double arrow

Эластичность спроса по доходу. Эластичность дуговая, перекрестная

Эластичность дуговая, перекрестная.

Эффект дохода. Эффект замещения

В поведении покупателя можно заметить два обстоятельства.

Если цена продукта, например, картофеля, падает, то реальный доход или покупательная способность, того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода проявится в росте объема покупок разнообразных товаров, включая и картофель. Например, на 5000 рублей в неделю можно приобрести 10 кг картофеля. Но если цена картофеля понизится до 250 рублей за 1 кг, то мы сможем купить 10 кг картофеля и у нас окажутся высвобожденными еще 2500 рублей для приобретения дополнительного количества товаров. Снижение цены товара увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяет ему покупать большее количество данного и других товаров. Это называется эффектом дохода.

Снижение цены продукта означает, что теперь он стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большом количестве. Это явление известно под названием эффекта замещения.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обуславливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Возможна ситуация, когда требуется измерить эластичность не в крайних точках ценового интервала, а в центральной точке интересующего нас интервала.

Дело в том, что одно и то же изменение объема спроса, но в разных направлениях ( сверху вниз по кривой спроса или снизу вверх) дает разное значение эластичности. Так, если при Q0 = 100; Q1 = 75, то можно говорить о снижении объема спроса (–25) на 25 %.

Если же Q0 = 75, Q1 = 100, то при росте объема спроса на те же 25 единиц (при исходном значении 75) фиксируется прирост объема не на 25, а на 33 %. Отсюда и разные показатели эластичности спроса по цене.

При расчете показателя изменения объема спроса было предложено использовать правило «средней точки интервала» (Р. Аллен):

.

С учетом правила «средней точки интервала» также определяют значение изменения цены (∆P):

.

Тогда эластичность спроса по цене с учетом правила «средней точки интервала» будет равна:

.

Эта формула более точно отражает эластичность спроса по цене в определенном интервале, т. е. по дуге.

Помимо ценовой эластичности спроса большое значение имеют еще некоторые концепции эластичности.

Концепция перекрестной эластичности позволяет измерить, насколько чувствителен потребительский спрос на один товар (скажем, М) к изменению цены какого-то другого товара (например, N)

EMN = процентное изменение количества спрашиваемого товара M / процентное изменение цены товара N

Если EMN имеет положительное значение, т. е. количество спрашиваемой продукции М варьируется в прямой зависимости от изменения цены продукта N, то продукты M и N являются взаимозаменяемыми товарами. Например, рост (падение) цены масла (N) заставляет потребителей покупать больше (меньше) маргарина (М).

Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров.

Если EMN имеет отрицательное значение, мы можем заключить, что товары М и N «идут в комплекте» и являются взаимодополняемыми товарами. Так, рост (падение) цены фотоаппаратов приведет к сокращению (увеличению) количества покупаемой фотопленки. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров.

Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, или являются независимыми товарами. Например, вряд ли следует ожидать, что изменение цены масла окажет влияние на количество покупок фотопленки.

Концепция эластичности спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изменением дохода потребителя.

ED/i = процентное изменение количества спрашиваемой продукции / процентное изменение дохода

Для большинства товаров ED/i будет иметь положительное значение. Продукты, приобретение которых расширяется по мере роста доходов, называются нормальными, или товарами высшей категории.

Отрицательное значение ED/i свидетельствует, что речь идет о товаре низшей категории (маргарин, картофель, капуста, подержанные товары, дешевые вина и т. д.).

В целом, ED/i > 0 означает низший товар, ED/ i > 1 – предметы роскоши, ED/ i = 1 – товар II необходимости, 1 > ED/ i > 0 – товар I необходимости.



Сейчас читают про: