Требования стандартов ИСО 9000 к системам менеджмента качества

Семейство стандартов ИСО 9000 разработано для того, чтобы помочь организациям всех типов внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества. Наличие сертифицированной СМК является объективным свидетельством того, что организация потенциально способна стабильно поставлять продукцию, отвечающую установленным требованиям потребителя.

В стандарте ИСО 9001:2000 в качестве общего требования определена необходимость представить СМК в виде сети процессов [ИСО 9001:2000. п.4.1 (а-в)]. Наличие описания сети процессов организации является объективным свидетельством того, что процессы определены и находятся в управляемых условиях.

Состав СМК включает:

Виды процессов СМК.

В соответствии со стандартом ИСО 9001:2000 в СМК организации должны входить следующие виды процессов:

Процессы реализации ответственности высшего руководства в рамках СМК;

Процессы менеджмента ресурсами; Процессы создания продукции;

Процессы измерения, анализа и улучшения СМК;

Обязательные процедуры СМК.

СМК организации должна содержать обязательные процессы и процедуры, которые регламентируют исполнение этих процессов:

Управление документацией (ИСО 9001:2000. п. 4.2.3);

Управление записями качества (ИСО 9001:2000. п. 4.2.4);

Проведение внутренних аудитов (ИСО 9001:2000. п. 8.2.2);

Управление несоответствующей продукцией (ИСО 9001:2000 п.8.3);

Выполнение корректирующих действий (ИСО 9001:2000. п. 8.5.2);

Выполнение предупреждающих действий (ИСО 9001:2000. п. 8.5.3).

Виды документов СМК

В СМК организации должны быть определены следующие виды документов:

Документы, содержащие политику, цели и задачи организации в области менеджмента качества;

Руководство по качеству;

Документы, содержащие описание структуры организации и службы качества;

Документы, включающие положения о подразделениях и должностные инструкции сотрудников организации в рамках процессов СМК;

Документация по процессам, необходимая для планирования, управления ресурсами и улучшения;

Процедуры: обязательные с точки зрения стандарта ИСО 9001:2000 и необходимые с точки зрения руководства организации;

Записи качества;

Записи о результатах внутренних аудитов;

Перечни основных потребителей продукции/услуг, выпускаемой продукции/услуг, поставщиков сырья, материалов, комплектующих и т.п.;

Документы о качестве выпускаемой продукции;

Сведения о проверках продукции/услуг государственными органами контроля и/или надзора;

Другие документы, имеющие отношение к СМК, не определенные в перечне.

Создание СМК

Организации, которые уже имеют СМК образца ИСО 900(1-3):1994, или создают ее «с нуля», должны получить на выходе СМК, соответствующую требованиям ИСО 9001:2000.

Основными видами работ в рамках создания (преобразования) СМК являются:

1. Формирование политики, целей и задач в области менеджмента качества;

2. Описание процессов СМК;

3. Разработка (изменение) документации СМК, в том числе:

a. Руководства по качеству;

b. Обязательных и необходимых процедур (включая, нормативные документы организации, стандарты предприятия, регламенты и т.д.);

c. Положений о подразделениях и должностных инструкций;

d. Записей качества.

4.Обучение персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: