Характеристики сбалансированности экономики
- она растёт нормальными для данной страны темпами (в соответствии с её производственными возможностями)
- обеспечивает высокую занятность населения
- характеризуется отсутствием заметного роста цен
- не испытывает проблем с платёжным балансом (балансом внешнеэкономических связей)
- сбалансированность госбюджета
- низкая гос задолженность
- стабильный рост фондовых индексов
- стабильность валютного курса и т.д.
М. имеет дело с совокупными, агрегированными показателями. Здесь не много, а 1 совокупный производитель, 1 совокупный потребитель, 1 нац. рынок (а не отраслевые рынки товаров, услуг и факторов производства).
Спрос выступает как совокупный платёжеспособный спрос в масштабе всего нац хозяйства. Это спрос всех домашних хоз-в на потребительсие товары и услуги, всех фирм на инвестиционные товары и услуги, всего гос-ва на приобретаемые им товары и услуги, весь спрос из-за границы на товары, услуги и эконом факторы данной страны.
Предложение также выступает как проедложение эконом факторов со стороны всех домашних хоз-в, как предл товаров и услуг со стороны всех фирм, тов и усл со ст всего гос-ва, как всё использованное страной предложение товаров, услуг и эконом факторов из-за границы.
Сов спрос – спрос на тот общий объём товаров, услуг и экономических факторов, который может быть предъявлен при данном уровне цен.
Сов предл – общее кол-во товаров, услуг и эк факторов, которое может быть произведено и предложено при данном уровне цен.
Модель равновесия Леона Вальраса (швейц. экономист 1834-1910)
Экономику разделил на 2 большие группы – фирмы и домохозяйства. Ф выступают на рынке факторов как покупатели, а на р потребительских тов – как продавцы. Дом хоз-ва – владельцы факторов производства – выступают в роли их продавцов и в то же время как покупатели потребительских товаров. Роли продавцов и покупателей меняются. В процессе обмена расходы производителей товаров превращаются в доходы домохозяйств, а все расходы домхоз – в доходы производителей (фирм). В модели В цены стабильны и объёмы спроса и предл подстраивались под эти цены, а не наоборот (это отражало реалии 19 века, в кот не было инфляции, и цены в мирное время были стабильными).
Закон В. гласит, что суммарная ценность предл. всех товаров всегда в точности равна совокупному спросу на них => в состоянии равновесия совокупный спрос равен совокупному предложению, совокупные доходы равны совокупным расходам.
Закон В близок закону франц эк Жана-Батиста Сэя (1762-1832).
Закон Сэя гласит, что совокупное предложение создаёт свой сов спрос, потому что производство товаров порождает доходы в виде заработной платы и прибыли, в точности равные объёму выпуска продукции и полностью достаточные для покупки этой продукции. Однако этот з не учитывает, что часть дохода расходуется на сбережения, которые всегда превращаются в инвестиции, и что не предл опр спрос, а наоборот – спрос опр предложение.
Неоклассическая модель AD-AS, разработанная Альфредом Маршаллом
AD-сов спрос, AS-сов предл.
Равновесие сов спроса и сов предл обеспечиваются через гибкие цены. Изменяющаяся цена не только регулирует распределение ресурсов, но и обеспечивает «развязку» неравновесных ситуаций.
Согласно класс и неокласс теориям, на кажд рынке имеется 1 ключевая переменная, обеспечивающая равновесность рынка. Равновесие на рынке товаров определяет цена. Соответств между спросом и предл на рынке труда регулирует вел-на зарплаты. Рыночное равновесие достигается в точке пересеч спроса и предл. Тут не предл и спрос подстраиваются под цены, а цена подстраивается под их изменение. Так, при превышении спроса над предл буду расти цены, а не предл. Неокласс модель отражает равновесие в краткосрочном периоде, а не в долгосрочном, когда в ответ на рост спроса осуществляются инвестиции и на их базе начинается рост предл.






