Психологическая теория происхождения государства.
Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и которые ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.
С другой стороны, роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно как лишь моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы – деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые – «недочеловеки» – слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи, славяне и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы «высшей» арийской расы с другими низшими расами.
Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования «законного» права «высшей» арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
Вопросы для самоконтроля:
Как была организована и функционировала социальная власть в первобытном обществе?
Каковы особенности социальных норм догосударственного периода?
Какие объективные факторы обусловили возникновение государства?
Каковы особенности возникновения европейских государств и государств Древнего Востока?
Какие существуют теории происхождения государства?
Дополнительная литература
Аквинский Ф. О правлении властителей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (ХI – ХVII вв.). – Л., 1990.
Аристотель. Политика // Сочинения. – М., 1988.
Библер В.О. О гражданском обществе и общественном договоре // Через тернии. – М., 1990.
Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 1993. – № 7.
Васильев Л.С. История Востока: В 2-х томах. – М.: Высшая школа. 1994. – Т.1. – Гл. 3, 4.
Гоббс Т. Сочинения. В 2-х томах. – М.,1991. – Т. 2.
Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. – М., 1989.
Гроций Г. О праве войны и мира. – М.,1956.
Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 1910.
История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 1988.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. – М.: Юристъ, 1999.
Каутский К. Материалистическое понимание истории. – М.,1931. – Т.2.
Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. – М., 1969.
Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.
Малый А. П. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. – 2001. – № 3.
Минникес Н. В. Выборные начала в Древнегреческом государстве в обычаях и договорах // Российский юридический журнал. 2001. № 4. С. 129 – 136.
Мицкевич А.В. Происхождение государства и права // Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – Гл. 1.
Першиц А.И., Менгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 1990.
Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности // Анатомия истории: История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. – М.: Изд-во "Остожье", 1998. – С. 243-287.
Платон. Государство: Соч.: в 3-х т. – М., 1971. – Т.3.
Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. – М., 1995.
Сагылин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. – № 5.
Салтыкова С. Зарождение древнерусского права // Российская юстиция. – 1997. – № 1. – С. 59-62.
Тихомиров Ю. А. Государство: теория развития и общественная практика // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 3-14.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 21. – Гл. IV-VI, VIII, IX.
Яковлев А. М. Российская государственность (историко-социологический аспект) // ОНС: общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С. 78-93.
Терминологический словарь
Вождь – глава племени, родовой общины.
Инцест – половые отношения между родственниками.
Матриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве и в социальной жизни родовой общины.
Мононормы – единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права.
Община – объединение людей, основывающееся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении (семейная, родовая и др.)
Обычай – регулятор труда и быта членов рода, их семейных и иных взаимоотношений.
Патриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью мужчины в общественном производстве и социальной жизни родовой общины.
Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.
Публичная власть – политическая власть, осуществляемая специальными отрядами людей, которые, используя механизм принуждения и насилия, выполняют специальные функции управления.
Род – объединение людей, связанных между собой узами родства, общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства, коллективного производства и потребления.
Социальные нормы– правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Старейшина – лицо, управляющее делами родовой общины в повседневной жизни, обычно избирался на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами.
Табу – в первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-нибудь действие; слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой.