Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию

Масштабный кризис в российской экономике нельзя однозначно считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. Сочетание внешних и внутренних факторов придает ему известную уникальность.

Хронология событий российского кризиса:

· Война на Кавказе;

· Заявление Путина в адрес компании «Мечел» (он был возмущен тем, что компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже рыночных, а значит, и мировых.)

Это все привело к падению фондовых рынков, оттоку иностранного капитала из страны, к проблемам на межбанковском рынке, проблемам с ликвидностью, со сделками РЕПО. Это приводит к банкротству некоторых банков, далее - спад производства, первая волна сокращений, сокращение спроса. В декабре власти страны стали признавать, что экономика России вступила в стадию рецессии. ЦБ РФ постепенно начал ослабление рубля к основным валютам.

Последствия кризиса (некоторые налицо уже сейчас, а с некоторыми России еще только предстоит столкнуться):

1. Девальвация рубля - помимоупадка фондового рынка произошло плавное! (на 41%) снижение курса рубля по отношению к главным мировым валютам – доллару и евро. То есть девальвация рубля – уже реальность, хотя она и не такая резкая как в 1998 году. В целом, произошло общее снижение доходов населения пости на 6% на фоне роста цен на товары и услуги (на 10%).

2. Промышленность и занятость населения. Влияние финансового кризиса в России на себе ощутили практически все предприятия, особенно работающие на экспорт. Даже самые крупные компании свернули многие инвестиционные программы, всеми возможными путями сокращают расходную часть своего бюджета, что, в свою очередь, влечет за собой массовое увольнение и сокращение рабочих мест.

3. Банковская система и сбережения граждан – отмечалось ужесточение требований банков к потенциальным заемщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым кредитам, свертывание многих ипотечных и потребительских программ (например, беззалоговых и беспроцентных кредитов.). Государство оказало существенную поддержку сфере банковских услуг, понимая ее большую значимость для страны (еще в конце 2008г. было выделено 950 млрд. руб.), но некоторым мелким региональным банкам не удастся избежать краха. Основные силы Правительства направлены на поддержание наиболее крупных и значимых кредитных организаций. Поэтому больным вопросом у россиян сегодня является сохранность их сбережений. На этот счет особых причин для беспокойства быть не должно, так как если банк входит в систему страхования вкладов, то все сбережения в сумме до 700 тыс. руб. гарантировано будут сохранены.

4. Земля и недвижимость - ц ены на землю и недвижимость также уже претерпели изменения в сторону уменьшения. Но финансовый кризис в России сыграл здесь скорее положительную роль, избавив рынок недвижимости от искусственного завышения стоимости объектов и ее беспрерывного роста.

Кризис негативно повлиял на состояние практически всех сфер российской экономике. Так, в процессе опроса предприятиям был задан вопрос: способны ли они выплатить обязательства перед банками по взятым ранее кредитам? В строительстве на этот вопрос положительно ответили лишь 25% предприятий, а в лучшей отрасли – металлургии – 85%. При таком состоянии заемщиков банки должны испытывать проблемы. Необходимо создавать условия, при которых банки будут заинтересованы показывать реальный объем «плохих» долгов.

Проблемы развития экономики России:

Снижение внутреннего спроса. При существенном затруднении доступа российского бизнеса к финансированию резко сокращаются инвестиционные программы большинства компаний. Для экспортоориентированного бизнеса эта проблема усугубляется ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры. Из-за падения спроса на продукцию экпортоориентированных компаний (экспорт сократился за 9 месяцев 2009г. на 40,7%, экспорт нефти – на 50,6%) сокращается промежуточный спрос с их стороны на продукцию других отраслей. Одновременно уменьшаются объемы потребительского кредитования, что ограничивает спрос на недвижимость и автомобили. Впоследствии снижение потребительского спроса будет связано с сокращением численности и оплаты труда персонала из-за спада производства. Это повлечет за собой дальнейшее снижение объемов производства и численности занятых. Таким образом, формируется спираль сокращения спроса в экономике, спровоцированная внешним шоком.

Истощение финансовых ресурсов государства. Активные меры, направленные одновременно на поддержку валютного курса, рефинансирование долговых обязательств компаний, вливание ресурсов в банковский сектор, поддержку фондового рынка и т. д., неизбежно ведут к резкому сокращению международных резервов страны. Бюджет 2009 г. предполагает дефицит в размере 7,5% ВВП, который необходимо финансировать. В случае развития кризиса по неблагоприятному сценарию (по конфигурации W) увеличатся запросы на получение государственной поддержки. Тогда государство в определенный момент окажется перед выбором между резким сокращением расходов, в том числе на социальные нужды, эмиссией значительного объема денежной массы и увеличением объема заимствований.

Нарушение баланса межбюджетных отношений. В условиях сокращения финансовых ресурсов федерального центра возникает опасность обострения отношений с дотационными регионами. Одновременно ухудшение показателей регионов-доноров обусловливает их стремление оставлять у себя большую долю финансовых ресурсов. В результате увеличивается дефицит федерального бюджета, усиливается дифференциация регионов по уровню благосостояния, становится слабее влияние федерального центра на местах.

Деинституционализация и огосударствление экономики. Активные меры государства, направленные на поддержку экономики и смягчение последствий кризиса, неизбежно означают значительное повышение роли государства в экономической жизни, увеличивается доля предприятий с государственным участием. Как следствие, повышается степень монополизации рынков, снижается эффективность использования ресурсов, ограничивается частная инициатива. Под угрозой оказываются многие ключевые рыночные институты. Так, фондовый рынок фактически перестал отражать стоимость, создаваемую компаниями. Возникает риск ослабления даже института денежных отношений.

Возникновение социальной нестабильности. Рост безработицы, падение уровня доходов вследствие снижения заработных плат и высокого уровня инфляции, сложности с выплатами по ранее полученным кредитам ведут к снижению уровня жизни и социальному протесту. Усиление социальной нестабильности может вызвать активизацию радикальных политических движений, потребовать дополнительные ресурсы на поддержание правопорядка и еще больше усугубит ход развития кризиса в России.

Необходимость изменения подходов к управлению и принятию решений в условиях кризиса. Парадигма управления, ориентированнаяна ускоренное экономическое развитие, в том числе экстенсивное,в условиях бурно растущих рынков и значительного объема ресурсов,неприменима при падающих рынках и жестком рационировании ресурсныхвозможностей. Эта проблема характерна как для государственныхорганов, так и для бизнеса.

Реальный сектор

Это сектор экономики, связанный непосредственно с материальным производством, получением прибыли и наполнением бюджета. В большинстве отраслей реального сектора в IV квартале 2008 – 1 полугодии 2009 гг. производственная и инвестиционная активность резко снизились (рис. 8).

Рис. 8. Динамика отраслей промышленности РФ

На фоне этого:

1. Пересматриваются в сторону сокращения производственные планы и инвестиционные программы

2. Останавливаются проекты реорганизации крупных компаний,

3. Задерживаются платежи,

4. Падает спрос,

5. Снижаются цены по отдельным группам товарам.

Наибольший ценовой шок испытали предприятия металлургического и химического комплексов – здесь цены упали в 1.5 – 2 раза. Такие отрасли как строительство, автомобилестроение и розничная торговля столкнулись с трудностями из-за ограничения кредитования, в том числе потребительского.

Абсолютно обоснованно возникает вопрос: «Что можно ожидать от предприятий в условиях уменьшения спроса на их продукцию?» Судя по опросам руководителей предприятий, они готовы:

1. Снижать издержки,

2. Снижать зарплаты,

3. Снижать цены и выпуск,

4. Перейти на бартер, векселя, взаимозачеты,

5. Искать новые рынки сбыта.

Но кардинальная модернизация бизнеса пока откладывается, хотя именно это должно обеспечить основу посткризисного развития. Возник кризис доверия, выросли процентные ставки по всем видам кредитов. Серьезные проблемы связаны с задержкой оплаты заказов, нехваткой оборотных средств, нарастанием задолженности предприятиям-поставщикам и подрядчикам. Все еще высоки ожидания высвобождения кадров, наряду с сокращением многих нерациональных расходов (что хорошо) нередко уменьшают и необходимые (что плохо). Вместе с тем «под шумок» кризисной ситуации экономические агенты пересматривают свои обязательства перед партнерами, придерживают ликвидные ресурсы и средства, чтобы сохранить резервы на трудные времена и для последующего периода роста.

Поддержка реального сектора

Воздействие кризиса на компании реального сектора зависит от их:

1. ориентации на внешний или внутренний рынок,

2. финансовой модели, применяемой для привлечения оборотного капитала,

3. величины и структуры долговой нагрузки.

Вместе с тем в целом их проблемы сводятся к снижению спроса на продукцию, падению цен (для экспортоориентированных компаний) и резкому ограничению доступа к источникам финансирования. Целесообразно дополнить и/или уточнить уже реализуемые меры по ряду направлений.

1. Стимулирование спроса посредством более активной реализации инфраструктурных проектов. Расширение заказа на инфраструктурныепроекты по цепочке приведет к росту спроса на продукциюряда других отраслей. Таким образом, одновременно решаются задачиповышения внутреннего спроса, обеспечения занятости и улучшениясостояния инфраструктуры, определяющей конкурентоспособностьроссийских предприятий. В условиях ограниченности финансовыхресурсов, отсутствия ясного представления о длительности кризисаакцент необходимо сделать в первую очередь на доведении масштабовинфраструктуры до уровня, соответствующего текущим потребностям,и на улучшении ее качественных характеристик.

2. Изменение критериев отбора приоритетных компаний для государственного финансирования (гарантий, субсидий на процентные ставки). Основными критериями должны быть не размерпредприятия или число занятых, а его эффективность и потенциалконкурентоспособности на мировом или внутреннем рынке. Это позволитизбежать поддержки крупных, но неэффективных предприятий,которые даже в условиях благоприятной конъюнктуры не стремилисьповысить свою конкурентоспособность и в долгосрочной перспективевсе равно проиграют конкурентную борьбу.

3. Стимулирование инвестиционного спроса. Предоставление компаниям государственного финансирования должно носить преимущественно «связанный» характер, то есть его следует направлять на реализацию инвестиционных программ модернизации производства. Эта мера позволит одновременно создавать спрос на различные группы инвестиционных товаров и повысить эффективность и конкурентоспособность в посткризисный период.

4. Обеспечение спроса на продукцию отдельных отраслей. В некоторых случаях целесообразен госзаказ на продукцию отдельных отраслей для их временной поддержки в расчете на восстановление спроса на рынке в обозримой перспективе. Критерии отбора этих отраслей должны быть публичными и разрабатываться в сотрудничестве с экспертным и бизнес-сообществами. В число таких критериев могут, в частности, входить:

— серьезные трудности в восстановлении производства после его спада;

— создание отраслью наибольшей цепочки взаимосвязей в других ключевых отраслях;

— принадлежность к жизнеобеспечивающим отраслям (сельское хозяйство, пищевая и фармацевтическая отрасли).

При этом спрос, создаваемый через госзаказ, должен быть ориентирован не на отдельные предприятия, а на отрасль в целом на основе прозрачных закупочных процедур. Этот механизм надо использовать ограниченно, учитывая неопределенность сценария развития мировой экономики.

Государственная политика, направленная на ослабление негативного воздействия кризисных явлений, может следовать одному из трех базовых сценариев (на практике, разумеется, возможно сочетание мер, относящихся к разным сценариям).

1. Дирижистский сценарий «Прямое ручное управление» экономическими процессами - позволит минимизировать потери наиболее приоритетных предприятий и секторов экономики на основе формирования правительством ограниченного перечня значимых предприятий, исходя из показателей их выручки и численности занятых; предоставление кредитов со стороны государственных банков предприятиям, выбранным правительством; внешнеторговые протекционистские меры для защиты отдельных отраслей.

Ожидаемые результаты:

— позитивные: сокращение длительности острой фазы кризиса; ограничение негативных социальных последствий;

— негативные (риски): сохранение докризисной низкоэффективной структуры экономики, отсутствие позитивных изменений в конкурентоспособности; значительное перераспределение активов от частных собственников в пользу государства (что снижает эффективность управления ими); длительный вялотекущий выход из кризиса, усиливающий отставание от развитых стран.

2. Либеральный сценарий «Естественный отбор», согласно которомурыночные силы без внешнего вмешательства обеспечат отбор наиболее эффективных экономических агентов и скорейшее восстановление экономики. Но для этого необходимо снятие административных ограничений для развития малого и среднего бизнеса; снижение уровня налогообложения; отказ от государственной поддержки отдельных предприятий.

Ожидаемые результаты:

— позитивные: выживают наиболее жизнеспособные, эффективные и быстро адаптирующиеся компании (что приводит к общему повышению эффективности экономики); снижаются затраты на осуществление государственного воздействия на экономику (в том числе связанные с коррупцией);

— негативные (риски): массовые банкротства предприятий, в том числе градообразующих (что приводит к серьезным негативным социальным последствиям); исчезновение некоторых отраслей российской промышленности (что может ослабить экономическую безопасность государства); быстрый и глубокий спад в промышленности с дальнейшим постепенным восстановлением.

3. Либерально-дирижистский сценарий «Поддержка и развитие возможностей» - реализация комплексной системымер, направленных на минимизацию последствий кризиса, включаягосударственную поддержку инвестиционного спроса в ключевыхотраслях и конечного потребления, создание системы стимулов дляформирования экономики с заданными характеристиками (конкурентоспособность,диверсифицированность, инновационность) позволятпройти кризис с наименьшими потерями и выйти из него с болееэффективной экономикой. Это обеспечивают госкредиты (госгарантии по кредитам, субсидирование процентных ставок) на инвестиционные цели в ключевых отраслях; налоговые льготы при реализации проектов повышения эффективности; обеспечение занятости на основе государственных программ инфраструктурного и жилищно-коммунального строительства; госзакупки в ключевых отраслях (возможно формирование госрезервов некоторых видов товаров).

Ожидаемые результаты:

— позитивные: поддержание уровня производства и занятости в период кризиса для смягчения социальных последствий и уменьшения избыточных затрат на последующее восстановление производства, а также стимулирование промежуточного и конечного спроса; модернизация производственной базы ключевых отраслей и инфраструктуры;

— негативные (риски): высокие требования к компетентности государственных антикризисных управляющих; риск коррупционности принимаемых решений в отсутствие должной прозрачности этого процесса.

Предполагается, что элементы поддержки наиболее социально уязвимых групп населения присутствуют во всех описанных сценариях и отдельно не рассматриваются.

Основные меры антикризисной программы правительства преимущественно отвечают первому сценарию (рис. 7). Большинство из них содержат целый ряд рисков. В частности, естьопасность поддержки неэффективных компаний, существовавшихраньше только за счет быстро растущего спроса. В случае затягиваниякризиса такие предприятия могут требовать все больше средств дляобеспечения своей деятельности и не будут адаптироваться к новымусловиям, получив краткосрочную господдержку. Отдельный риск —отсутствие системности и ситуативный подход к принимаемым мерам,что также чревато неэффективным расходованием ресурсов.

Рис. 7. Антикризисные меры правительства РФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: