Семейство стандартов ИСО 9000 разработано для того, чтобы помочь организациям всех типов внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества. Наличие сертифицированной СМК является объективным свидетельством того, что организация потенциально способна стабильно поставлять продукцию, отвечающую установленным требованиям потребителя.
В стандарте ИСО 9001:2000 в качестве общего требования определена необходимость представить СМК в виде сети процессов [ИСО 9001:2000. п.4.1 (а-в)]. Наличие описания сети процессов организации является объективным свидетельством того, что процессы определены и находятся в управляемых условиях.
Состав СМК включает:
Виды процессов СМК.
В соответствии со стандартом ИСО 9001:2000 в СМК организации должны входить следующие виды процессов:
Процессы реализации ответственности высшего руководства в рамках СМК;
Процессы менеджмента ресурсами; Процессы создания продукции;
Процессы измерения, анализа и улучшения СМК;
Обязательные процедуры СМК.
|
|
СМК организации должна содержать обязательные процессы и процедуры, которые регламентируют исполнение этих процессов:
Управление документацией (ИСО 9001:2000. п. 4.2.3);
Управление записями качества (ИСО 9001:2000. п. 4.2.4);
Проведение внутренних аудитов (ИСО 9001:2000. п. 8.2.2);
Управление несоответствующей продукцией (ИСО 9001:2000 п.8.3);
Выполнение корректирующих действий (ИСО 9001:2000. п. 8.5.2);
Выполнение предупреждающих действий (ИСО 9001:2000. п. 8.5.3).
Виды документов СМК
В СМК организации должны быть определены следующие виды документов:
Документы, содержащие политику, цели и задачи организации в области менеджмента качества;
Руководство по качеству;
Документы, содержащие описание структуры организации и службы качества;
Документы, включающие положения о подразделениях и должностные инструкции сотрудников организации в рамках процессов СМК;
Документация по процессам, необходимая для планирования, управления ресурсами и улучшения;
Процедуры: обязательные с точки зрения стандарта ИСО 9001:2000 и необходимые с точки зрения руководства организации;
Записи качества;
Записи о результатах внутренних аудитов;
Перечни основных потребителей продукции/услуг, выпускаемой продукции/услуг, поставщиков сырья, материалов, комплектующих и т.п.;
Документы о качестве выпускаемой продукции;
Сведения о проверках продукции/услуг государственными органами контроля и/или надзора;
Другие документы, имеющие отношение к СМК, не определенные в перечне.
Создание СМК
Организации, которые уже имеют СМК образца ИСО 900(1-3):1994, или создают ее «с нуля», должны получить на выходе СМК, соответствующую требованиям ИСО 9001:2000.
|
|
Основными видами работ в рамках создания (преобразования) СМК являются:
1. Формирование политики, целей и задач в области менеджмента качества;
2. Описание процессов СМК;
3. Разработка (изменение) документации СМК, в том числе:
a. Руководства по качеству;
b. Обязательных и необходимых процедур (включая, нормативные документы организации, стандарты предприятия, регламенты и т.д.);
c. Положений о подразделениях и должностных инструкций;
d. Записей качества.
4.Обучение персонала.