглушка с патрубком и газоплот­ным вентилем, через который в ротор подается сжатый воздух в смеси с фреоном, давление которого на 0,05—0,1 МПа больше рабочего давления в генераторе. Затем при помощи течеискателя ГТИ-3 убеждаются в отсутст­вии утечек через заглушку в торце вала со стороны турбины, через от­верстия для токоведущих болтов и т. д. Газоплотность ротора считается удовлетворительной, если в течение 6 ч снижение давления не превысит 10 % начального.

В роторах с непосредственным водородным охлаждением обмотки с
самовентиляцией после очистки от пыли проверяют продуваемость их
вентиляционных каналов. Важность этой проверки определяется тем, что
ни электрическими испытаниями, ни по показаниям щитовых приборов ге­-
нератора нарушение продуваемости каналов обнаружить практически не­
возможно. Между тем нарушение продуваемости каналов может привести
к местному перегреву и повреждению меди обмотки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: