Цена капитала и ее влияние на рыночную стоимость организации

Экономическая сущность и классификация капитала

Тема 3.1. Концепция цены и структуры капитала

Часть III. Управление капиталом организации

Литература

1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента, т. 1-2, К.: Омега - Л, 2011.- 1330 с.

2. Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 492 с.

3. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент проблемы и решения: Сборник мини-тем для обсуждения, тестов, задач, деловых ситуаций: Уч. пособие. – М.: Дело, 2008. – 336 с.

4. Вакхорн, Джеймс, С., Вахович, мл., Джон. М. Основы финансового менеджмента. 12-е изд.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. – 1232 с.: ил.

5. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 1024с.

Цель занятия - овладеть методами оптимизации структуры капитала; методикой расчета средневзвешенной цены капитала; научиться применять формулу эффекта финансового рычага при обосновании источников финансирования.

3.1.1. Экономическая сущность и классификация капитала.

3.1.2. Цена капитала и ее влияние на рыночную стоимость организации.

3.1.3. Основные источники капитала и оценка их стоимости.

3.1.4. Средневзвешенная и предельная цена капитала.

3.1.5. Понятие и значение структуры капитала в оценке финансового

состояния организации.

3.1.6. Теории структуры капитала.

3.1.7. Методы оптимизации структуры капитала.

3.1.8. Финансовый леверидж. I и II концепции.

Вопросы для самоконтроля.

Литература.

Капитал – это одно из ключевых понятий финансового менеджмента.

Сущность его в экономической и финансовой литературе трактуется по-разному. Под капиталом понимают факторы производства, долгосрочные займы, накопления и ценные бумаги, разность между стоимостью активов предприятия и его обязательствами («рабочий капитал»). Такое разнообразие мнений по поводу определения понятия «капитал» оправдано тем, что капитал характеризуется с двух позиций: формы воплощения (материальная, нематериальная, денежная) и источников получения (собственные и заемные).

В связи с этим различают активный капитал и пассивный. Активный капитал – это все то, чем предприятие владеет и использует в своей производственно-хозяйственной деятельности. Активный капитал представлен в Активе баланса в виде двух блоков – «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы».

Пассивный капитал – это источники средств, за счет которых были сформированы активы; отражается в Пассиве баланса в блоках «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

Таким образом, можно сказать, что

Капитал – это денежные средства, авансированные в активы предприятия или

Капитал – это активы предприятия, выраженные в материальной, нематериальной и денежной формах.

Экономическая сущность капитала заключается в следующем:

- капиталу принадлежит приоритетная роль среди основных факторов производства таких, как природные ресурсы, включая землю, рабочую силу, менеджмент;

- от доли собственного капитала в общей стоимости используемого предприятием зависит рыночная стоимость последнего, его финансовая устойчивость, инвестиционная привлекательность;

- движение капитала отражает динамику доходности фирмы, ее инвестиционную активность, кредитный рейтинг;

- капитал является источником благосостояния его собственников, поскольку способен не только сохранять, но и преумножать свою стоимость.

Капитал, как и любой другой фактор производства, имеет свою стоимость (цену). В основе лежат затраты. Цена капитала определяется затратами, связанными с его привлечением.

Цена капитала – это сумма средств, которую надо уплатить за пользование финансовыми ресурсами, выраженная в процентах по отношению к объему этих ресурсов.

Так, например, при привлечении акционерного капитала нужно выплачивать дивиденды по акциям, при использовании банковских кредитов – проценты за предоставленные ссуды, инвесторам – проценты за пользование инвестициями.

Концепция стоимости капитала является одной из базовых в теории финансового менеджмента. Многие финансовые решения принимаются на основе анализа цены капитала, поскольку ее уровень характеризует минимальную отдачу на вложенный рубль. Цена капитала определяет рыночную стоимость организации. Чем ниже стоимость капитала, трем выше рыночная цена фирмы. Чем меньше предприятие платит за предоставленные ему финансовые ресурсы, тем оно привлекательнее для инвесторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: