Методы финансового анализа
Наиболее распространенными методами финансового анализа являются:
1. горизонтальный
2. вертикальный
3. трендовый
4. факторный
5. коэффициентный.
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей отчетного года и предыдущих лет. Выявляются отклонения как в абсолютных, так и относительных единицах. Данный метод анализа позволяет проследить динамику экономических и финансовых показателей.
Вертикальный (процентный) анализ – важен при определении тенденций в изменении состава активов и пассивов, а также для сравнения результатов деятельности предприятия со среднеотраслевыми показателями или показателями конкурентов.
Процентный баланс показывает долю каждой статьи активов и обязательств в общем итоге баланса.
Процентный отчет о прибылях и убытках характеризует процентное соотношение всех статей доходов и расходов в выручке от реализации.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов (квартале, лет) от уровня базисного периода.
|
|
Данный вид анализа используется для прогнозных оценок.
Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Примером факторного анализа могут служить модели Дюпона и Альтмана.
Коэффициентный анализ является наиболее распространенным методом как для внутреннего, так и для пользования. В основе коэффициентного анализа лежат относительные показатели, рассчитываемые как отношения отдельных статей финансовой отчетности.
Сравнение значений финансовых коэффициентов с нормативными значениями дает основание для соответствующих выводов. В некоторых случаях целесообразно сравнение коэффициентов анализируемого предприятия, со среднеотраслевыми значениями или со значениями аналогичных показателей конкурентов, либо же лидеров в отрасли.
Коэффициенты финансовой отчетности характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Отклонения рассчитанных значений от базы сравнения указывают на проблемные места в деятельности предприятия. Главное предназначение финансовых коэффициентов – это экспертная оценка и профессиональная диагностика финансового состояния организации. Для проведения экспертной оценки в качестве исходной информации достаточно использовать вышеперечисленные формы финансовой отчетности.
Экспертная оценка (экспресс-диагностик) финансового состояния обычно устраивает внешних пользователей, учитывая к тому же тот факт, что финансовая отчетность является «открытой», т.е. доступной для них. Для внутренних пользователей экспресс- анализ может служить лишь начальным этапом фундаментальной диагностики. Фундаментальная диагностика предполагает более глубокий финансовый анализ с привлечением данных не только финансового, но и управленческого бухгалтерского учета.
|
|
Финансовому анализу обычно предшествует оценка имущественного потенциала организации.
Динамика активов, их структура, уровень износа, степень интенсивности использования, уровень технического прогресса и прочее, раскрывают причины ухудшения (улучшения) финансовых результатов.
Сущность и методы расчета показателей оценки имущественного положения организации будут рассмотрены в Разделе II.Тема 2.1.
В финансовом менеджменте наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов:
1. Коэффициенты ликвидности.
2. Коэффициенты финансовой устойчивости.
3. Коэффициенты рентабельности.
4. Коэффициенты деловой активности.
5. Коэффициенты рыночной активности.