Теория естественного права. 8 страница

Второе направление, заключается в совместной деятельности, направленной на решение стоящих перед государством и обществом проблем. В этих целях создаются и функционируют постоянные специальные подразделения (отделы, департаменты и т.д.), а также временные образования (комиссии, комитеты и пр.).

Третье направление, выражено в участии различных субъектов политической системы в правотворческой деятельности. Представители этих субъектов (политических партий, общественных объединений и пр.) привлекаются органами законодательной и исполнительной власти для подготовки проектов нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующем законодательстве, социальных интересах населения, проведения экспертиз подготовленных проектов и т.п.

Представляется, что взаимодействие государства с иными субъектами политической системы по указанным направлениям, во многом определяют особенности политического режима, т.к. именно в рамках этих направлений взаимодействия наиболее отчетливо проявляется степень участия населения в политической жизни.


Проблемы взаимодействия государства
и личности в рамках политической системы общества

В зависимости от типов политических систем различают несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности. К числу таких моделей следует отнести: тоталитарную, либеральную и прагматическую (рационально-правовую) модели.

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства – это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И.В. Сталина, Северная Корея).

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государства выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель).

Прагматическая (рационально-правовая) модель, подразумевает отказ от монистического подхода к проблеме приоритета социальных интересов (личности или государства).

В рамках данной модели центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системы взаимных прав и обязательств государства и личности. При этом с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой, государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других (современные государства «Западной демократии»).

Принцип взаимного уважения интересов личности и государства определяется закономерностями взаимодействия личности и социума.

Соотношение личностного и общественного в достаточной степени точно отразил выдающийся русский мыслитель В.С. Соловьев: «Отнимите у действительной человеческой личности все то, что так или иначе обусловлено ее связями с общественными или собирательными целыми, и вы получите животную особь с одной лишь чистою возможностью, или пустой формой человека, то есть нечто в действительности вовсе не существующее…» И далее философ продолжает «Общественность не есть приходящее условие личной жизни, а заключается в самом определении личности, которая по существу своему есть сила разумно-познающая и нравственно-действующая, а то и другое возможно только в образе бытия общественном».

Таким образом, индивидуальное и социальное – это противоположности, но они существуют в единстве и взаимно определяют и обусловливают друг друга. Уровень развития одной из них находится в прямой зависимости от уровня развития другой, следовательно, отрицание или умаление одной означает отрицание или умаление другой. Всякое жизнеспособное общество представляет собой известное равновесие индивидуального и коллектив­ного, которое находит (или не находит) свое отражение в праве и государстве, системе организации власти, морали и пр. Нарушение такого равновесия, отсутствие механизмов гармонизации индивидуального и коллективного ведут к деструктивным процессам.

Как справедливо отмечает в этой связи Б.С. Эбзеев: «Юриспруденция окажется в выигрыше, если она откажется от весьма удобного, но искусственного монизма, неизбежно ведущего к односторонности, и примирится с более соответствующим многообразию социальной действительности плюрализмом. Речь идет об утверждении в юридической науке синтетической точки зрения на понимание природы общества и места в нем индивида».

Вопросы для самоконтроля:

Сформулируйте понятие политической системы общества.

Какова структура политической системы общества? Перечислите её основные элементы.

Классифицируйте политические системы общества по различным основаниям.

Какое место занимает государство в политической системе общества?

Дополнительная литература

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. – М., 1996.

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М., 1996.

Андреев С.С. Политическая структура и политический строй общества. // Советское государство и право. 1991. - № 10.

Белов Г.А. Политическая система. // Кентавр. 1995. - № 5.

Белов Г.А. Функции политической системы. // Кентавр. 1995. - № 3.

Зелетдинова Э. Элита – власть – демократия. // Власть. 2000. - № 3. - С. 49 - 54.

Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. – М., 1994. – Гл. 1.

Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.

Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. // СОЦИС. 1997. - № 7.

Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм. // Вопросы философии. 2001. - № 4.

Матузов Н.И. Личность, политика, право //Теория политики: Общие вопросы. – Саратов, 1992.

Матусевич А.В. Политическая система: состояние и развитие. – Минск, 1992.

Основы теории политической системы. – М., 1985.

Политические институты. – М., 1996.

Политические проблемы теории государства. – М., 1993.

Политические элиты России. // Власть. 1999. - № 11. - С. 81.

Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. – СПб., 1995.

Смирнов В. Политическая система России на пороге XXI века. // Власть. 2000. - № 2. - С. 16 - 21.

Титов В.Н. Политическая элита и проблемы политики. // СОЦИС. 1998. - № 7.

Формирование политической системы России. / Под ред. А. Кортунова. - М., 1996.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности. // Государство и право. 1992. - № 5.

Шабров О.Ф. Политическая система: оценка, прогнозирование, управление. – М., 1992.

Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. – М.,1993.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом. // Государство и право. 1994. - № 5.

Терминологический словарь

Общество – способ бытия человечества, исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельно­сти и общения.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность.

Политика – сфера отношений между социальными группами, нациями, государствами по поводу власти, участия в делах государства.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политический институт – структурная форма осу­ществления политики. Различают институты организа­ционные (государство, партии), процедурные (выборы, всенародные обсуждения), статутные (административно-территориальное устройство).

1. Подберите понятие к данному определению: «Упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.) и принципов их взаимодействия, а также ценностных приоритетов, определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни об­щества».

1. Правовая система.

2. Политическая система.

3. Государственный аппарат.

2. Институциональный элемент политической системы общества – это

1. Система государственных органов, принимающих участие в политической жизни страны.

2. Система нормативно-правовых актов, регулирующих социальные отношения в сфере политики.

3. Совокупность государственных органов, а также негосударственных общественных организаций и объединений, участвующих в политической жизни страны.

3. Какие элементы включает в себя политическая система общества?

1. Институциональный (государство, политические партии, общественные организации и т.д.) и функциональный (методы политической деятельности).

2. Регулятивный (право, политические нормы и традиции, не­которые нормы морали и т.д.).

3. Все перечисленные плюс политическое сознание и полити­ческая культура.

4. В качестве субъектов политической системы общества выступают:

1. Отдельные граждане и их объединения.

2. Государство, общественные объединения и отдельные граждане, принимающие непосредственное участие в политических отношениях.

3. Органы государства, государственные организации, учреждения и пред­приятия.

5. Чем обусловлена особая, ведущая роль государства в политической системе общества?

1. Это политическая ор­ганизация, власть которой распространяется на все население страны в пре­делах ее государственных границ.

2. Оно выполняет общесоциальные функции и обладает специальным аппаратом для их осуществления.

3. Все перечисленное плюс устанавливает общеобязательные правила поведения – юридические нормы.

6. Назовите системообразующие факторы, под влиянием кото­рых формируется политическая система общества.

1. Форма правления, форма политико-территориального уст­ройства и политический режим.

2. Власть и общественные отношения, возникающие по ее по­воду.

3. Органы государства, юридические нормы.

7. Назовите термин, означающий разветвленную систему групп давления на различные органы власти в целях обеспечения интересов финансово-промышленных групп, военно-промышленного комплекса и прочих влиятельных сил (например, путем «проталкивания» выгодных законопроектов).

1. Коррупционизм.

2. «Телефонное право».

3. Лоббизм.

8. Подберите понятие к следующему определению: «Доброволь­ное объединение людей, которое выражает волю данной социаль­ной группы и стремится «завоевать» или удержать государст­венную власть, осуществлять влияние на политику в соответ­ствии со своей программой».

1. Политическая партия.

2. Профсоюзное объединение.

3. Государственный орган.

9. Какому понятию соответствует данное определение: «Добро­вольное объединение людей, выражающее и защищающее профес­сиональные интересы определенной категории работников»?

1. Коммерческая организация.

2. Профсоюз.

3. Потребительский кооператив.

10. Что является основным звеном, центральным элементом политической сис­темы общества?

1. Система политических партий.

2. Государство.

3. Профсоюзы.

Тема 9. Правовое государство

Учебные вопросы:

Понятие и признаки гражданского общества.

Институты гражданского общества.

Возникновение и развитие учения о правовом государстве.

Основные принципы правового государства.

Понятие гражданского общества

Категория «гражданское общество» исторически отра­жает особый срез развития человечества, характеризуе­мый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справед­ливость. Всегда формирование гражданского общества, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенство­вания государства, возвышения роли права и закона.

Так, в древнем мире этому объективно служила теория эйдоса (идея государства) Платона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т. е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая пра­вовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...». На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством. Это продолжалось до­статочно длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических от­ношений (примитивные формы разделения труда, на­чальный этап развития товарно-денежных отношений, огосударствление общественной жизни, кастовый харак­тер социальной структуры).

Последовательное развитие общественных отноше­ний предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI-XVII вв. в ра­ботах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответ­ствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрес­сивных, по их мнению, форм государственного устрой­ства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой граж­данского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монар­хии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта.

Главными он считал такие идеи:

а) человек все должен создавать собственны­ми силами и должен отвечать за созданное;

б) столкно­вение человеческих интересов и необходимость их за­щиты являются побудительными причинами самосовер­шенствования людей;

в) гражданская свобода, законода­тельно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвыше­ния человеческого достоинства.

Эти идеи можно безусловно положить в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концеп­цию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, дела­ет вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества.

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским общест­вом и государством.

К гражданскому обществу он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;

б) естественное и общее право;

в) человека.

Государство, в отличие от гражданского об­щества, состоит, по его мнению:

а) из системы государ­ственных институтов;

б) позитивного права, издаваемого государством;

в) гражданина.

Важную роль в формировании представлений о граж­данском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отво­дил противостоящим друг другу индивидам. «В граждан­ском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».

Материалистическую характеристику анализируемому явлению и категории, его отражающей, дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они писали: «Гражданское общество обни­мает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и наций, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде государства».

Анализ исторических данных и приведенных сужде­ний показывает, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив. Он охватывает десят­ки столетий, начинаясь с возникновения элементов гражданского общества в античном мире (Афины, Рим), охватывает такие «очаги» средневековья, как вольные города Любек, Новгород, и идет до развитых обществен­ных систем Европы и Америки в Новое время.

Станов­ление гражданского общества зависит от степени разви­тости экономических и правовых отношений, реальнос­ти личной и экономической свободы индивидов, дейст­венности механизма общественного контроля за госу­дарственно-властными структурами. Качества граждан­ского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень развития. Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточ­ном состоянии, в условиях тоталитарного государства они могут быть временно подавлены, находятся в состо­янии сжатой пружины, при ярко выраженном классовом характере общественного строя они дозируются и лишь при достижении социального равновесия и в условиях демократической правовой государственности получают развитие и становятся преобладающими.

Современное понимание гражданского общества пред­полагает наличие у него комплекса существенных при­знаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» соци­ального организма и необходимые направления его самосовершенствования.

Рассмотрим эти признаки по­дробнее.

Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственникам. Он ре­ально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он сво­боден в выборе форм собственности, определении про­фессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребнос­тей и интересов. Политический аспект свободы индиви­да как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах орга­нов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может огра­ничивать своеволие государственных или иных струк­тур в отношении себя.

Гражданское общество суть открытое социальное об­разование. В нем обеспечиваются свобода слова, вклю­чая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, обра­зовательными технологиями с другими странами, куль­турное и научное сотрудничество с зарубежными государ­ственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объедине­ний в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогич­ными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурирован­ная плюралистическая система. Разумеется, любой со­циальный организм обладает определенным набором си­стемных качеств, но для гражданского общества харак­терны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институ­тов (профсоюзы, партии, объединения предпринимате­лей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование обществен­ной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономи­ческой – это многообразие форм собственности (част­ной, акционерной, кооперативной, общественной и госу­дарственной); в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим моти­вам, терпимое отношение к различным религиям, про­тивоположным взглядам.

Гражданское общество – это саморазвивающаяся и само­управляемая система. Индивиды, объединяясь в различ­ные организации, устанавливая между собой разнооб­разные отношения, реализуя свои порой противополож­ные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Граждан­ское общество имеет свои внутренние источники само­развития, независимые от государства. Более того, бла­годаря этому оно способно ограничивать властную дея­тельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо обще­ства. В сочетании с такими нравственными категория­ми, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступатель­ного развития гражданского общества.

Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают призна­ние, обеспечение и защита естественных и приобретен­ных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о сво­боде и благополучии личности соответствуют идеи при­оритета права, единства права и закона, правового раз­граничения деятельности различных ветвей государст­венной власти. Гражданское общество на пути к право­вому развивается вместе с государством. Правовое госу­дарство можно считать результатом развития граждан­ского общества и условием его дальнейшего совершен­ствования.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым ци­вилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступатель­ного развития общества. Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориен­тированное на конкретного человека, создающее атмо­сферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее сво­боду творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Реальность XX в. – российское гражданское обще­ство. Однако многие его черты и качества еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-по­литических структур, замедленным выходом к цивили­зованным рыночным отношениям, отсутствием широко­го социального слоя собственников, низкой эффектив­ностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклиз­мы, формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобыт­ных черт. С принятием 12 декабря 1993г. новой Кон­ституции Российской Федерации процесс формирова­ния гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были за­креплены основополагающие идеи гражданского обще­ства. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью госу­дарства. Провозглашено разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.

Дальнейшее развитие гражданского общества в Рос­сии зависит от разумного и последовательного разгосу­дарствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования много­партийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных соци­альных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование осново­полагающих отношений гражданского общества, значе­ние которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общест­ва и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязан­ности государства перед гражданским обществом; обес­печить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

Структура гражданского общества

Структура – это внутреннее строение общества, от­ражающее многообразие и взаимодействие его состав­ляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим интел­лектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязаннос­тях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизне­деятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и ин­формационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объек­тивно сформировавшихся общностей людей и взаимоот­ношений между ними. Это первичный, основополагаю­щий пласт гражданского общества, оказывающий опре­деляющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего, здесь следует обозначить блок отноше­ний, связанных с продолжением рода человеческого, вос­производством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обуслов­ленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (груп­пами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокуп­ность экономических институтов и отношений, в кото­рые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и по­требления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отноше­ния собственности, пронизывающие всю ткань экономи­ческих отношений и весь цикл общественного производ­ства и потребления. В Российской Федерации призна­ются и защищаются равным образом частная, государст­венная, муниципальная и иные формы собственности.

Отношения производства материальных и нематери­альных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общест­ва, поэтому неотъемлемой частью экономических отно­шений являются трудовые отношения. Более опосредо­ванный и абстрактный характер носят производствен­ные отношения, которые в силу своей специфики ста­новятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической сис­темы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, ин­дивидуальные частные предприятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления обще­ственного совокупного продукта являются важной состав­ной частью экономической системы, хотя они в опреде­ленной степени функционируют и в рамках другой системы – социальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: