Нормирование и стандартизация в области окружающей среды

Планирование природопользования и охраны окружающей среды

Организационно-правовое обеспечение охраны окружающей среды

ТЕМА 7

1.Планирование.
2.Нормирование и стандартизация.
3.Мониторинг окружающей среды.
4.Учет в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
5.Лицензирование.
6.Экологический контроль.
7.Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности(ОВОС).
8.Экологическая экспертиза.
9.Экологический аудит.
10.Экологическая сертификация.

Охрана окружающей среды – деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности и ликвидацию ее последствий.

Для обеспечения охраны окружающей среды в законодательстве закреплены соответствующие организационно-правовые механизмы.

Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь»

от 5 мая 1998 г.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

на долгосрочную перспективу - Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Закон «Об охране окружающей среды» (ст.80)

территориальные комплексные схемы;

программы;

мероприятия.

Положение о порядке разработки, утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, их финансирования утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2007 г.,№1436.

Схемы:

разрабатываются на период от 10 до 20 лет;

для конкретных административно-территориальных единиц;

подлежат утверждению при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Экологические нормативы:

являются критерием правомерности поведения субъектов экологических правоотношений;

определяют степень эффективности выполнения эколого-правовых предписаний.

Правовая основа:

Закон «Об охране окружающей среды»;

Закон от 5 января 2004 г. «О техническом нормировании и стандартизации»;

Закон от 5 января 2004 г. «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Виды нормативов:

нормативы качества окружающей среды (ст.1, ст.20 Закона «Об охране окружающей среды);

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст.1, ст.21-26 Закона «Об охране окружающей среды);

лимиты на природопользование (ст.1, ст.27 Закона «Об охране окружающей среды).

К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;

нормативы предельно допустимых физических воздействий;

нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы.

Нормативы качества устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.

Их несоблюдение приводит к причинению экологического вреда.

Утверждаются и вводятся в действие Минздравом по согласованию с Минприроды, иными гос.органами.

Для особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: