Тема № 1. Теория государства и права как наука

Наука – это сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.

Всю область научного знания принято дифференцировать на три сферы:

а) естественные науки (география, биология, химия и др.) объектом изучения которых выступают явления и процессы природы;

б) общественные (гуманитарные) науки (социология, политология, экономическая теория, история, юридическая наука и др.) объектом изучения которых выступают явления и процессы общества;

в) технические науки (кибернетика, механика и др.) объектом изучения которых выступают явления и процессы техники.

Таким образом, необходимо заключить, что любая наука имеет свой объект изучения, то есть сферу (участок) объективной действительности, которую она изучает в целях получения достоверных сведений о ней.

Юридическая наука – это гуманитарная наука, представляющая собой систему знаний о государстве и праве в целом и отдельных сторонах государственно-правовой действительности. Объект юридической науки общий с другими гуманитарными науками – это общество и взаимосвязи между различными его элементами, а предмет юридической науки, то есть более узкая область изучения данной науки в рамках объекта – это государство и право.

Гуманитарные науки в соотношении с юридической наукой – это соотношение общего с частным. Гуманитарные науки в целом – это фундаментальная научная область, а юридическая наука выступает специальной научной областью, имеющей конкретно определенный предмет своего изучения – государство и право.

Структура юридической науки – это ее внутреннее строение (организация), состоящая из следующих частей:

1. Теоретико-исторические науки (теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права России, история государства и права зарубежных стран и др.);

2. Отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, гражданский процесс, уголовный процесс, административный процесс и др.);

3. Специальные и комплексные юридические науки (коммерческое право, экологическое право, правоохранительные органы, прокурорский надзор и др.);

4. Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, правовая статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия и др.);

5. Наука международного права (международное публичное право и международное частное право).

Особенности взаимодействия компонентов структуры юридической науки заключается в том, что каждый из компонентов взаимодополняет и обогащает содержание другого компонента. Например. Теоретико-исторические науки оснащают компоненты структуры юридической науки фундаментальным знанием о государстве и праве, дают определения государственно-правовым институтам, закладывают методологические основы их понимания. Отраслевые юридические науки оснащают теоретико-исторические юридические науки конкретными примерами действия законодательства из различных отраслей права. Наука международного права оснащает различные юридические науки специальным знанием о взаимодействии международного и национального права, знанием о применении международно-правовых документов, о деятельности международных организаций и способах международно-правовой защиты прав человека.

Теория государства и права – это обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначения в обществе.

Функции теории государства и права – это основные направления воздействия ее научных знаний на систему общественных отношений.

Принято различать следующие функции теории государства и права:

1. Гносеологическая (познавательная), которая выражается в способности познавать, т.е. приобретать (получать и накапливать) достоверные знания о государстве и праве и их проявлениях;

2. Онтологическая (констатирующая), которая выражается в способности устанавливать отдельные стороны и процессы государственно-правовой действительности;

3. Прогностическая, которая выражается в способности предвидеть перспективы развития институтов государства и права и смоделировать их изменения в будущем;

4. Эвристическая, которая выражается в способности обнаруживать новые свойства и явления в развитии государственно-правовых институтов;

5. Практическая (прикладная), которая выражается в способности обслуживать интересы практики, т.е. реальной жизни, где требуется применение специальных юридических знаний;

6. Методологическая, которая выражается в способности создавать свой собственный понятийно-категориальный аппарат и предлагать методы получения достоверных знаний о государстве и праве, а так же разрабатывать исследовательские направления изучения своего предмета.

Следует учитывать, что предложенный перечень функций теории государства и права не является исчерпывающим, но позволяет достаточно четко оформить представление, какое влияние она оказывает на систему общественных отношений.

Если объектом изучения теории государства и права выступает государство и право, правовая система в целом, то предметом ее изучения являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права.

Предмет теории государства и права отличается следующими особенностями:

а) изучаются наиболее общие закономерности, т.е. имеющие наиболее важный и обобщенный характер для возникновения, развития, функционирования государства и права;

б) государство и право рассматриваются как взаимосвязанные и взаимообусловленные явления, зависящие друг от друга;

в) предмет теории государства и права динамичен и историчен, т.к. государство и право изучаются с позиции их развития и изменения во времени и пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов.

В содержание предмета теории государства и права входят такие основные вопросы, как: происхождение государства; сущность государства; типы государств; функции государства; формы государства (форма правления, форма устройства, государственно-правовой режим); государственный аппарат; государство и политическая система общества; происхождение права; право в системе социальных норм; нормы права; источники права; система права; правоотношения; толкование права; применение права; механизм правового регулирования; правонарушение и юридическая ответственность; законность и правопорядок; иные вопросы, касающиеся государства и права и основных понятий юриспруденции.

Являясь гуманитарной и юридической наукой, в силу особенностей предмета теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук, что характеризуется следующим ее положением:

а) вводная (пропедевтическая) юридическая наука, поскольку содержит первичные, начальные сведения о государстве и праве сформулированные в наиболее обобщенном виде;

б) фундаментальная юридическая наука, поскольку закладывает базовые, системообразующие понятия, на которых основывается все юридическое знание.

в) методологическая юридическая наука, поскольку создает юридические понятия и категории, вырабатывает методы научных исследований и формирует исследовательские направления изучения своего предмета.

Теория государства и права выступает в двух аспектах:

1. Как юридическая наука, осваивающая государственно-правовую действительность и получающая достоверные сведения о государственно-правовых институтах;

2. Как юридическая учебная дисциплина предназначенная передавать и помогать усваивать специальные знания о государстве и праве учащимися юридических вузов и факультетов, выступающая обязательным образовательным компонентом для получения высшего юридического образования.

Методология – это наиболее сложная в науке категория, понимаемая в двух значениях:

1. Как совокупность методов исследования используемых теорией государства и права для получения достоверных знаний о предмете изучения;

2. Как учение о методах при помощи, которых теория государства и права познает свой предмет изучения.

Методы теории государства и права – составляют тот необходимый инструментарий, которым располагает наука для получения достоверных сведений о своем предмете. Методами теории государства и права (как и любой другой науки) называется совокупность приемов, способов, средств, с помощью которых изучается предмет науки.

Теория государства и права использует следующие группы методов: общенаучные; частные и специальные.

Общенаучные методы – это те способы и приемы научных исследований, которые широко применяются различными гуманитарными науками, в том числе и фундаментальной юридической наукой – теорией государства и права. Наиболее распространенными общенаучными методами исследования являются: метафизика и диалектика (эти методыв научной литературе часто обозначают как всеобщие методы исследования, желая подчеркнуть их универсальный, всеобъемлющий характер); анализ; синтез; системный и функциональный подходы; метод сравнения; логического изучения; абстрагирования; исторический.

При метафизическом методе государство и право воспринимаются как институты, которые существовали, существуют, и будут существовать независимо от воли человека. При диалектическом методе государство и право рассматриваются в их развитии. Разновидностями диалектики являются идеализм (объективный и субъективный) и материалистическая диалектика.

При идеалистическом подходе государство и право воспринимаются как продукт воли Бога, Мирового Разума (объективный идеализм) или человека (субъективный идеализм). С точки зрения материалистической диалектики государство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе – это разделения труда, появления избыточного продукта, частной собственности и классов. В советскую эпоху метод материалистической диалектики был основным при исследовании государства и права. В современной правовой доктрине признается плюрализм методов научного исследования.

Анализ –разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям.

Синтез –изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого.

Системный подход –восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе.

Функциональный подход – определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния.

Сравнение – сопоставление государственно-правовых институтов, в целях выявления их сходств и отличий.

Абстрагирование – отвлечение от частных признаков государственно-правовых институтов и изучение их наиболее общих признаков.

Исторический – изучение институтов государства и права различных стран мира в различные исторические периоды.

Частные методы – это те способы и приемы научных исследований, которые создаются и применяются исключительно теорией государства и права. К частным методам относятся: сравнительно-правовой; метод выработки правовых решений; толкования норм права и др.

С равнительно-правовой метод позволяет сопоставить нормативно-правовые акты, правовые системы в целом, выяснить общие закономерности и особенности государственно-правовых институтов.

Метод выработки правовых решений предусматривает наличие определенной технологии (процедуры) используемой при конструировании институтов государства и права.

Толкование норм права – позволяет уяснить смысл понятий юриспруденции и осуществить их классификацию.

Специальные методы – это те способы и приемы научных исследований различных научных областей, которые применяются теорией государства и права для изучения своего предмета.

К специальным методам теории государства и права относятся: статистический; конкретно-социологический; кибернетический; математический; психологический и др.

Статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей на основе статистической информации.

Конкретно-социологический метод –выяснение мнения общества по вопросам государства и права: тестирование, анкетирование, интервьюирование, телефонные опросы и др.

Кибернетический метод –изучение государства и права с использова­нием современных технических достижений: математические модели, алгоритмы, компьютерные программы и т. д.

Математический метод – основан на использовании количественных показателей в приемах математического моделирования развития государственно-правовых институтов.

Психологический метод – основан на использовании специальных знаний психологии для понимания отдельных государственно-правовых аспектов.

Теория государства и права, закладывая фундаментальный уровень знаний и устанавливая логические связи с отраслевыми юридическими дисциплинами, способствует формированию творческого нормативного мышления, высокой правовой культуры будущих специалистов различных видов юридической практики и вносит существенный вклад в подготовку высококвалифицированных работников судебной системы.

Тема № 2. Происхождение государства и права

В условиях первобытного общества, когда существовала родоплеменная община (догосударственный или протогусударственный период), общественная власть была сосредоточена у определенной части населения, которую составляли старейшины, шаманы, вожди, военачальники. Эта власть структурно не была отделена от общества и основывалась на авторитете ее обладателей. Все члены племени были обязаны подчиняться распоряжениям привилегированной «касты» и строго следовать ее указаниям. За неповиновение член племени мог быть изгнан из него, что фактически обрекало его на смерть.

Социальное (общественное) регулирование в условиях первобытного общества осуществлялось при помощи социальных регуляторов – мононорм (норм первобытного общества). Эти нормы распространяли свое действие на всех членов племени и являлись обязательными (например: принимать участие в охоте, защищать племя и др.). Социальные регуляторы первобытного общества оформились в течение длительного времени из многократно повторяющихся действий членов племени, продиктованных необходимостью выживания в сложных условиях того исторического периода. Это такие нормы как обычаи, традиции, ритуалы, обряды, мифы, первобытная мораль, нормы религии. Реализация этих норм членами общины обеспечивалась со стороны самой родоплеменной общины.

Общие закономерности происхождения государства и права – это исторические условия происхождения государства и права, являющиеся универсальными типичными для всех народов. Эти исторические условия состоят из двух групп:

1) экономические – крупные общественные разделения труда: а) отделение скотоводства от земледелия; б) отделение ремесла от скотоводства и земледелия; в) появление упорядоченного обмена – торговли и группы людей, занятых только в сфере обмена (купцы);

2) социально-политические – стратификация общества: а) появление избыточного продукта, частной собственности и имущественного неравенства; б) выделение социальных слоев, интересы которых вступают в противоречия (классы); в) учреждение публичной власти, непосредственно не совпадающей с населением, организующей себя как вооруженная сила (профессиональный аппарат управления).

Государство и публичная власть родоплеменной общины: признаки отличия:

1) государство характеризуется наличием конкретно определенной территории (сухопутной, водной, воздушной) находящейся в пределах государственных границ. Территория государства сохраняет постоянные границы своего географического расположения. Родоплеменная община характеризовалась отсутствием постоянной территории проживания общины и отсутствием границ, поскольку в период первобытного общества люди вели вынужденно кочевой образ жизни. Территория общины была там, где находилась община на данный момент.

2) государство характеризуется наличием института гражданства (подданства), указывающего на политико-правовую связь населения проживающего на его территории с данным государством. В условиях родоплеменной общины института гражданства не существовало, а люди были объединены на основании кровнородственных связей. Каждую общину преимущественно составляли родственники по крови.

3) государство характеризуется наличием государственного аппарата, состоящего из органов государства и должностных лиц, выполняющих деятельность по управлению обществом на профессиональных началах и который является структурно обособленным от общества. В условиях родоплеменной общины публичная власть осуществлялась представителями самой общины (старейшины, шаманы, вожди, военачальники) и не была от нее отделена.

4) государство осуществляет взимание налогов, т.е. обязательных денежных платежей уплачиваемых в казну государства физическими и юридическими лицами. В родоплеменной общине налогообложения не существовало.

Право – это разновидность социальных норм, выступающих значительным регулятором общественных отношений в государственный период. В родоплеменной общине было много иных социальных регуляторов – это традиции, обычаи, нормы морали, нормы религии, а так же к регуляторам первобытного общества можно отнести ритуалы, обряды, мифы. Право характеризуется особенностями, которые отличают его от социальных регуляторов родоплеменной общины.

Эти особенности следующие:

1) право устанавливается государством, через правотворческую деятельность управомоченных субъектов или санкционируется (одобряется, признается). Социальные нормы родоплеменной общины оформляются самостоятельно в течение длительного времени, что основано на их многократном повторении;

2) право – это социальные нормы, имеющие текстуальное выражение. Например: текст закона, постановления, приказа, распоряжения и т.д. Иногда право может быть выражено символами (например: знаки дорожного движения, которые несут определенную правовую нагрузку). Социальные нормы родоплеменной общины, как правило, не имеют текстового оформления (обычаи, традиции, мораль) и «живут» в сознании людей. Исключения составляют религиозные нормы, которые заключены в священных писаниях;

3) право характеризуется формальной определенностью, т.е. имеет четкий структурированный характер и предусматривает меры возможного поведения (права), меры должного поведения (обязанности) и меры неблагоприятных воздействий (юридическую ответственность). Социальные нормы родоплеменной общины – это мононормы, имеющие неструктурированное смешанное строение;

4) право в своей реализации обеспечивается принудительной силой государственной власти, через применения мер государственного принуждения (юридической ответственности) к правонарушителям (например: штраф, лишение свободы, исправительные работы и т.д.). Социальные нормы родоплеменной общины обеспечиваются со стороны самой общины (например: изгнание из племени).

В современном обществе общественные отношения регламентируются различными социальными регуляторами: нормы права, политические нормы, корпоративные нормы (нормы общественных организаций), нормы религии, морали, эстетические нормы и др.

Теории происхождения государства и права – это научные концепции, воззрения, идеи объясняющие причины возникновения государства и права и во многом определяющие их сущность. В современной юридической науке существует плюрализм (множественность) теорий происхождения государства и права. Наиболее известные из них следующие:

1) теологическая (теократическая), т.е. божественная теория происхождения государства и права. Ее представители – монах доминиканец Фома Аквинский и священник Аврелий Августин, которые выступали за абсолютное господство католической церкви над светской властью, т.к. считали, что все на земле, в том числе государство и право имеют Божественное происхождение. По их мнению, государство и право – это практическое воплощение власти Бога на земле. Любая светская власть производна от власти церкви, а правители в государстве – это наместники (посланники) Бога, которые обязаны следовать его воле. Эта теория получила свое распространение при феодализме, в эпоху средних веков, когда власть католической церкви была наиболее могущественна. В современное время данная теория выражает официальную доктрину государства – Ватикан;

2) патриархальная. (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Теория утверждает, что государство – это разросшаяся семья. Оно возникло из патриархальных семей, селений, городов-полисов, где власть правителей в государстве подобна власти отцовской в семье. Поэтому эту власть необходимо уважать, почитать и подчиняться ей, а правитель государства должен заботиться о своих подданных (гражданах), как отец в семье заботится о собственных детях;

3) патримониальная (Галлер). Теория считает, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). Собственники земли – это люди наделенные властью. Их власть распространялась не только на земельные наделы (владения), но и на людей, на них проживающих, что и явилось зачатком складывающегося государства;

4) договорная теория (Эпикур, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г. Гроций, Д. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев). Теория рассматривает государство и право как результат общественного договора людей о правилах их совместного проживания. Такой договор потребовался, что бы защитить человека, гарантировать его право на жизнь, честь, достоинство, собственность. С этими задачами способно справиться только специальная организация политической власти структурно обособленная от общества и выполняющая управленческие функции на профессиональных началах. Такой организацией явилось государство. В том случае если государство нарушает условия договора (например: поощряет рабство, работорговлю, грубую эксплуатацию, узурпацию власти, массовое нарушение прав и свобод граждан), то у народа возникает право на восстание в целях защиты своих интересов (такой позиции придерживались Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев);

5) теория насилия (Е. Дюринг, Л. Г. Гумплович, К. Каутский). Теория полагает, что государство и право возникли в результате насилия, завоевания, порабощения слабых племен более развитыми сильными и организованными, которые принесли на завоеванную территорию свое управление, свою организацию экономической жизни, свою культуру. В подтверждение теории можно сослаться на обретение государства варварами (древними германцами), которые, захватив огромную территорию Рима, обрели государственность, поскольку существовавшая ранее родовая организация власти оказалась не приспособленной к управлению большой территорией и усложнившимися общественными отношениями;

6) расовая теория (Ж. Гобино, Ф. Ницше). Ее придерживались сторонники нацистской Германии, избравшие данную теорию в качестве официальной идеологии. Теория является антигуманной и основана на насилии и особой жестокости вплоть до физического истребления целых наций и народностей, как низших и не имеющих право на жизнь (например: евреев). Только в сохранении высшей расы – арийской и создании для нее благоприятных условия жизни, виделась возможность сторонникам данной теории, создания сильного, жизнеспособного государства;

7) психологическая теория (Л. И. Петражицкий, Г. Тард). Теория объясняет возникновение государства и права свойствами человеческой психики, выражающимися в потребности людей в общении, в поиске авторитета, в стремлении подчиняться и подчинять себе других. Таким образом «корни» возникновения государства и права находятся в самой природе человеческой психики. Государство и право – это социальные институты, которые закономерно возникли на внутреннюю потребность людей в них;

8) органическая теория (Г. Спенсер). Рассматривает государство и право как произведение сил природы. Отождествляет процесс возникновения и функционирования государства с биологическим организмом. Таким образом, теория не отрицает наличие социального процесса, но рассматривает его в качестве составляющей природного процесса, который подчинен естественным законам развития природы, поэтому процесс возникновения, развития, функционирования, отмирания государства также подчинен естественным природным законам;

9) гидравлическая (ирригационная, водная) теория (К. Виттфогель). Теория полагает, что государство возникло из необходимости организовывать большие группы людей для строительства ирригационных сооружений (дамб, плотин, каналов), что явилось зачатком будущей государственности;

10) инцестная (половая) теория (К. Леви-Стросс). В основе этой теории находится идея о том, что в развитии первобытного общества, в вопросе воспроизводства человеческого рода, имело принципиальный характер введение запрета инцеста, т.е. кровосмешение, что явилось исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению государства;

11) спортивная теория (Ортега-И-Гасет). Возникновение государства и права связывает с организацией и проведением первых в мире олимпийских игр, развитием физических упражнений и спорта в целом, что потребовало определенной социальной организации и выступило катализатором нарождающейся государственности;

12) экономическая (классовая, материалистическая, марксистско-ленинская) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Теория исходит из приоритета материальных (экономических) условий жизни и развития общества. В данной теории указывается, что в результате общественного разделения труда возросла производительность труда, человек стал производить больше, чем требовалось для удовлетворения его потребностей. В силу чего, появился избыточный продукт, который накапливался у определенной группы людей, что привело к имущественному расслоению общества. Сформировались большие группы людей с противоположными интересами – это классы имущих и неимущих. В этих условиях формируется государство, как аппарат принуждения, обеспечивающий безопасность правящего меньшинства и позволяющий удерживать в повиновении и осуществлять эксплуатацию над подвластным большинством.

Приведенный перечень теорий происхождения государства и права не является исчерпывающим. Пытливый ум ученых продолжает свои поиски в этом направлении и оформляет новые теории не лишенные научной рациональности (диффузионная теория – Гребнер, потестарная (кризисная) теория – Л. А. Морозова, естественноисторическая теория – Г. А. Борисов, теория специализации – Т. В. Кашанина и др.).

Следует заметить, что ни одна из теорий не может претендовать на роль всеобъемлющей и единственно верной. Каждая из названных теорий имеет свои достоинства и недостатки, но все вместе они позволяют оформить целостное представление о тех объективных и субъективных причинах, которые могли находиться в основе формирования государства и права и были способны детерминировать их происхождение.

Необходимо обратить внимание, что представленные нами теории – это общие (совместные) теории происхождения государства и права, основанные на диалектическом единстве государства и права, как социальных явлений находящихся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии и немыслимых друг без друга.

Вместе с этим следует заметить, что в науке принято различать и отдельно теории происхождения права (теологическая, договорная или естественно-правовая, историческая школа права, нормативистская и др.), которые, впрочем, сложно себе представить при полном отрицании роли государства.

Тема № 3.Понятие государства. Типы и формы государства

Сущность государства – это наиболее сложное понятие в юридической науке, которое раскрывается через выполняемые функции государства, его роль и социальное назначение. Сущность государства всегда указывает, чьим интересам служит данная политическая организация власти.

Принято различать классовое и общечеловеческое (общесоциальное) в сущности государства.

Классовый подход к пониманию сущности государства определяет государство как организацию политической власти общества экономически господствующего класса. В этом случае государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Такое государство осуществляет политику на основе эксплуатации, подавления, насилия, диктатуры, может прибегать к массовым репрессиям. Человек рассматривается как средство достижения интересов господствующей элиты. Классовое государство закрепляет на законодательном уровне имущественное (экономическое) и юридическое (в правах и обязанностях) неравенство. Такое государство неизбежно создает острую социальную напряженность, поскольку служит узкоклассовым интересам и при этом грубо игнорирует интересы бесправного большинства.

Общечеловеческий (общесоциальный) подход к пониманию сущности государства определяет государство как организацию политической власти общества, создающую условия для компромисса интересов различных классов, слоев и социальных групп. В этом случае государство выражает консолидированные интересы различных социальных групп и слоев населения в целях снятия социальной напряженности и достижения равновесия в обществе. Такое государство закрепляет юридическое равенство для всех граждан, создает равные «стартовые» возможности для развития человека и реализации его творческого потенциала. Человек рассматривается государством как цель всей его деятельности и как высшее благо. Государство развивает автономность личности и делает ее свободной. Такое государство выполняет служебную роль по отношению к обществу, используя наиболее демократические, гуманные методы руководства и управления.

Названные подходы к пониманию сущности государства выступают односторонними, поэтому в целях всестороннего рассмотрения государства одновременно должны учитываться классовое и общечеловеческое. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Государство – это суверенная политико-территориальная организация власти (социальный институт), обусловленная факторами общественной жизни, выполняющая задачи управления обществом через слой профессионально подготовленных людей (аппарат государства), тяготеющая к обеспечению задач классовой диктатуры, либо к выражению консолидированной воли людей, к обеспечению согласия и равновесия между различными социальными слоями и группами населения.

Признаки государства:

1. Территория – это пространство (сухопутное, водное, воздушное) находящееся в пределах государственных границ на которое распространяется власть (юрисдикция) конкретного государства;

2. Население, проживающее на территории государства объединенное институтом гражданства (подданства);

3. Аппарат управления, состоящий из органов законодательной, исполнительной и судебной властей и должностных лиц;

4. Материальные атрибуты – это тюрьмы и иные учреждения принудительного характера;

5. Суверенитет, указывающий на верховенство государственной власти внутри страны (внутренний суверенитет) и ее независимость во внешнеполитической сфере (внешний суверенитет);

6. Символы – это герб, гимн, флаг;

7. Налоги – это обязательные денежные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц необходимые для содержания государственного аппарата и выполнения его функций;

8. Право – это система общеобязательных правил поведения установленных или санкционированных государством, выраженных в правовых актах, предназначенных регламентировать наиболее важные стороны общественной жизни.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти. Социальная власть – это отношения гос­подства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц. Политическая власть – специфическая форма общественных отношений, в которых участ­вуют все субъекты политической системы.

Признаки государственной власти:

1. Публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

2. Универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

3. Верховенство – подчинение других видов со­циальной власти, кроме власти своего народа;

4. Легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

5. Законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

6. Легальность – юридическое оформление и устроение (конституирование) на основе норм права;

7. Легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т.д.).

Легальность и легитимность государственной власти – это ее основные характеристики.Легитимность и легальностьвласти – не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность – это доверие и оправдание власти со стороны народа, что является ее общественной (нравственной) оценкой.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

1. Рациональный, когда власть узаконена установленными демокра­тическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2. Идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

3. Традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций, привычки повиноваться;

4. Харизматический (персональный), когда власть основывается на вере народа в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные типы легитимности власти являются идеализированными и не существуют в чистом виде. В конкретно-исторических условиях развития каждого государства эти типы смешиваются при доминировании одного из них.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.

Типология государства – это учение о подразделении государств на типы по определенному заданному критерию. В современной юридической литературе оформились два основных подхода к типологии государства. Это формационный и цивилизационный подход.

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). В его основе содержится учение об общественно-экономических формациях, которые и определяют типы государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Первые три типа – это эксплуататорские (формационные) государства. Их сущность состоит в господстве, подавлении, эксплуатации одного класса другим. Социалистическое государство – это антиэксплуататорское (неформационное) государство, являющееся исторически последним типом государства, который постепенно отомрет, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Цивилизационный подход (Тойнби, Ростоу). В его основе находятся такие факторы цивилизации как культура, религия, национальная самобытность. Таким образом, акцент делается не на материальные, а на культурные факторы развития общества.

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние – локальные (древнеегипетская, шумерская, агейская и др.); особенные (индийская, китайская, православная и др.); современные цивилизации.

По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации:

1. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет). Они существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различий между светской и религиозной властью не проводилось;

2. Государства вторичных цивилизаций, в том числе Европейские государства. Они выступали в обществе как элемент подчиненный культурно-религиозной системе, но вместе с тем существовало отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.

Наряду с приведенными основаниями типологии государства юридическая наука различает и другие. Например.

Собственно юридический подход (Г. В. Назаренко). В основе данной типологии находятся особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан. В соответствии с этим подходом принято выделять:

1. Сословное государство, которое законодательно закрепляет и защищает неравное положение различных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия;

2. Современное представительное государство, которое формально закрепляет равноправие граждан, но фактически не способно гарантировать и обеспечить равенства для всех членов общества;

3. Цивилизованное государство. Представляет собой развитое, современное, культурное государство, которое не только закрепляет равноправие, но и обеспечивает его. Осуществляет с помощью системы социальных гарантий поддержку социально незащищенных слоев населения (безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и т.д.).

По степени развитости государств (В. А. Четвернин) принято выделять:

1. Развитые государства – это государства с развитыми политико-правовыми характеристиками (правовые, демократические, социальные государства и т.д.);

2. Неразвитые государства – это государства с неразвитыми политико-правовыми характеристиками (этатистские, полицейские и т.д.).

Форма государства – это совокупность его признаков, показывающая порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Форма государства – сложная категория, предполагающая аналитическое определение ее составляющих. Обычно выделяют три автономных элемента: форму правления, форму государственно-территориального устройства и государственный (политический) режим.

Форма правления – это организация государственной власти, их структура, порядок их формирования, распределение компетенции, а также взаимодействие между собой.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, которую в государстве, в различных соотношениях, представляет глава государства, законодательная власть, а также правительство – центральное звено исполнительных, управленческих органов (при наличии третьей власти – судебной, органов правосудия, а также муниципального самоуправления). При характеристике формы государства должен быть получен ответ на вопрос, кто и как «правит» в государстве, т.е. осуществляет высшую власть.

Различают две основные формы правления – монархическую и республиканскую (гр. monarhia – единовластие).

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (князя, императора, герцога, короля, царя, шаха) и в большинстве случаев являющиеся пожизненной и передаваемой по наследству. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютную (неограниченную) и конституционную (ограниченную) монархии.

Абсолютная (неограниченная) монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. (Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и др.). Монарх в своей высшей власти не ограничен законом, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление. Основным признаком монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Данная разновидность монархии характерна для авторитарного политического режима.

Конституционная (ограниченная) монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе ее изменить. Конституционную монархию подразделяют на дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая (двойственная) монархия (сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века, Иордания до реформ 90-х г.г. XX в., Марокко) – это такая форма правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Дуалистическая монархия возникает как выражение компромисса между монархом и народом.

В дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти (он формирует правительство, т.е. назначает и смещает министров по своему усмотрению и несут пред ним ответственность). При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избрания народом представителей, который выражает интересы буржуазии и других слоев населения.

Парламентарная монархия (Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Великобритания) характеризуется тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. Даже если монарх назначает министров, то они несут ответственность перед парламентом и зависят от его вотума доверия. В Великобритании нет никакой Конституции как единого правового акта, но действуют иные законы, ограничивающие власть королевы, почему и говорят, что «королева Англии царствует, но не правит». При такой форме правления монарх является главой государства, символом единства нации, народа, государства, обеспечивая стабильность общества, выполняет представительские функции.

Республика (лат. respublica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом. В республиках государственная власть не обожествляется, в них господствует идея формального равенства всех граждан и их объединения в государстве, обеспечивающем компромиссы между различными интересами и порядок. Республика представлена следующими разновидностями:

Президентская республика (США, Филиппины, Мексика и т.д.) – это такая форма правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо непосредственным образом участвует в формировании состава правительства и назначает его главу.

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Финляндия, Турция и т.д.) – это такая форма правления, при которой парламент (как высшая представительная и законодательная власть) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль за ее деятельностью.

Полупрезидентская (смешанная) республика (Россия, Франция и т.д.) характеризуется смешением черт президентской и парламентской республик.

Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.

Форма государственного устройства – это национально-территориальное или административно территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями. По форме административно-территориального устройства все государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарные государства (Великобритания, Япония, Испания и др.) это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер.

Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления и главы местных администраций выбираются жителями соответствующей территории (Великобритания, Япония, Испания, Италия и др.). В централизованных государствах местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники.

Федеративное государство (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бразилия и др.) – сложное государство, представляющее собой неразрывный союз обособленных политико-территориальных образований (субъектов), наделенных определенным объемом государственной власти.

По способу образования субъектов различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации. В зависимости от правового положения субъектов все федерации подразделяются на: симметричные и асимметричные.

Конфедерация- –это союз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихся для достижения определенных целей политического, экономического или оборонного характера. Конфедерации, как правило, носят временный характер. Конфедеративный характер носили, например, союз северо-американских штатов (1781-1787гг.), преобразованный затем в федерацию, Швейцарский союз (1815-1848) и др.

Российская Федерация – это конституционно-организованная федерация, сформированная по территориальному и национально территориальному принципам. Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республики имеют свои конституции и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – свой устав законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Форма государственного (политического) режима – совокупность методов, способов, средств осуществления политической власти.

Основные виды государственного (политического) режима: демократический и антидемократический.

Демократический режим представляет собой режим осуществления государственной власти, система методов, способов и средств которого реально обеспечивает основные права и свободы человека.

Антидемократический режим представляет собой режим осуществления государственной власти, система методов, способов и средств которого реально не обеспечивает основные права и свободы человека. Разновидностями антидемократических режимов являются: тоталитарный (государственная власть характеризуется полным контролем над обществом и личностью) и авторитарный (государственная власть полностью сосредотачивается у одного лица либо группы лиц при отсутствии контроля со стороны населения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: