Политическая теория Вебера развивалась в контексте политической системы Германии, где министры правительства обычно назначались из числа государственных чиновников и несли ответственность перед императором, а не парламентом. В результате личных недостатков императора и отсутствия эффективного контроля со стороны парламента чиновники захватили господствующее положение вгосударстве. Это была не просто система бюрократической администрации, но бюрократического правления. В такой системе, как полагал Вебер, наглядно проявлялась ограниченность чиновников, взявших на себя политическую роль, к исполнению которой они не были подготовлены. Несмотря на превосходство бюрократии как средства управления, подчиненная формальным правилам деятельность чиновника не позволяла выработать качества, необходимые для политика: готовность взять на себя личную ответственность за проводимую политику и уйти в отставку в случае ее неудачи. Беспорядочная политика Германии в довоенный и военный период являлась, согласно Веберу, результатом отсутствия ответственного лидерства и служила примером ограниченности возможностей даже самой совершенной бюрократии.
С точки зрения Вебера, тенденция бюрократии выходить за пределы своей административной функции и принимать на себя политическую роль заключала в себе опасность, которая проистекала из бюрократического контроля над официальной информацией и типичной для чиновников идеологии. Профессиональные чиновники обычно ставили свою специальную подготовку выше дилетантизма политиков; свою собственную административную деятельность считали более важной, чем «болтовня» парламента; рассматривали себя как выразителей интересов государства в отличие от политических партий с их групповыми интересами. Подобные взгляды еще более усиливала система «мнимого» конституционализма, где члены парламента не обладали возможностью определять политику. В силу этих причин Вебер выступал за демократизацию немецкой политической системы.
Но каким образом «демократизация» может послужить противовесом власти бюрократии? Примером для Вебера послужили здесь исследования партийной политики в Англии и некоторых других странах. Он отметил, что расширение избирательного права приводило к сдвигу власти от местных «уважаемых людей» к партийным машинам, способным организовать предвыборную кампанию в общенациональном масштабе. В то же время значение отдельного парламентария уменьшалось, но возрастала роль партийного лидера, личность которого во многом определяла даже избрание других членов его партии. Выборы превращались в вотум доверия индивидуальному лидеру, то есть в своего рода плебисцит, который давал ему значительный престиж в партии и широкие возможности по определению политики. Как считал Вебер, подобные лидеры, закаленные в предвыборных «битвах», обладали способностью подчинить бюрократию политическому контролю.
Теория плебисцитарной демократии указывала на то, что в результате процесса бюрократизации партий и государства уменьшалось значение парламента. Не только отдельный парламентарий играл не столь важную роль по сравнению с партией и ее лидером, но и парламент в целом утрачивал некоторые свои функции, поскольку группы влияния воздействовали непосредственно на исполнительную власть, вступая в контакт с соответствующими министерствами. В то же время Вебер подчеркивал значение таких функций парламента, как контроль за исполнительной властью, отбор и подготовка будущих политических лидеров, обеспечение механизма их отстранения от власти в случае утраты ими общественной поддержки. Если процесс бюрократизации в партиях и государстве и ограничивал влияние парламента, то этот процесс вел также к возрастанию роли тех его функций, которые продолжали сохранять свое значение.
Тем самым для Вебера «демократизация» не означала ни перераспределения власти в пользу масс, ни какого-либо контроля за сферой политики со стороны народа. Подобные идеи являлись иллюзорными в век бюрократии. Она означала, во-первых, отбор лидеров путем всеобщего голосования, что наделяло их легитимностью; во-вторых, превращение парламента в форум для обсуждения политики и механизм отстранения лидеров, утративших доверие. Теория демократии Вебера очень напоминает другую теорию, которая позднее была развита Й.Шумпетером в его работе «Капитализм, социализм и демократия». Не вызывает сомнения, что Шумпетер находился под влиянием идей Вебера. Обе теории критиковались за отсутствие в них явно выраженной приверженности демократическим ценностям, но их авторы и не претендовали на то, чтобы прежде всего следовать именно этим ценностям.
Важнейшее значение, по крайней мере для Вебера, имела убежденность в творческой роли отдельной личности, тогда как коллективы выступали для него лишь в качестве средства осуществления индивидами своих целей. Хотя бюрократизация и означала конец классической эры индивидуализма, одновременно она создавала возможность для исключительных личностей достичь реализации своих идей, находясь во главе организации, если только процесс социального отбора позволял им занять такое положение. Теория плебисцитарной демократии раскрывала механизм выдвижения таких личностей в ходе предвыборной борьбы. Она также отводила массам роль сторонников лидера, которые не должны были покушаться на его независимость. Такова была сущность веберовской концепции, в которой проводился резкий контраст между бюрократической рутиной и творческой силой харизмы.
С 69 Социология управления: Хрестоматия / Сост. Т.Е. Зерчанинова, Г.А. Банных, И.С. Парфенова. – Екатеринбург: УрАГС, 2006. – 304 с.
ISBN 5-8056-0097-8
Хрестоматия является элементом учебно-методического комплекса специальной дисциплины «Социология управления» по специальности 080504.65 – Государственное и муниципальное управление. Предназначена для студентов, обучающихся по данной и смежным специальностям, а также аспирантов по специальности 22.00.08 – Социология управления.
ББК 60.561.1я7 УДК 301
Составители: Зерчанинова Татьяна Евгеньевна
Банных Галина Алексеевна
Парфенова Ирина Сергеевна
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Хрестоматия
Редактор Н.С. Сотникова
Компьютерная верстка Н.Л. Доценко
Подписано в печать 16.03.06. Формат 60х84/16.
Бумага для множительных аппаратов. Гарнитура «Таймс». Ризограф.
Усл. п. л. 17,7. Уч.-изд. л. 20. Тираж 425 экз. Заказ 25.
Редакционно-издательский отдел УрАГС,
620219, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66.
[1] Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон., Ф.Тейлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992. С. 226-242, 265-271.
1 Автор сделал попытку выяснить причины этого неблагоприятного положения вещей в книге, озаглавленной «Управление фабрикой», прочитанной, как доклад, Американскому обществу инженеров-механиков. – Примеч. авт.
1 Так, например, при системе научной организации отчеты, содержащие данные, относящиеся к обыкновенному машиностроительному заводу, заполняют многие тысячи страниц. Примеч. авт.
1 Первый. Выработка истинных научных основ производства. Второй. Научный подбор рабочих. Третий. Их научное обучение и тренировка. Четвертый. Тесное дружественное сотрудничество между администрацией и рабочими. Примеч. авт.
[2] Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон., Ф.Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. С. 20-84
1 Подходящий человек на надлежащем месте. – Примеч. перев.
1 Файоль здесь смешивает три разных понятия: 1) понятие «почина», 2) понятие «свободы почина» и, наконец, 3) понятие «способности почина». Поощрения заслуживают, понятно, 1 и 3, при условии 2. – Примеч. перев.
[3] Вебер М. История хозяйства. Город: Пер. с нем. / Под ред. И.Гревса; коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С. 306-310.
1 Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssociologie I, Tubingen, 1920, p. 276.
[4] Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. – М.: Экономика, 1989. С. 120-134; 186-189; 248-254.
[5] Более подробно об этом см.: Богданов А. А. Наука об общественном сознании. С. 56—58, 63—65.
[6] Более элементарные и частью более подробные разъяснения о трех фазах индуктивного метода даны в книгах: Богданов А. А., Степанов И. И. Курс политической экономии (Т. I. 2-е изд. Пг.— М., 1918. С. 5—11) и Богданов А. А. Наука об общественном сознании (С. 13—26).
[7] Исключительные свойства воды объясняются тем, что жидкая вода не есть просто химическое соединение, а раствор льда в пропорциях, изменяющихся с температурой и давлением, — подчиненный, следовательно, законам растворов.
[8] Иначе: если первое увеличивается в геометрической прогрессии, например 1:2:4:8:16:32 и т.д., то второе — в арифметической, т. е., например, соответственно 1:2:3:4:5:6. Соотношение лишь приблизительное.
[9] Как раз при этих температурах водород, кислород и водяной пар образуют уже настоящую систему равновесия, в которой реакции соединения нейтрализуются параллельно идущими реакциями разложения. При 3000 °С таково сочетание из 88 % гремучего газа и 12 % водяного пара.
[10] Гастев А. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда.– М.: Экономика, 1966. С. 222-231.
[11] Менеджмент в организациях. – М.: Экономика, 1995. С. 21-80, 249-272, 303-324.
[12] См.: MacEachern М.Т. Hospital Organization and Management. 2nd ed. Chicago, 1946
[13] Интересным исключением из этого правила является рекламно-информационная деятельность правительственных органов, направленная на оказание содействия частному предпринимательству в каком-либо конкретном штате или городе. В частности, правительства штатов расходуют значительные средства на рекламу товаров, производимых в своем штате — например, сыра в Висконсине или апельсинов в Калифорнии, или с целью привлечения инвестиций в промышленность.
[14] См.: William F.Ogburn, Social Change N. Y., 1922; National Resources Planning Board, Technological Trend and National Policy. Washington:. Government Printing Office, 1937.
[15] Разбор некоторых принятых в настоящее время принципов государственного Управления см.: Herbert A.Simon. Administrative Behavior. N. Y.: The Macmillan Co., 1947. Chap 2; Dwighl Waldo. The Administrative State. N. Y.: The Ronald Press, 1948.
[16] Уолдоу в указанном сочинении убедительно показал, что основные разногласия между сторонниками разных управленческих "принципов" обусловлены главным образом тем, что они придают разное значение тем ценностям, о которых здесь говорится. В основе серьезнейшей критики рекомендаций президентской Комиссии по Управлению делами администрации лежало то, что эта комиссия чрезмерно поглощена таким критерием, как рентабельность. И среди членов Гуверовской комиссии споры обычно возникали из-за разногласий в том, какие идеологические ценности они отстаивают.
[17] Современная политическая жизнь дает этому еще один крайне важный пример: Федеральная программа проверки благонадежности. Возможно, что методы, используемые для удаления коммунистов из государственного аппарата, очень эффективны для этих целей. Однако те, кто согласен с утверждениями, что "необходимо поддерживать свободу слова и совести" и "человек считается невиновным, пока не доказано, что он виновен", могут решить, что опасность, которую представляют для этих принципов нынешние методы принуждения к исполнению, намного превышает возможную угрозу правительству в случае, если не удастся удалить всех коммунистов.
[18] Это демократичное убеждение само по себе есть ценностное суждение, служащее этической основой для отделения политического "курса" в каком-либо вопросе от "управления", о котором упоминалось выше. Рассмотрение философского обоснования этой проблемы см.: H.Kelsen. Absolutism and Relativism in Philosopny and Politics // American Political Science Review. 1948. October. P. 906-914.
[19] Elton Mayo. Social Problems of an Industrial Civilization. Cambridge: Harvard University Press, 1945; Fritz Roethlisberger. Management and Morale. Cambridge: Harvard University Press, 1941
[20] Читатель, который пожелает продолжить ознакомление с этим вопросом, найдет более полный анализ в работе: Simon. Administrative Behavior. Chaps. 3, 4.
[21] Charles M.Hardin. The Buret ol Agricultural Economics Under Fire//Journal of Farm Economics, 28. 1946. August. P. 650.
[22] Термином "издержки" здесь обозначаются полные социальные издержки, в которых денежные издержки могут составлять лишь небольшую часть. Неприятные или нездоровые условия труда служащих, например, тоже представляли бы собой издержки, даже если бы они и не были отражены в выплаченном жаловании. Более точные определения "эффективности" и издержек см. ниже в главе 11, где будет проведен пространный анализ связи между критерием эффективности и организованной деятельностью.
[23] См., например: Luther Gulick. Science, Values and Public Administration//L.Gulick, L.Urwick, eds. Papers on the Science ot Administration. N. Y.: Institute ot Public Administration, 1937. P. 191-195
[24] Chester I. Barnard. The Functions of the Executive. Cambridge: Harvard University Press, 1938. P. 142-148.
[25] Первыми осторожными доказательствами этой точки зрения стали исследования Готорна. См.: Fritz J. Roethlisberger and William J. Dickson. Management and the "Worker. Cambridge: Harward University Press, 1939. Более близкое по времени исследование Дэлтона ясно показывает, что "выскочки", т. е. рабочие, которые достигают высокой производительности вопреки неформальным ограничениям, установленным рабочей группой, — это люди, заинтересованные в финансовых стимулах и невосприимчивые к мнению своих коллег.
[26] Интересно сравнить список Ч.Барнарда со списком личных целей, предложенным Э.Уайтом Банком: (1) уважение коллег; (2) творческое удовлетворение; (3) большая самостоятельность в распоряжении своими делами; (4) посвященность в дела организации; (5) полная реализация своих способностей; (6) желание испытывать согласие с самим собой, согласие в своем внутреннем мире, и иметь гармоничные отношения с внешним миром. Цит. по: Neil W. Chamberlain. The Union Challenge to Management Control. N. Y.: Harper & Bros, 1948. P. 247. См.: Roethlisberger and Dickson. Op.-Cit
[27] Курт Левин и его коллеги провели важные новаторские исследования поведения на заседаниях, продолжаемые сейчас в Мичиганском университете и других местах. То, как данная проблема рассмотрена здесь, основано на работе этой группы исследователей, а также на самостоятельной и оригинальной работе по социальной организации предприятий, проведенной "группой Готорна".
[28] См.: Robert A.Dahl. The Science of Public Administration: Three Problems//Public Administration Review. 1947. Winter. № 7. P. 1-11; и Milton J.Esman. Japanese Administration — A Comparative Review // Public Administration Review 1947. Spring. №7. P. 100-112
[29] Действительно, Макс Вебер в книге "Протестантская этика и дух капитализма" [русский перевод см.: М.Вебер. Избранные произведения. М., 1990] высказывает мысль, что определяемое протестантизмом отношение к бережливости и расточительству было самым важным фактором развития нашего современного общества.
[30] Убедительные примеры такой ситуации — критика в адрес привилегий уволенных в запас офицеров американских сухопутных войск и требования демократизации процедуры в военных трибуналах.
[31] Отсутствие единого, общепринятого комплекса норм, регулирующих расовые отношения в Соединенных Штатах, создает очень трудные административные проблемы для федерального правительства, что можно видеть по периодическим дискуссиям о сегрегации в вооруженных силах. Что бы ни предписывала буква закона о расовом равенстве при найме федеральных служащих, хорошо известно, что конкретные федеральные учреждения в большей или меньшей степени приспосабливают свою практику найма к расовым нравам районов, где они расположены.
[32] Понятия, разбираемые в этом параграфе, почерпнуты из фрейдистской психологии. В той или иной модификации они получили более или менее широкое признание у психологов, даже у тех, кто не принадлежит к школе Фрейда. Существу немалое количество свидетельств в поддержку фрейдовских теорий вины и вытеснения
[33] Burleigh Gardner. Human Relations in Industry. Chicago; Richard D.Irwin Inc., 1946.
[34] См.: Neil W. Chamberlain. Op. cit. (особенно с. 111).
[35] Мы описываем здесь то, что социолог назвал бы восприятием организационной роли – организационно и социально определенной, стандартизированной модели поведения. Анализ с этой точки зрения см.: Samuel A.Stouffer el al. The American Soldier:: Combat and Its Aftermath. Princeton: Princeton University Press, 1949. P. 101.
[36] Термин "моральный дух" определяется в книгах по управлению по-разному, определение, данное здесь, весьма полезно с точки зрения наших целей.
[37] Наблюдение за группой руководителей, присутствующих на заседании или сидящих за ланчем, т.е. там, где места заранее не распределены, почти всегда выявляет какие-то черты статусной системы группы. За длинным столом лица, обладающие высоким статусом, обычно склонны группироваться в центре или с торца, а лица с самым низким статусом занимают места как можно дальше от них.
[38] На языке логики первый аспект оценки касается нашего согласия или несогласия с ценностной посылкой, на которой основан план; второй — нашей оценки корректности фактических данных, содержащихся в плане. См.: Simon. Administrative//Behavior. Chap. 3.
[39] Это то значение, к которому неизбежно тяготеют "апологеты" эффективности, т.е. те, кто убежден, что эффективность — это критерий для оценки управления.
[40] Report on Federal Business Enterprises. P. 24.
[41] Ibid. P. 99
[42] Они действительно составляют тот "идеальный тип", который, по Максу Веберу, придерживается "протестантской этики". Мы знаем, что протестантская этика играет важную роль в поведении людей в организациях в нашем обществе.
[43] Вся теория заработной платы в изложении экономистов основана на этой посылке о нейтральности. Когда же экономист сталкивается с ситуацией, где у средств явно нет индифферентности, то он отделывается поверхностным объяснением, предполагая "психологический фактор", который нужно прибавить к денежной зарплате или вычесть из нее.
[44] В административном управлении не всегда используют рыночные цены ресурсов в качестве меры стоимости.
[45] Конечно, могут быть какие-то крайние случаи, когда вклад участника едва уравновешивает стимулы, которые он получает.
[46] Заключение соглашения по условиям договора о найме в правительственном аппарате не менее важно, чем в промышленности, а в основном это точно такой же процесс независимо от того, организованы ли правительственные служащие в профессиональный союз.
[47] Здесь намеренно употреблено слово "может" вместо "должна". Этичность подобного отношения администраторов к требованиям, предъявляемым ими служащим, это совсем другой вопрос.
[48] Этот раздел в основном опирается на Clarence E. Ridly and Herbert A. Simon. Measuring Municipal Activities (2nd ed., Chicago: International City Managers Association, 1943. Chap. 1).
[49] Многочисленные примеры такого рода оценок эффективности приводятся в других работах Саймона. См. также интересную публикацию: U.S.Budge' Bureau. Production Planning and Control in Office Operation. Washington. The Bureau, 1949.
[50] Например, к услугам этих банков прибегали не столько фермеры южных районов, как это первоначально предполагалось, сколько в первую очередь иммигрантские сообщества, состоящие в основном из городского населения, которые уже имели опыт ведения дел с подобными банками в своих родных краях.
[51] Это лучше всего иллюстрируют проводимые на местах кампании за программу "муниципалитет — менеджер". Обычно эти кампании проводят во имя "эффективности", и по этой причине довольно часто против них выступают местные профсоюзные организации.
[52] См., например, Harold D.Lasswell. Psychopathology and Politics. Chicago: University of Chicago Press. 1930; Robert K. Merlon. Bureaucratic Structure and Personality, Social Forces. 18. P. 560-568 (1940).
[53] Harold D. Lasswell. The Analysis of Political Behavior. L.: Kegan Paul, 1948. Part III. Chap. 3.
[54] Ученые-атомщики являются отличным примером такой группы, которая благодаря своему опыту в физике требует особого права быть услышанной по социальным и политическим проблемам, более или менее связанным с атомной бомбой.
[55] Понятие предложено Джеймсом Бэрнхэмом. См.: The Managerial Revolution. New York: John Day, 1941). Бэрнхэм имел в виду не только правительство. На самом деле самое сильное утверждение в предсказанной "революции менеджеров" связано с растущим отрывом собственности от управления в частных корпорациях и с ростом организационного влияния иерархии во все более организованном обществе.
[56] По этой теме имеется обширная литература. Читатель, который желает продолжить исследование вопроса, может начать с: Don К.Price. The Parliamentary and Presidential Systems // Public Administration Review. 3. P. 317-334 (Autumn 1943); A Response to Mr. Laski // Ibid. 4. P. 360-363 (Autumn 1944); Harold J. Laski. The Parliamentary and Presidential Systems // Ibid. 4. P. 347-359 (Autumn 1944).
[57] См. Waldo. Administrative State. Chap. 8.
[58] Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 669 с. С. 306-316
[59] Тоффлер Э. Шок будущего: Пер с англ. / Э.Тоффлер. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 560 с. С. 164-174
[60] Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969. 480 с. С. 350-361.
[61] Субординация корпорации: противоречие между экономизацией и социализацией // Социология власти. 2005. № 2. С. 145-177.
[62] Все данные приведены по: Statistical Abstract of the United States (1971).
[63] Roslow E.V. To Whom and for What Ends is Corporate Management Responsible // Mason E. (Ed.) The Corporation in Modern Society. Cambridge, 1959. R59.
[64] Стереотип, гласящий, что крупная компания контролирует большую долю рынка, подкрепляется многими примерами. Но еще большее число примеров его опровергает. Если посмотреть на символические примеры концентрации, становится совершенно ясно, что в настоящее время ни в одной отрасли промышленности уровень концентрации не сравним с тем, который наблюдался после волны консолидации с 1898 по 1902 год. Профессор Сигал из Чикагского университета отмечает: в 1900 году «Интернэшнл харвестер» производила 85% уборочных машин в стране; в 1902 году «Нэшнл бискуит» контролировала 70% выпуска печенья: в 1901 году «Америкэн кэн» выпускала 90% всей продукций отрасли; «Дистиллере секьюритиз» выпускала более 60% виски; «Интернэшнл пейпер» производила 60% газетной бумаги. В 1900 году «Америкэн шугар рефайнинг» рафинировала практически весь сахар в США. Исчерпывающее обсуждение современного уровня концентрации содержится в: Adelman М.Л. The Two Faces of Economic Concentration // The Public Interest. N 21. Fall 1970.
[65] Galbraith J.K. American Capitalism: The Concept of Countervailing Power Boston, 1952. R 91, 93.
[66] Рыночная стратегия и организационная форма позволили «Дженерал моторс» обойти Форда, этого гения производственной техники, и вытеснить его с ведущего места на рынке. В 1921 году «Форд» контролировал 60% рынка легковых и грузовых автомобилей и полностью доминировал в секторе недорогих машин, «Шевроле» – новинка «Дженерал моторс» на рынке дешевых автомобилей – занимал лишь 4% рынка. Начать прямую ценовую конкуренцию с «Фордом» было равносильно самоубийству. Стратегия Слоуна заключалась не в том, чтобы продавать по ценам ниже, чем у Форда, а в том, чтобы «снять» слой покупателей, готовых немного переплатить, предполагая, что они покупают лучшую машину. Путем постепенного выхода на новый уровень, главным образом через ежегодную смену моделей, «Дженерал моторс» завоевала большую часть рынка. На деле она противопоставила «стиль» «полезности» и выиграла.
[67] Sloan A.P., Jr. My Years with General Motors. N.Y., 1964. P. 64.
[68] В своей книге Пигу приводит десятки примеров подобных «отрицательных услуг» (disservices): разрушение окрестностей строительством промышленных предприятий в жилых районах; повышение расходов потребителей в результате конкурентной рекламы; увеличение расходов на полицию и тюрьмы вследствие повышения продаж спиртного; нанесение ущерба окружающей среде кроликами, разводящимися в охотничьих заповедниках; увеличение расходов на дипломатию и армию в результате роста зарубежных капиталовложений и т.д.
В США эта тема была разработана Дж.М.Кларком из Колумбийского университета, который в своей книге «Экономика накладных расходов (1923) провел различие между социальной и рыночной стоимостью и между социальными и рыночными издержками. По Кларку, как отмечает А.Гручи, подход предпринимателя к оценке издержек не принимает во внимание множество важных социальных издержек, таких как ущерб здоровью нации, безработица и другие, связанные с циклическими колебаниями деловой активности. Кларк стремился приблизить коммерческую эффективность к социальной, с тем чтобы экономическая система включала заботу не только о рыночных, но и о социальных ценностях, чистом воздухе, сохранении природных красот и т.д.
[69] Я не преуменьшаю технических и политических трудностей создания такой матрицы. Позвольте мне предложить «скромный» пример проблемы, которая много лет назад привлекла мое внимание к социальным издержкам.
Когда я был мальчишкой, снег в Нью-Йорке убирали с улиц при помощи дополнительных грузовиков, которые сваливали его в реку. Много лет спустя П.Скревейн, глава санитарного комиссариата, приказал своим сотрудникам сгребать снег на середину улицы, где проезжающие машины превращали его в слякоть. Может быть, он сделал это потому, что затраты на аренду грузовиков слишком возросли, а может, потому, что хотел показать пример прилежной службы, чтобы выставить свою кандидатуру в мэры. Санитарное ведомство отличилось хорошими экономическими показателями. Однако (как я выяснил из отчетов Ассоциациипромышленности и торговли) после каждого снегопада в городе значительно увеличивались заказы на чистку и покраску одежды, так как проезжающие автомобили обдавали грязью ни в чем не повинных пешеходов.
Так каково же «рациональное» решение проблемы? Можно сказать, что метод Скревейна был исключительно нерационален, потому что он перекладывал расходы на уборку снега на плечи несчастных пешеходов, и если счета за чистку и окраску были выше, чем расходы на найм дополнительных грузовиков, это показывало неправильное распределение средств. Но можно также сказать, что при найме грузовиков прямые городские расходы повысились бы, в силу чего пришлось бы повысить и налоги, тем самым порождая раздражение городских налогоплательщиков. Поэтому система «русской рулетки», когда издержки ложились на случайные группы пешеходов, имела, возможно, скорее «политическую», чем экономическую, рациональность.
[70] Можно утверждать, что данная проблема разрешима на ценовом уровне: так, если издержки, вызываемые перегруженностью дорог индивидуальным транспортом окажутся слишком высоки, станет выгодным создание альтернативных личному автомобилю средств транспорта. Однако система цен в данном случае полагается на метод проб и ошибок в оценке результата. Трудность состоит в том, что подробные оценки, осуществляемые, как правило, постфактум, скорее всего, будут напрасны – громадные средства могут быть неправильно распределены, а система транспортировки окажется несовременной. При таком подходе забитые автомагистрали в конце концов вынудят лишь соорудить новые автострады.
[71] Подробнее по этому вопросу см.: Gilliam H. The Fallacy of Single-Purpose Planning// Daedalus. Fall 1967.
[72] Burnham J. Beyond the Modern Sculpture. N.Y., 1968. На примере вопроса о том, зачем скульптору заниматься проблемой автомобильной системы, представлены доводы в пользу исчезновения в современном обществе «объектов» и замены их «системами».
[73] Идея технологических оценок в значительной мере проистекла из исследований Комитета по науке и астронавтике Палаты представителей под председательством конгрессмена Даддарио. Были образованы две комиссии, одна в Национальной академии наук, вторая – в Национальной инженерной академии, чтобы определить приемлемость идеи. Комиссия Национальной академии наук, под руководством Г.Брукса, пришла к выводу, что такая оценка возможна, и предложила несколько способов ее использования правительством. Инженерная комиссия предприняла три исследования: первое касалось шума, производимого дозвуковыми самолетами; второе – обучения с помощью компьютеров; третье – многофазной проверки здоровья. Оба доклада по вопросу технологических оценок были опубликованы комитетом Палаты представителей в июле1969 года.
[74] Приведены выдержки из статьи: The Social Responsibility of Business Is I to Increase Its Profits // The Sunday Times Magazine. 1970.13 September. Аргументация развита в книге М.Фридмана «Капитализм и свобода»
[75] Davenport J. Bank of America Is Not for Burning // Fortune. 1971. January
[76] В Соединенных Штатах насчитывается около 31 млн держателей акций, большинство которых владеет очень небольшими их пакетами. Обзор, произведенный Нью-Йоркской фондовой биржей в 1970 году, показал, что из 130,52 млн зарегистрированных акционеров (из общего числа 30,85 млн.) около 12,5 млн имели ценных бумаг менее чем на 5 тыс. долларов, а 6,4 млн – на сумму от 5 до 10 тыс. долларов. Таким образом, 18.9 млн инвесторов, или 62%, имели ценных бумаг на сумму менее 10 тыс. долларов. В то же время институциональные инвесторы владеют все возрастающей долей акций крупнейших американских корпораций. К концу 1970 года, по оценкам Нью-Йоркской фондовой биржи, 161,9 млрд долларов, или 25,4% всех активов, находившихся в листинге биржи компаний, принадлежали институциональным держателям. Если учесть незарегистрированные взаимные фонды, инвестиционные партнерства, небанковские трастовые фонды и зарубежные организации, общие институциональные вложения, по оценкам биржи, превысят 40% (я признателен за эти данные профессору Ф. Бламбергу из Школы права при Бостонском университете).
[77] Рост доли акций, находящихся в собственности политических структур, таких как муниципальные пенсионные фонды, колледжи, благотворительные фонды, церкви, и других групп, являющихся агентами прямого политического давления, может при определенных обстоятельствах способствовать изменению политики, корпораций. Так, в результате начатой Ральфом Надером кампании мэр Нью:Йорка г-н Линдсей поручил членам правления пенсионного фонда города Нью-Йорк, обладавшего 162 тыс. акций «Дженерал моторс», проголосовать в пользу предложений, выдвинутых корпорацией: так же поступили мэры Бостона, Сан-Франциско и пенсионные фонды штатов Висконсин и Айова.
В то же время корпорации расширяют представительство в своих советах директоров. По состоянию на 1970 год, чернокожие американцы были избраны в советы директоров таких ведущих корпораций, как «Чейз Манхэттан бэнк», «Коммонуэлс Эдисон», «Ферст нэшнл сити бэнк», «Джирард траст бэнк», «Интернэшнл бизнес мэшинс», «Пан-Америкэн эйруэйз», «Стандард ойл оф Огайо», «У.Т.Грант», «Коламбиа бродкастинг», «Эквитабл лайф иншуренс», «Дженерал моторс», «Грейт Атлантик энд Пасифик ти», «Мичиган консолидейтед гэс», «Пруденшиал лайф иншуренс», «Вестингауз бродкастинг».
[78] Этот очерк посвящен деятельности корпорации в американских условиях, но в Советском Союзе в отношениях бюрократизированного государственного предприятия и общества в целом имеют место многие подобные проблемы. В рамках советской плановой системы каждое предприятие ответственно за выполнение производственных и финансовых показателей, установленных из центра. Когда предприятие «перевыполняет» план, ему позволяют оставить часть прибылей для фондов социального развития, которые используются для строительства жилья для рабочих, расширения сети клубов и на другие подобные цели. Таким образом, поощряется «экономизация», поскольку предприятия не покрывают социальных издержек, возникающих в ходе их деятельности. Крупные советские бумажные комбинаты на берегу озера Байкал, например, опасно загрязняют озеро, однако упорно сопротивляются включению в свои расходные статьи дополнительных пунктов, связанных с таким загрязнением. Поскольку Советский Союз однозначно привержен идее экономического роста и экономизированной модели в том смысле, как я ее показал, можно утверждать, что советская система представляет собой государственный капитализм, при котором главной целью общества является максимизация производства на каждом предприятии. Но в любом комплексном обществе ни одно предприятие не может осуществлять свою деятельность, преследуя лишь одну цель, и протесты уже слышны: государство вынуждено столкнуться с проблемой распределения социальных издержек <...>.
[79] Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 266-328.
[80] Albrow M. Bureaucracy. London, 1970.
[81] Parkinson С. N. Parkinson Law. Boston, 1957.
[82] Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology (2 vols). Berkeley, 1978
[83] Blau P. M. The Dynamics of Bureaucracy. Chicago, 1963.
[84] Michels R. Political Parties. New York, 1967.
[85] Битем Д. Бюрократия. // Социология власти. 2004. №5. С. 155-186.