Добыча строительных материалов из русл рек оказывает определенное влияние на гидрологический режим водоемов, на реках, находящихся в свободном незарегулированном состоянии, при добыче возможно понижение уровней воды, влияющее на организацию путевых работ, условия судоходства, работу водозаборов, отметки уровней грунтовых вод на прилегающей пойме и т. д. Поэтому при добыче материалов из русл незарегулированных рек необходимо учитывать воздействие на природную среду и принимать меры по предотвращению его негативного влияния.
Карьеры в зависимости от расположения подразделяют на русловые (расположенные в основном русле или протоках) и пойменные (расположенные на пойме за пределами меженных берегов). Пойменные карьеры практически не оказывают влияния на уровенный режим рек.
Разработка руслового карьера со значительными размерами, как правило, приводит к уменьшению гидравлического сопротивления движению (потока в районе карьера). В результате извлечения песчано-гравийных материалов снижается уклон свободной поверхности в пределах карьера, что вызывает первоначальное понижение отметки уровня воды у верхней (относительно течения) его кромки.
За счет осветления потока его транспортирующая способность у нижней кромки карьера повышается, вызывая размыв нижележащего участка реки. Происходит распластывание карьера по длине, которое еще более увеличивает снижение уровня воды. По мере заполнения емкости карьера наносами этот процесс затухает. Таким образом, все стадии руслового процесса до заполнения карьера наносами - временные и достаточно быстроменяющиеся. Предлагаемая методика расчета уровней позволяет определять отметки кривой свободной поверхности в любом створе и в любое время по мере заполнения карьера наносами.
Оценочный способ расчета. На реках обычно не производят сплошных русловых съемок, поэтому применение детального способа расчета, предназначенного в основном для проектных организаций, для эксплуатационных работников связано с большими трудностями. В связи с этим понижение уровней воды на вышерасположенном участке определяют приближенно (оценочно). Выполненные проверочные расчеты показали, что при оценочном способе ошибки в определении расчетных параметров составляют менее 15% по сравнению со значениями, полученными при детальном способе расчета.
Сущность оценочного способа расчета понижения уровней заключается в том, что русло не делят на короткие участки, а рассматривают в целом со средними, присущими ему морфологическими и гидрологическими параметрами. В этом случае может быть определено понижение уровней в заданном створе через определенное время (через год, два и т. д.) после разработки карьера.
Предотвращение понижения уровней воды. Добыча строительных материалов может оказывать различное влияние на состояние уровней воды в водоемах в зависимости от того, где вынимается порода (на свободной или зарегулированной реке, водохранилище, озере или морском заливе) и на каких типах месторождений. Предприятия речного транспорта добывают на свободных реках около 48% общего объема строительных материалов, на зарегулированных реках, водохранилищах и озерах - 50%, морских заливах - 2%. Большинство месторождений, аде добывают строительные материалы, относится к русловым, на пойменных месторождениях добыча производится в незначительных объемах.
Разработка выемок в руслах зарегулированных рек, водохранилищах, озерах и морских заливах независимо от типов эксплуатируемых месторождений практически не оказывает влияния на русловые деформации и уровенный режим водоемов.
Добыча строительных материалов на свободных реках, при расположении месторождении в русловых их частях оказывает определенное влияние на деформации русл, способствует понижению уровнен воды в реках; может повлечь за собой понижение уровня грунтовых вод на прилегающей пойме и в определенные условиях - угнетение пойменной растительности, ухудшение (или прекращение) работы водозаборных сооружении; способствует увеличению на некоторых участках объемов дноуглубительных работ с целью поддержания судоходных условии вызывает необходимость углубления подходов к причалам и акваторий портов, снижая при этом устойчивость причальных сооружений; может привести к обнажению подводных переходов, подмыву опор мостовых сооружений.
Масштабы последствий этих явлений зависят в первую очередь от объема выемки, ее размеров (длина, ширина, глубина) и планового расположения в русле. Наиболее неблагоприятны случаи, когда разрабатывают группы карьеров на небольших по" длине участках реки. При этом снижение уровней воды достигает значительных размеров. При выемках породы из русл рек принимают меры по предотвращению понижения уровней воды и негативного влияния добычи на окружающую среду.
Каждое предприятие, осуществляющее разработку русловых карьеров, составляет перспективную схему обеспечения его сырьевыми ресурсами полезного ископаемого с определением перечня разрабатываемых месторождений, допустимых размеров выемок и расчетной оценки влияния намечаемых работ на состояние русла реки, ее прибрежной зоны я расположенных в этом районе сооружений.
Одним из основных мероприятий является высококачественная разработка технической документации на добычу строительных материалов, в которой всесторонне обосновывают возможность и целесообразность добычных работ и определяют их последовательность. Документация должна быть согласована с контролирующими и заинтересованными органами и утверждена в установленном порядке, В ней предусматривают меры по предотвращению негативного влияния разработки карьеров на уровенный режим реки.
Важное значение имеет рассредоточение карьеров по длине реки, а также выбор оптимальных их размеров, что позволяет значительно уменьшить понижение уровней воды. Вопросы о допустимых расстояниях между карьерами и их размер, а их размерах решают на основании расчетов и условий в местах добычи.
Для предотвращения снижения уровней воды положительную роль оказывают выправительные сооружения, возводимые на реках в местах добычи строительных материалов: продольные дамбы, запруды и полузапруды, донные и берегоукрепительные сооружения. Целесообразность строительства того или иного сооружения должна быть подтверждена расчетом.
Рекомендуемая литература:
1. | Ильин Н.И. Русловая добыча и перевозка нерудных строительных материалов. – М.: Транспорт, 1987. – 232 с. |
2. | Стариков А.С. Технологические процессы земснарядов. – М.: Транспорт. 1989. – 223 с. |
3. | Лукин Н.В., Разживин С.Н., Стариков А.С. Суда технического флота: Учеб. пособие для вузов. М.: Транспорт. 1992. – 335 с. |