Планирование природопользования и охраны окружающей среды
Организационно-правовое обеспечение охраны окружающей среды
ТЕМА 7
1.Планирование.
2.Нормирование и стандартизация.
3.Мониторинг окружающей среды.
4.Учет в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
5.Лицензирование.
6.Экологический контроль.
7.Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности(ОВОС).
8.Экологическая экспертиза.
9.Экологический аудит.
10.Экологическая сертификация.
Охрана окружающей среды – деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности и ликвидацию ее последствий.
Для обеспечения охраны окружающей среды в законодательстве закреплены соответствующие организационно-правовые механизмы.
Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь»
от 5 мая 1998 г.
Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:
на долгосрочную перспективу - Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;
на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.
Закон «Об охране окружающей среды» (ст.80)
территориальные комплексные схемы;
программы;
мероприятия.
Положение о порядке разработки, утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, их финансирования утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2007 г.,№1436.
Схемы:
разрабатываются на период от 10 до 20 лет;
для конкретных административно-территориальных единиц;
подлежат утверждению при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Экологические нормативы:
являются критерием правомерности поведения субъектов экологических правоотношений;
определяют степень эффективности выполнения эколого-правовых предписаний.
Правовая основа:
Закон «Об охране окружающей среды»;
Закон от 5 января 2004 г. «О техническом нормировании и стандартизации»;
Закон от 5 января 2004 г. «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».
Виды нормативов:
нормативы качества окружающей среды (ст.1, ст.20 Закона «Об охране окружающей среды);
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст.1, ст.21-26 Закона «Об охране окружающей среды);
лимиты на природопользование (ст.1, ст.27 Закона «Об охране окружающей среды).
К нормативам качества окружающей среды относятся:
нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;
нормативы предельно допустимых физических воздействий;
нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы.
Нормативы качества устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.
Их несоблюдение приводит к причинению экологического вреда.
Утверждаются и вводятся в действие Минздравом по согласованию с Минприроды, иными гос.органами.
Для особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды.