Сущность власти, специфика политической и государственной власти

Власть является центральной категорией политической науки, одной из фундаментальных основ политического развития общества. В зависимости от содержания власти трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным со-держанием политики, а потому и основным вопросом, которым зани-маются науки, изучающие политику.

Власть существует в любом обществе и является результатом существования различия интересов. Основными видами власти являют-ся политическая, экономическая, духовная, административная, семей-ная и др. Политологию же интересует политическая власть, которая выступает ядром политической системы, общества, ее организаци-онным и регулятивно-контрольным началом. Признаками власти являет-ся территория, монополия на принуждение, продолжительное сущест-вование во времени, легитимность и др. Она необходима для организа-ции общественного производства, для согласования интересов и действий различных социальных групп, для поддержания жизнеспособ-ности и сохранения целостности общества [30, с. 55–56].

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы таким компонентом выступает политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее идет полити-ческая борьба, она – источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Итак, власть явля-ется необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его раз-вития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, назы-вается кратология (от древнегреч. cratos – власть), а ученые, которые анализируют ее – кратологами. Политологи по-разному трактуют поня-тие "власть". Наиболее распространенным является определение ее как способности, права и возможности распоряжаться кем-либо или чем-либо, решающее влияние на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью авторитета, воли, принуждения, силы и т. п.

Политическая власть – способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объе-динений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики. Большинство ученых считает, что источником власти является политическое господство, предстающее как господство интереса, имею-щее много форм, основная из которых – власть [11, с. 62].

Основными чертами политической власти являются легальность, легитимность, верховенство, влияние, всеобщность, моноцентричность, эффективность и результативность.

Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фикси-рованных нормативно-правовых актов. Легитимность власти – это добровольное признание существующей власти гражданами, доверие к ней со стороны населения, признание ее справедливой, прогрессивной. Верховенство власти – это обязательность выполнения властных реше-ний (экономических, политических, правовых и др.) всеми членами общества. Влияние власти – это способность субъекта политики осу-ществлять влияние в определенном направлении на поведение индиви-дов, групп, организаций, объединений с целью сформировать или изменить мнение людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение социальных субъектов и т. д. Всеобщность (то есть публичность) выражается в том, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества. Моноцентричность – озна-чает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений, эффективность и результативность власти заключается в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все планы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми сферами общественной жизни [36, с. 124–126].

В политической литературе широко употребляется понятие "политическая власть" и "государственная власть". В чем же состоит разница между ними? Следует отметить, что понятие "политическая власть" шире, чем понятие "государственная власть". Во-первых, поли-тическая власть возникла раньше государственной, еще в догосударст-венный период. Политическая власть определяет возможность и способ-ность всех субъектов политики оказывать влияние на процесс принятия политических решений, их реализацию, на политическое поведение индивидов, социальных групп и объединений. Она является неотъемле-мой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, спо-собность проникать во все сферы человеческой деятельности. Госу-дарственная власть является лишь одной из форм политической власти. Во-вторых, не каждая политическая власть является властью государст-венной (например, власть партий, движений, общественных организа-ций), хотя любая государственная власть – всегда политическая. В-третьих, государственная власть специфическая: только она обладает монополией на принуждение, правом издавать законы и т. п. Однако кроме принуждения, она пользуется другими средствами воздействия: убеждением, идеологическими, экономическими факторами и т. д.

Государственная власть – высшая форма политической власти, опирающаяся на специальный управленческо-властный аппарат и обла-дающая монопольным правом на издание законов, других распоряжений и актов, обязательных для всего населения [22, с. 30–33].

Государственная власть функционирует по политико-территори-альному принципу. Это означает, что она не признает никаких родовых отличий, а закрепляет население за определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или в своих граждан (республика). Государственная власть – суверенная, то есть верховная, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ, независимая и равноправная во внешних отношениях.

Исследование проблемы власти началось еще в античные времена. Особое внимание изучению властных отношений в разные эпохи уделяли Аристотель, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Ш. Монтескье, Дж. Адамс, Ф. Ницше, Б. Рассел, Т. Парсонс, Ф. Хайек, А. Тоффлер и другие мыслители.

Проблема теоретического анализа политической власти заключа-ется в выяснении трех вопросов: сущность власти (кому она служит?), содержание власти (в чьих руках находится?), форма власти (как она организована, каковы аппарат и методы ее осуществления).

Система власти включает в себя:

1) органы власти и граждан, осуществляющих властные функции (субъекты власти);

2) тех, на кого направлена власть – индивиды, социальные группы, организации, сообщества и т. д. (объекты власти);

3) механизм власти, то есть связи, взаимодействия, отношения между структурными элементами власти, ее институтами, ценностями, нормами, социальный и политический контроль [34, c. 58].

Современная власть является целостной, многогранной системой, в которой взаимодействуют различные компоненты материальной, поли-тической, духовной культуры общества. Характеристика политической власти требует более широкого рассмотрения вопроса относительно ее субъекта и объекта.

Субъект политической власти выступает как источник активной предметно-практической политической деятельности, направленной на объект. Субъект власти – это социальные группы, прежде всего господствующие классы, политические элиты, отдельные лидеры; носители власти – государственные и другие политические организации, органы и учреждения, созданные для реализации интересов полити-чески доминирующих социальных групп. Такое разделение является относительным. Существует и другая классификация властных субъек-тов. Согласно ей субъекты власти условно разделяются на первичные и вторичные:

1. Первичным субъектом при республиканской, демократической форме правлении является народ – носитель суверенитета и един-ственный источник власти в государстве. Он осуществляет власть непо-средственно и через органы государственной власти и местного самоу-правления. Понятие народ неоднородное: основными субъектами власти есть большие группы населения, объединенные общностью коренных интересов и целей; неосновными – небольшие этнические группы, религиозные общины и т. п.

2. Вторичные субъекты носителей власти – малые группы, предста-вительские коллективы, партии, ассоциированные группы, группы парти-кулярных (частных, неофициальных) интересов и т. п. Суверенным субъектом политической власти является гражданин государства, наделенный конституционными правами и обязанностями. Существен-ную роль во властных отношениях играют политические лидеры. Последствия их политики, как известно, разные: прогрессивные и рег-рессивные, плодотворные и бесплодные, благополучные и трагические, и, наконец, совокупным (коллективным) носителем политической власти является сама политическая система общества как способ организации и развития социальных общностей и их отношений.

Объект политической власти. Это явления и процессы политической сферы, на которые направлено действие субъектов политики. К пониманию объекта власти нужно подходить диалектически, поскольку определенные субъекты и объекты власти могут меняться местами в зависимости от обстоятельств и роли. Скажем, классы, социальные группы, этнические сообщества, отдельные граждане, общественно-политические организации являются субъектами или носителями политической власти, в то же время они и отношения между ними являются объектами властного воздействия. К объектам полити-ческой власти относят также все сферы общественной жизни – экономическую, духовную, социальную, научно-техническую и т. д, общество в целом [22, c. 86–88].

Важнейшим структурным элементом власти являются ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований. Р. Даль назвал ресурсами власти "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других". Образно говоря, основания влас-ти – ее фундамент, ресурсы власти – это ее потенциал и технология.

По сферам жизнедеятельности общества можно выделить экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания и ресурсы власти. Экономи-ческие основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции. Соответственно экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны. Социальные основания власти – это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники. Одновременно с опорой власти практически в любом государстве существуют социальные группы, которые обречены на подчиненное положение, а также группы, которые занимают промежуточное, колеблющееся положение между устойчивыми субъектами и объектами власти. Социальные ресурсы – это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. п. Юриди-ческие основания власти – это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которых власть сформирована и опи-рается в практической деятельности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяс-нению законодательства, постановления и указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда также относятся указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов. Роль юридических ресурсов власти существенно возрастает в переходных политических режимах, когда реалии жизни часто выходят за рамки достаточно инерционного законодательства. Административно-силовые основания власти – это совокупность властных учреждений, обеспечивающих функции жизне-деятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят структуры исполнительной и законода-тельной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел. Соответственно административно-силовыми ресурсами власти являются: система подбора кадров, обладающих особыми профессио-нальными качествами, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, профилактика коррупции. Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и перера-ботки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы – это духов-ные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приори-тетными. К культурно-информационным ресурсам можно отнести: систе-мы хранения национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гаранти-рующих обществу информационно-культурный плюрализм [11, c. 67–69].

Важно также в системе политической власти различать три функционально взаимодействующих ее уровня:

высший уровень – макрополитическая система высших органов власти (законодательных, исполнительных, судебных);

средний или промежуточный уровень – это аппарат политической власти среднего звена, бюрократия разных рангов (этот уровень связы-вает институциональную власть с неформально-общественными организациями, партиями, движениями и населением);

микроуровень включает непосредственное политическое общение людей, малых групп. Именно на этом уровне формируются мнения людей о политике, их убеждения, политическая культура в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: