Неявные издержки – это ценность упущенных выгод от лучшего из альтернативных способов использования принадлежащих фирме ресурсов

При анализе издержек целесообразно различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях.

В краткосрочном периоде некоторые факторы производства остаются неизменными, хотя остальные могут изменяться для того, чтобы увеличить выпуск продукции. Отсюда следует, что в краткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным.

Постоянными (FC) называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от объема производства. К ним относятся: арендные платежи, амортизация, жалование высшему управленческому персоналу и упущенный не явный предполагаемый процент на вложенный капитал и т.д.

Переменными (VC) называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска. Это такие как затраты на сырье, топливо, электроэнергию, большую часть трудовых ресурсов и т.д. Сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства.

Валовые издержки (TC) - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. При нулевом объеме производства валовые издержки будут равны постоянным.

TC = VC+FC

На графике издержки выглядят следующим образом:

Средние издержки (AC) являются издержками на единицу выпуска продукции. Имеются три вида средних издержек: средние постоянные, средние переменные и средние валовые издержки.

Средние постоянные издержки (AFC) представляют собой постоянные издержки (FC), деленные на объем выпуска продукции (Q)

AFC = FC/Q

Средние переменные издержки (AVC) представляют собой переменные издержки, деленные на объем выпуска продукции

AVC = VC/Q

Средние валовые издержки (ATC) представляют собой валовые издержки, деленные на объем выпуска продукции

ATC = TC/Q = AVC+AFC

Сравнивая средние валовые издержки с ценой продукта, можно определить, прибыльно ли производство.

Средние общие, средние переменные, средние постоянные и предельные издержки

Предельные (маржинальные) издержки (MC) представляют собой прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции. Так как постоянные издержки не меняются с изменением объема выпуска продукции фирмы, предельные издержки определяются ростом лишь переменных издержек в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следовательно, можно записать предельные издержки как:

MC = ∆VC/∆Q

Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.

Графически предельные издержки изображаются следующим образом.

Основные соотношения между средними и предельными издержками:

1 Размеры предельных и средних издержек имеют исключительно важное значение, поскольку от них в первую очередь зависит выбор фирмой объема производства.

2 MC не зависят от FC, так как FC не зависят от объема производства, а МС – это приростные издержки.

3 Пока МС меньше АС, кривая средних издержек имеет отрицательный наклон. Это означает, что производство дополнительной единицы продукции уменьшает средние издержки.

4 Когда МС равны АС, это значит, что средние издержки перестали уменьшаться, но еще не начали расти. Это точка минимальных средних издержек (АС = min).

5 Если при производстве дополнительной единицы продукции предельные издержки превышают средние издержки (МС>АС), то средние издержки увеличатся. И наоборот, если МС<АС, то величина АС уменьшается. Таким образом, кривая МС пересекает кривую АС в точке минимума последней. Такая же зависимость существует между МС и АVC.

Предельные и средние издержки представляют собой важные понятия. Знание краткосрочных издержек особенно важно для фирм, действующих в условиях заметных колебаний спроса. Если фирма в настоящее время осуществляет выпуск продукции в объеме, при котором предельные издержки резко возрастают, неопределенность относительно увеличения спроса в будущем может заставить фирму внести изменения в производительный процесс и, чтобы избежать более высоких издержек завтра.

В долговременном периоде времени фирма может менять все используемые факторы производства.

На долговременном этапе для большинства производственных технологий фирм эффект масштаба сначала возрастающий, затем постоянный и, наконец, падающий. Нижеследующий рисунок показывает типичную кривую

средних долговременных издержек LAC, соответствующую данному описанию производственного процесса.

 
 


Кривая средних долговременных издержек имеет U-образную форму, так же как и кривая средних краткосрочных издержек, но причина U-образной формы в первом случае заключается скорее в возрастающем и падающем эффекте масштаба, а не в действии закона убывающей отдачи по отношению к факторам производства.

Кривая долговременных предельных издержек LMC определяется с помощью кривой долговременных средних издержек. Она находится ниже кривой долговременных средних издержек, когда LAC снижается, и выше, когда LAC идет вверх. Две кривые пересекаются в точке А, где кривая долговременных средних издержек достигает своего минимума.

Тема 7 - Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

План лекции:

1 Рынок совершенной конкуренции и его характеристика.

2 Максимизация прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

3 Максимизация прибыли конкурентной фирмы в долговременном периоде.

Рынки совершенной конкуренции имеют 4 основные характеристики:

1 На рынке присутствует очень много продавцов и покупателей. Каждый покупатель покупает небольшое количество товара (по сравнению с предлагаемым), поэтому не может повлиять на рыночную цену. Выпуск и объем продаж каждого производителя настолько мал (в сравнении с рыночным спросом), что он тоже не может повлиять на рыночную цену.

2 Фирмы производят стандартный продукт, поэтому покупателям безразлично, кто его производит.

3 Потребители имеют полную информацию о ценах.

4 Рынок (отрасль) характеризуется равным доступом к ресурсам. Все фирмы – уже существующие в отрасли и потенциальные производители имеют доступ к одинаковой технологии и соответствующим ресурсам.

Эти характеристики имеют три следствия для работы рынка совершенной конкуренции:

Первая характеристика – многочисленность участников – означает, что продавцы и покупатели рассматривают рыночную цену как заданную величину. Продавцы, таким образом, являются «ценополучателями», покупатели также считают цену заданной величиной при принятии решений о покупке товаров. Это следствие также означает, что фирмы рассматривают цены затрачиваемых факторов производства как заданные при принятии решений о покупке ресурсов.

Вторая и третья характеристики имеют следствием закон единой цены: никакие продажи (и соответственно покупки) не могут быть совершены по более высокой цене.

Четвертая характеристика означает, что отрасль (рынок) имеет свободный вход. Следовательно, если фирма рассчитывает получить прибыль, войдя на рынок, то она в конце концов сделает это.

В соответствии с делением издержек производства фирмы на бухгалтерские и экономические, различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль = Выручка от реализации продукции – Бухгалтерские издержки.

Экономическая прибыль = Выручка от реализации продукции – Экономические издержки.

Говоря о максимизации прибыли, имеется в виду максимизация экономической прибыли. Если обозначить прибыль буквой π, то

π(Q) = TR – TC, где TR= P·Q, TC – общие издержки производства, связанные с производством продукции, при условии, что фирма выбирает такой способ производства, при котором издержки минимальны, Q – объем производства.

MR = MC
В общем случае необходимое условие максимизации прибыли π можно записать так:

где MR означает предельный доход фирмы. Данное правило можно назвать универсальным правилом рыночного равновесия, поскольку оно вытекает из универсального критерия, определяющего поведение фирмы – максимизации прибыли.

Для фирмы - «ценополучателя» предельный доход равен рыночной цене, т.е. MR = P, поскольку цена задана и дополнительная единица продукции дает дополнительный доход, равный рыночной цене продукта. Данное равенство означает, что спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным.

Таким образом, для максимизации прибыли фирма должна найти объем производства, при котором выполняется равенство МС = P, при этом восходящий участок кривой предельных издержек производства пересекает заданную линию спроса, т.е. Р = P.

Итак, для нахождения объема выпуска, максимизирующего прибыль фирмы на рынке совершенной конкуренции, должны выполняться 2 условия:

· Р = МС

· Функция предельных издержек МС должна быть возрастающей.

В краткосрочном периоде общие издержки фирмы складываются из постоянных (фиксированных) издержек и переменных издержек, так что

SFC + TVC, если Q > 0

STC =

SFC, если Q = 0,

Где SFC – постоянные издержки в краткосрочном периоде,

STC – общие издержки в краткосрочном периоде.

С учетом этих издержек фирме следует прекратить производство, если Р < AVC(Q*), где Q* - тот объем, при котором Р = МС(Q*). В краткосрочном периоде фирма, производящая Q > 0, определяет объем продаж, исходя из условия Р = SMC, причем SMC является восходящей кривой. Если Р < AVC, то Q = 0.

Таким образом, фирма, максимизирующая прибыль, никогда не будет производить продукцию, соответствующую участку SMC, где SMC < AVC. Этот участок находится ниже минимума кривой AVC. Таким образом, если Р < min AVC, то Q = 0. Обозначим

Р= min AVC – это цена закрытия фирмы.

Краткосрочную функцию предложения фирмы можно определить следующим образом:

P = SMC, P≥ min AVC

S:

Q = 0, P < min AVC

Обратите внимание, что критерий максимизации прибыли не гарантирует, что в краткосрочном периоде фирма будет получать положительную экономическую прибыль.

Действительно, поскольку

π(Q) = TR(Q) – TC(Q) = P·Q – ATC(Q)·Q = Q·(P – ATC(Q)), то

π(Q) ≥ 0, если Р ≥ min ATC.

Таким образом, если рыночная установившаяся цена Р = min ATC, то найдя объем продаж из уравнения Р = МС = min ATC, фирма получит нулевую экономическую прибыль. При Р > min ATC фирма получит положительную экономическую прибыль, как показано на рис. 4.3.

Р

SMC

Р e SATC

AVC

N M

P b P= min ATC = ATC(q)

P a P= min AVC – цена закрытия

 
 


0 q q q Q

При Р = Р TR = Р· q; TC = ATC(q)· Р.

π(q) = TR – TC = q- ATC(q)) = площади заштрихованного прямоугольника NРeM π(q) > 0, т.к. Р> ATC(q).

Поскольку число производителей (продавцов) на рынке в краткосрочном периоде фиксировано, рыночное предложение при любой цене равно сумме объемов продаж каждой фирмы в отдельности.

Краткосрочное равновесие на рынке достигается, когда величина спроса равна величине предложения.

Главное различие между максимизирующей прибыль фирмой в краткосрочном и долгосрочном периодах заключается в следующем:

· В долгосрочном периоде фирма принимает решение о выпуске при предположении, что она может устанавливать количества всех затрачиваемых факторов производства, включая размер предприятия. Следовательно, фирма определяет предельные издержки, исходя из долгосрочной функции издержек.

· В краткосрочном периоде, напротив, фирма принимает решение о выпуске при условии, что, по крайней мере, один фактор, например, размер предприятия, является фиксированным. Следовательно, фирма определяет предельные издержки, исходя из краткосрочной функции издержек, включающей постоянные затраты.

Долгосрочная кривая предложения фирмы

В долгосрочном периоде при цене ниже минимального значения долгосрочных средних издержек фирма получит отрицательную экономическую прибыль, даже если она использует все возможности для минимизации общих издержек. Поэтому для долгосрочного периода справедливы утверждения:

· Для Р ≥ min ATC фирма произведет объем продукции, для которого выполняется равенство Р = МС(Q). Долгосрочная кривая предельных издержек, таким образом, определяет для фирмы объем предложения, максимизирующий прибыль, при цене, превышающей минимальное значение средних издержек.

· Для цены ниже минимального значения средних издержек фирма выходит из отрасли. Следовательно, если Р < min ATC, то Q = 0.

Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции.

В отличие от краткосрочного периода, когда число фирм на рынке было фиксировано, в долгосрочном периоде новые фирмы могут входить на рынок, если при данной цене они смогут получить экономическую прибыль. Положительная экономическая прибыль является стимулом для вхождения новых фирм. Аналогично отрицательная экономическая прибыль «заставляет» существующие фирмы покинуть рынок. Если обозначить Р* - рыночная цена, n* - число фирм, Q* - объем продаж отдельной фирмой, то в долгосрочном периоде должны выполняться следующие три условия:

1. При заданной рыночной цене Р* каждая действующая фирма устанавливает объем выпуска, при котором ее прибыль максимальна, и выбирает размер предприятия, при котором издержки производства этого объема продукции являются минимальными. Это условие означает, что выполняется равенство Р* = МС(Q*).

2. Экономическая прибыль равна нулю. При заданной цене Р* нет стимула входить на рынок и нет стимула покидать рынок. Это условие означает, что выполняется равенство: Р* = ATC(Q*).

3. Рыночный спрос равен рыночному предложению при заданной рыночной цене Р* и заданном числе фирм n*. Это условие означает, что выполняется равенство:

D(P*) = S(P*) или n* = .

Поскольку рыночная цена одновременно удовлетворяет условиям 1 и 2, то каждая фирма в состоянии долгосрочного равновесия произведет объем продукции, соответствующий минимальным средним издержкам, т.е. Q* можно найти из условия MC(Q*) = ATC(Q*) либо можно найти минимальное значение средних издержек, приравняв производную средних издержек к нулю.

Тема 8 - Поведение фирмы в условиях монополии

План лекции:

1. Характеристика чистой монополии

2. Сущность и показатели монопольной власти

3. Цена, предельный доход, общий доход и эластичность спроса по цене монополиста.

4. Максимизация прибыли монопольными фирмами в краткосрочном периоде.

5. Долгосрочное монопольное равновесие.

6. Ценовая дискриминация: сущность и условия.

Рынок чистой монополии состоит из единственного продавца продукции, у которой нет или практически нет близких заменителей, поэтому, в отличие от рынка совершенной конкуренции, фирма, работающая на монопольном рынке, удовлетворяет весь имеющийся спрос на этом рынке, характеризующийся очень низкой эластичностью.

Рынок чистой монополии характеризуется также очень высокими барьерами, которые затрудняют вхождение на этот рынок других фирм. Высокие барьеры позволяют монополисту удерживать положительную экономическую прибыль. Существуют различные виды барьеров: эффективность крупного производства за счет положительного эффекта масштаба, барьеры в виде патентов и лицензий, владения сырьевыми ресурсами и т.п. Все эти факторы обеспечивают наличие рыночной власти у отдельной фирмы. В отличие от рынка совершенной конкуренции отдельная фирма сама устанавливает рыночную цену, регулируя объем продаж.

Средний доход фирмы-монополиста совпадает с функцией спроса (как и у производителя на рынке совершенной конкуренции):

AR(Q) = = = P(Q).

Предельный доход равен: MR(Q) =

Функция спроса и функция предельного дохода фирмы-монополиста на графике выглядит следующим образом:

Р

P = AR

 
 


MR Q

Монополист всегда будет стремиться выбрать эластичный участок функции спроса для нахождения оптимального объема продаж.

Равновесие на рынке чистой монополии в краткосрочном периоде.

В краткосрочном периоде для получения максимальной экономической прибылимонополист будет использовать универсальное правило рыночного равновесия: MR = MC.

Р Р

 
 


π < 0

π > 0 MC(Q)

       
 
   
 


MC(Q) AC(Q)

P* P*

AC(Q)

 
 


E

E

       
   


Q* MR(Q) Q* Q

а) б)

Рисунок 1. Максимизация прибыли монополистом

Точка Е дает максимизирующий прибыль объем выпуска Q*. Чтобы определить цену, по которой продукция будет продаваться на рынке, мы подставляем Q* в функцию спроса P(Q). Ведь именно функция спроса ставит в соответствие количество продаваемой продукции и цену этой продукции. На наших графиках это цена Р*.

Но наличие на рынке монополии не гарантирует фирме-монополисту получение экономической прибыли. Величина средних издержек AC(Q) может оказаться выше величины среднего дохода (функции спроса) и тогда фирма-монополист окажется в ситуации экономических убытков (б). Однако этот случай не типичен для рынка чистой монополии. Рис. 1 (а) показывает случай типичного равновесия на рынке чистой монополии, экономическая прибыль равна площади затененного прямоугольника.

Воспользуемся линейными зависимостями, чтобы отметить важнейшие характеристики равновесия на рынке чистой монополии (рис. 2).

1. В состоянии равновесия цена на монополистическом рынке превышает предельные издержки (напомним, что на рынке совершенной конкуренции Р = МС).

2. В отличие от рынка совершенной конкуренции экономическая прибыль на рынке чистой монополии в долгосрочном периоде положительная, поскольку на рынке чистой монополии существуют непреодолимые барьеры на вход других фирм. На рис.4 экономическая прибыль равна площади NPAF (общие издержки = площади прямоугольника ONFQ).

3. Хотя цена превышает предельные издержки, и фирма получает экономическую прибыль, на рынке чистой монополии также существует выгода потребителей. На риcунке 2 это площадь треугольника DPА.

Р

D выгода потребителей

 
 


MC

P A AC

MC(Q) E

N F

D

0 Q MR(Q) Q

Рисунок 2 Важнейшие характеристики равновесия на рынке чистой монополии

Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде.

При анализе поведения фирмы на рынке чистой монополии следует иметь в виду, что максимизация прибыли «требует» от фирмы выбора таких способов производства продукции, при которых издержки производства являются минимальными.

В долгосрочном периоде монополия будет стремиться использовать экономию от масштаба производства. Как и на рынке совершенной конкуренции в точке равновесия фирма минимизирует свои средние издержки, поскольку, хотя фирма-монополист сама устанавливает цену на рынке готовой продукции, выбор способа производства продукции с минимальными издержками определяет величину максимальной прибыли.

В случае увеличения спроса на продукцию, монополист не всегда увеличит количество предлагаемого им товара. Все зависит от эластичности рыночного спроса, точнее, от того, как будет меняться эластичность при изменении спроса.

Важнейшая характеристика рынков несовершенной конкуренции – наличие рыночной власти у фирм-производителей.

Обычно власть монополии на рынке измеряют с помощью двух показателей (индексов):

1. Индекс Лернера.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс Лернерапоказывает относительное превышение монопольной цены над предельными издержками: L = , так как в точке оптимума МС = MR и MR = + P, то, преобразовав, мы получим L = - .

На рынке совершенной конкуренции, где Р = МС, индекс Лернера равен 0; его значение становится тем больше, чем меньше ценовая эластичность спроса.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана иллюстрирует концентрацию фирм на данном рынке.

HHI = , где S- рыночная доля фирмы на рынке в процентах.

Если на рынке присутствует одна фирма, то значение индекса равно 10000.

Рыночная власть фирмы проявляется в политике ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это продажа товара одинакового качества, произведенного с равными затратами, разным покупателям по разным ценам (т.е. различие в продажной цене товара никак не связано с различиями в издержках его производства). Выделяют ценовую дискриминацию I, II и III степени.

Ценовая дискриминация I степени (совершенная ценовая дискриминация ) возникает тогда, когда монополист имеет возможность назначить каждому покупателю цену, соответствующую его спросу.

Если монополист получает возможность назначения для каждой единицы продаваемого товара/услуги своей цены, то его функция предельного дохода MR(Q) совпадет с функцией спроса на его продукцию P(Q) и вместо объема Qна рынке будет продаваться объем Q.

Осуществление ценовой дискриминации возможно, если потребители, приобретающие данный товар или услугу, не могут перепродать его или если издержки по перепродаже достаточно высоки.

Совершенная ценовая дискриминация – это идеальный случай для монополиста и практически неосуществима в реальной экономике. На практике чаще всего встречается ценовая дискриминация II и III степени.

Ценовая дискриминация II степени – назначение различных цен в зависимости от объема покупки.

Ценовая дискриминация III степени- назначение различных цен для различных групп потребителей (сегментов рынка). Проведение подобного ценообразования возможно, если фирма может выделить на рынке различные группы потребителей, предъявляющих спрос с разной ценовой эластичностью.

Тема 9 – Поведение фирмы в условиях олигополии

1. Основные черты олигополии.

2. Модели олигополии.

3. Типы равновесия.

4. Эффективность и регулирование рынка.

Олигополия – тип рынка, на котором присутствует небольшое количество продавцов.

Барьеры на вход высоки (считаются непреодолимыми, как и на рынке чистой монополии). Фирмы могут производить как идентичную продукцию, так и дифференцированную. Главная особенность рынка олигополии – взаимозависимость фирм. Это означает, что при принятии любых решений (о выпуске продукции, об инвестициях, проведении рекламной компании и т.п.) отдельная фирма пытается учесть реакцию конкурентов на ее действия.

Поэтому главный вопрос теории олигополии – как на поведение фирм влияет их взаимозависимость. Ответ на этот вопрос помогает понять, как фирмы определяют цены, выпуск продукции и прибыли.

Микроэкономическая теория рассматривает несколько моделей олигополии, поскольку фирмы - олигополисты могут взаимодействовать разными путями. Различные модели олигополии основываются на различных предпосылках о взаимодействии фирм.

Рассмотрим 4 наиболее известные модели:

1. дуополия Курно;

2. дуополия Штакельберга;

3. картельное соглашение;

4. ценовое лидерство.

1. Модель дуополии Курно

На рынке работают два производителя, которые производят однородный продукт, не имеющий близких заменителей. Данный рынок защищен от появления на нем новых производителей (допустим, что производство лицензировано и городские власти выдали всего 2 лицензии). Издержки производства продукции могут быть одинаковыми, либо различаться.

Каждый производитель стремится максимизировать свою прибыль и предполагает, что выпуск его конкурента будет неизменен. Тогда модель дуополии Курно в общем виде можно представить так:

π(Q, ) max

π(, Q) max

Рассмотрим установление равновесия в модели Курно на числовом примере.

2. Дуополия Штакельберга или модель количественного лидера

В данной модели один из производителей первым устанавливает свой объем производства, исходя из условий максимизации своей прибыли и учитывая реакцию второго производителя.

Таким образом, в данной модели одна фирма является лидером в определении объема продаж, что дает ей стратегическое преимущество. Второй производитель (или несколько фирм-последователей) устанавливает свой объем выпуска после того, как решение об объеме производства примет его конкурент. Его уровень выпуска определяется функцией реакции, т.е. принятие решения последователем идентично поведению фирм в модели Курно.

3. Картельное соглашение

Теперь рассмотрим ситуацию, когда два производителя на рынке дуополии объединились в картель. Картель – пример согласованной координации, когда фирмы максимизирую общую прибыль, т.е. π(Q, Q) max

Если в картель объединяются фирмы с различными функциями издержек, то такое объединение не будет устойчивым. Координация решений в виде картельных соглашений приносит успех олигополистам в том случае, если они имеют одинаковые или мало различающиеся функции издержек.

4. Модель ценового лидера

Ценовой лидер – это модель олигопольного ценообразования, в которой на рынке присутствует крупная фирма, устанавливающая цену на свою продукцию, исходя из цели максимизации своей прибыли, и множество фирм-аутсайдеров которые ведут себя как совершенные конкуренты и в качестве цены рыночного равновесия принимают цену, которую установит фирма-лидер.

Модель ценового лидера – это пример частично скоординированной олигополии.

Р

D

МС

S

 
 


P

Q D

       
 
 
   


0 Q Q Q Q

MR


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: