Теория естественного права. 7 страница

Различая понятия «государственный режим» и «политический режим» В.Н. Хропанюк писал: «государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)». Большая же часть ученых не разграничивают указанных понятий.

Чаще всего в юридической науке выделяются два основных типа режимов: демократический и антидемократический.

Демократический политический режим характеризуется следующими основными признаками:

Основным источником власти в демократическом государстве являются граждане. Ст. 3 Конституции России закрепляет положение, в соответствие с которым «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

В демократическом государстве признается идеологическое многообразие. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст.13 Конституции РФ).

Демократический политический режим в качестве предпосылки и признака предполагает формирование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политическую организацию относительно независимую от государства. Независимость гражданского общества особенно ярко проявляется в сфере экономических отношений, в рамках которых устанавливается паритет (равенство) частной и государственной собственности и допускается свободная конкуренция частного предпринимательства и государственного сектора экономики.

В условиях демократического политического режима интересы человека должны подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного призна­ния и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В соответствие с Конституцией РФ (ст.55 ч.3) «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Государственное признание неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод человека, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах. В соответствие с Конституцией РФ к абсолютным правам относятся – право на гражданство (ст.6), право на достоинство личности (ст.20), право на правосудие (ст.47) и др.

Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.), при помощи которых граждане воздействуют на государственную власть. В частности ст. 31 Конституции РФ определяет, что «Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Говоря о положительных и отрицательных аспектах того или иного режима, следует иметь в виду, что демократический режим не всегда является предпочтительным (особенно если речь идет о конкретно-исторических условиях развития того или иного государства). Еще древний философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.

В процессе характеристики современных антидемократических режимов обычно выделяют тоталитарные и авторитарные политические режимы.

Тоталитарный политический режим характеризуется следующими отличительными чертами:

В условиях тоталитарного режима государство полностью подчиняет себе общество (осуществляется тотальный контроль государства над обществом). Права и свободы индивидов являются вторичными по отношению к государственным интересам.

В основе тоталитарного режима лежит единая государственная идеология, насильственно навязываемая всему обществу. В тоталитарном государстве невозможны идейный и политический плюрализм и, следовательно, не допускаются любые формы официальной оппозиции установившемуся режиму.

Управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы, предполагается практиче­ски полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития.

Государственная деятельность имеет ярко выраженный принудительный характер. Правомерным поведение субъекта считается лишь тогда, когда последний приносит обществу пользу (отсюда знаменитый тезис «кто не работает – тот не ест»).

Тоталитаризм, как правило, характеризуется всеохватывающей милитаризацией общественной жизни. Социальная организация строится по принципу военизированной системы.

В качестве методов государственного управления широко используются административное и судебное давление, а в ряде случаев и открытые государственные репрессии.

Возможно выделение разновидностей тоталитарных режимов:

левый тоталитаризм (социализм),

правый тоталитаризм (фашизм),

религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Авторитарный политический режим – третий вид политического режима.

Он рассматривается в качестве своеобразной промежуточной (переходной) формы между демократическим и тоталитарным режимом. При этом авторитаризм может трансформироваться как в демократию (Чили), так и в тоталитаризм (отказ от политики НЭПа в СССР и переход к тоталитарной по сути политике индустриализации и коллективизации). И в том, и в другом вариантах инициатива изменения сложившегося режима принадлежит самой государственной власти. Поэтому иногда авторитарный режим называют «революцией сверху».

В качестве основных признаков авторитарного политического режима выделяются:

сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (диктатуры, хунты и т.п.);

бессрочность исполнения властных полномочий;

юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения;

внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем социально-правового воздействия: корпоративной и публичной (нормативно-правовой). При помощи первой, регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных;

допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.);

определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении институтов гражданского общества;

жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере, недопущение политической оппозиции;

возможность использования противоправных по сути методов воздействия (административный и судебный произвол, политический террор).

Вопросы для самоконтроля:

Что понимается под формой государства?

Что такое форма правления?

Перечислите основные признаки монархии и республики.

В чем отличие президентской республики от парламентской?

Охарактеризуйте форму правления современной России.

Что такое форма государственного устройства?

Перечислите основные признаки унитарного и федеративного государства.

Что такое политический режим?

Перечислите основные признаки антидемократического и демократического режимов.

Охарактеризуйте политический режим, установленный в современной России.

Дополнительная литература

Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге ХХI века: Состояние и перспективы федеративного устройства. – М., 1996.

Азми Д. М., Э. Фромм. О позитивных и негативных аспектах современной демократии // Государство и право. – 2002. – № 5. – С. 103 – 107.

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996.

Бутанов А.В. Российская система разделения властей: традиции и новации // Правоведение. – 1997. – № 1.

Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Федерализм и публичная сфера в России // Полис. – 2001. – № 4. – С. 132 - 161.

Ермаков А.П. Теория формы государства в советской юридической науке. – М., 1985.

Ермаков В.Г. Федерация как форма государственного устройства России. – М.: Былина, 1999.

Золотарева М.В., Хабриева Т.Я. Правовые основы изменения состава субъектов Российской Федерации // Государство и право. – 2001. – № 1. – С. 91 - 96.

Зотова З.М. Федеративное устройство России: две позиции // Полис. – 1998. – № 3. – С. 204 - 207.

Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: К вопросу о будущей организации государственного пространства России // Полис. – 2000. – № 5.

Иванов В.Н., Назаров М.М. Политико-идеологические и социально-экономические аспекты российского федерализма // СОЦИС. – 2001. – № 7.

Иванов В.Н. Российский федерализм: что дальше? // СОЦИС. – 1998. – № 1.

Канг П. Классифицирование федераций // Полис. – 2000. – № 5.

Качоха В. Проблема общего блага в современной демократии // Вопросы философии. – 2000. – № 9.

Козлов А.Е. Федерализм в Бельгии и в России // Государство и право. – 1997. – № 7. – С. 17 - 84.

Козлова Н.Ю. Федерализм как форма организации государственной жизни. // Политико-правовые ценности: история и современность. – М., 2000. – С. 153 -188.

Кудрявцев Ю. А. Политические режимы: критерии, классификации и основные виды // Правоведение. – 2002. – № 1. – С. 195 – 205.

Кулагин В.М. Мир в XXI веке: многополюсный баланс сил или глобальный Pax democratica: Гипотеза «демократического мира» в контексте альтернатив мирового развития // Полис. – 2000. – № 1. – С. 23 - 37.

Лысенко В.И. Развитие федерации и Конституции России: Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеральных отношений // Государство и право. – 1997. – № 8. – С. 14 - 20.

Монархии Европы: Судьбы династий. – М.,1996.

Общие основы монархии // Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М., 1998.

Остром В. Смысл американского федерализма. – М., 1993.

Проблемы и перспективы российского федерализма // Власть. – 1999. – № 1.

Римский В. Новый этап развития российского федерализма // Власть. – 2000. – № 10. – С. 18 - 28.

Романов Р.М. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление // Полис. – 1998. – № 5. – С. 123 - 133.

Росс К. Федерализм и демократизация в России // Полис. – 1999. – № 3.

Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации: Вопросы теории и практики. – М., 1995.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит., 1994.

Силиков П.М. О некоторых концепциях федерализма в зарубежной литературе // Государство и право. – 2000. – № 5. – С. 85 - 87.

Суверенитет в федеративном государстве: Научно-аналитический обзор. – М.: ИНИОН РАН, 1993.

Сумбатян Ю. Г. Монархия – традиционная форма государственности // Вестник МГУ. Сер. 12. – 2001. – № 1. – С. 120 – 126.

Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблемы асимметричных федераций // Государство и право. – 1997. – № 8. – С. 58 - 69.

Тадевосян Э. В. К вопросу о характере государственной власти субъекта федерации // Государство и право. – 2002. – № 3. – С. 17 – 26.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – СПб., 1992.

Топорнин Б.Н. Европейское право. – М.: Юристъ, 1998. – Гл. 2, 7.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М.: Дело, 1998.

Федерализм: теория и история развития: Сравнительно-правовой анализ / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2000. – Гл. 1, 8, 9.

Федерация в зарубежных странах. – М.: Юрид. лит., 1993.

Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации: Сбор. аналит. обзоров и рекомендаций. – М., 1995.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995.

Терминологический словарь

Форма государства – это его устройство, выра­жающееся в характере политических взаимоотношений меж­ду людьми, между людьми и государством, между государ­ством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государ­ственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территори­ального устройства).

Форма правления –спо­соб организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населе­ния в их формировании.

Монархия –это форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени единоличного главы государства – монарха.

Республика - форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени народа представительными органами государственной власти - президентом, парламентом.

Политический режим –это 1) методы осуществления политической власти, итоговое политическое состоя­ние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных полити­ческих сил, функционирования всех политических ин­ститутов и характеризуется демократизмом или анти­демократизмом; 2) в теории государства и права понятие, обозначаю­щее систему приемов, методов, форм, спо­собов осуществления политической (включая гос.) власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

Форма государственного устройства –территориальная организация государст­венной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство – это целостное централизо­ванное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (воен­ных, экономических и др.).

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, шта­ты, земли, кантоны и т.д.), час­ти которого обладают признаками государственности.

1. Какие из перечисленных форм характеризуют форму государ­ства?

1. Правовая форма организации общества, внутренняя форма права, внешняя форма права.

2. Форма правления, форма политико-территориального (госу­дарственного) устройства, политический режим.

Обе вышеназванные разновидности форм.

2. К какому понятию относится следующее определение: «Орга­низация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения между собой и с населением»?

1. Политический (государственный) режим.

2. Форма государственного устройства.

3. Форма правления.

3. На какие виды делятся государства по форме правления?

1. Абсолютные и ограниченные.

2. Монархии и республики.

3. Президентские и парламентские.

4. По какому основному признаку монархии отличаются от рес­публик?

1. Метод осуществления политической власти.

2. Порядок образования высших органов власти.

3. Внутреннее государственное устройство.

5. Какая разновидность монархий характеризуется тем, что вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, конститу­ция и парламент отсутствуют, разделения властей не сущест­вует?

1. Абсолютная.

2. Дуалистическая.

3. Парламентарная.

6. Как называется форма правления, при которой глава госу­дарства является выборным и сменяемым, его власть счита­ется производной от представительного органа или избирате­лей?

1. Деспотия.

2. Республика.

3. Демократия.

7. Какая республика характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парла­менте, и несет перед парламентом политическую ответствен­ность?

1. Президентская.

2. Парламентская.

3. Суперпрезиденская.

8. К какому понятию относится следующее определение: «Внут­ренняя политико-территориальная организация государствен­ной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями»?

1. Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Политический (государственный) режим.

9. Какие государства характеризуются тем, что они состоят из различных административно-территориальных единиц и не имеют в своем составе других государств или государственных образований, в то же время имеют единую систему центральных органов власти и управления, единую конституцию, судебную систему и гражданство?

1. Федеративные.

2. Унитарные.

3. Империи.

10. Какая форма государственного устройства определяется как насильственно создаваемое сложное монархическое государство?

1. Империя.

2. Федерация.

3. Конфедерация.

Тема 8. Место и роль государства
в политической системе обществе

Учебные вопросы:

1. Политическая система общества: понятие, структура, функции

2. Место и роль государства в политической системе общества

3. Проблемы взаимодействия государства и личности в рамках политической системы общества.

Политическая система общества:
понятие, структура, функции

Политическая система является внешней формой выражения политических связей между людьми и, в силу этого, рассматривается в качестве важнейшей характеристики политического бытия данного общества.

В юридической науке существуют различные подходы к понятию политической системы общества. Так, например, В.М. Сырых определяет данный феномен как «совокупность государственных органов, а так же ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов». Данное определение представляется, не совсем точным, так как простая совокупность еще не есть система, т.е. в данном определении практически не указываются на системообразующие связи и на структуру.

Более точным представляется определение данное В.Д. Переваловым, по мнению которого политическая система общества – это «система взаимосвязанных, взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство». Несмотря на большую, по сравнению с первым определением, содержательность данное В.Д. Переваловым определение все-таки в значительной степени обеднено.

Политическая система общества, представляет собой не только некую систему объединений (организаций) людей, но так же и систему политических институтов, ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, регулируемых различными социальными нормами (политическими, юридическими, идеологическими, нормами нравственности и т.д.), историческими традициями и установками политического режима данного общества.

По нашему мнению, выглядят в достаточной степени точными те определения политической системы, в рамках которых последняя рассматривается как некая совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Обобщив данные понятия, представляется возможным сформулировать следующее определение:

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность политико-правовых институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) и принципов их взаимодействия, а также ценностных приоритетов, определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни общества.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет оценить политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы образуют:

1) политико-правовые институты: государство, политические партии и движения, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу формирования и функционирования политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Политическая власть, рассматриваемая как реальная способность субъекта проводить свою волю в политике, является системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Можно выделить следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, привлечения материальных и духовных, людских ресурсов многие поставленные цели не могут быть достигнуты);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений[2]. Социальные интересы – это нужды, потребности субъектов общественных отношений. «Если физический мир, – писал Гельвеций, – подчинен закону движения, то мир духовный не менее починен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета». Таким образом, интересы это еще и «реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов». Без четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна;

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз­нообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединение разных политических сил направлено на сглаживание неизбежно возникающих в обществе противоречий, преодоление конфликтов, устранение коллизии);

7) политическая социализация, т.е. «процесс включения индивида в политическую систему». Этот процесс подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения все новых членов общества к политическому участию и деятельности. Таким образом, политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.

8) легитимация политической власти, т.е. ее политическое обоснование, позволяющее, в конечном счете рассматривать эту власть как легитимную.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод является не совсем точным. Представляется, что законность, принимаемая как действие в соответствии с законом, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» – это близкие, но не тождественные понятия. Понятие легитимности скорее носит оценочный, этический и политический характер, легальность – формально-юридический и этически нейтральный. Государственная власть, пусть и не популярная, как правило, легальна. В то же время она может быть нелегитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия, творить произвол.

Легитимность государственной власти – это социальное признание её права на руководящую роль в обществе. Власть чрезвычайно необходима для достижения государственных целей, ибо государственное функционирование вряд ли будет эффективным, если не соблюдаются соответствующие правила. Именно потому, что легитимность играет важную роль, властвующий или претендующий на власть субъект стремится обосновать свою власть, опираясь на определённые принципы. Он пытается создать социальную ситуацию, в которой властные предписания исполнялись и соблюдались инициативно или по крайней мере «с пониманием», с верой в нравственную правоту решений и законов, так как власть не может рассчитывать на длительное и эффективное функционирование, полагаясь только на аппарат государственного принуждения. В этой связи следует согласиться с мнением П. Бурдьё согласно которому легитимная власть «есть власть, которую тот, кто ей подчиняется, дает тому, кто ее осуществляет… Это власть, которая существует лишь потому, что тот, кто ей подчиняется, верит, что она существует».

Место и роль государства
в политической системе общества

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое.

Государство с его аппаратом публичной политической власти – это основа, «ядро» политической системы, оно концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни посредством общеобязательных установлений.

Именно вокруг государственной власти, по точному замечанию В.Е. Чиркина «идет борьба, а с другой стороны, складывается сотрудничество многих звеньев политической системы». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению обществом, пользуясь его ресурсами и упорядочивая его жизнедеятельность.

Центральное место государства в политической системе общества предопределяется тем, что государство:

выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства (подданства);

является единственным носителем суверенитета;

обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

осуществляет, как правило, монополию на правотворчество;

владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

определяет главные направления развития общества.

В современной учебной и научной литературе выделяются различные направления взаимодействия государства с иными социальными институтами, входящими в политическую систему. Так, например, В.М. обухов, Э.В. Чайкин, А.Х, Гатиев выделяют три основных направления:

Первое направление связано с доведением до сведения политических партий, органов местного самоуправления, общественных объединений, научной общественности и др. информации о состоянии дел, возникших проблем в соответствующих структурах государственного механизма, например, посредством встреч, должностных лиц государства с представителями иных (негосударственных) субъектов политической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: