Англо-саксонская правовая семья или система «общего права». 3 страница

правотворчество общественных организаций (например, проф­союзов), которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства пра­вовых норм, охраняемых государством.

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на

законотворчество – правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оператив­ного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

подзаконное правотворчество – здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управле­ния, губернаторами, главами администраций, руководителями пред­приятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме всего прочего подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, боль­шей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачнос­тью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Одной из форм правотворчества является законотворчество.

Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.

В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий:

1 стадия – законодательная инициатива и подготовка нормативного акта;

2 стадия – обсуждение законопроекта;

3 стадия – принятие закона;

4 стадия – одобрение закона;

5 стадия – промульгация (подписание) закона;

6 стадия – обнародование закона.

1. Законодательная инициатива (предложение принять зако­нодательный акт) может быть неофициальной, исходящей от отдельных лиц, групп, партий и т. д., и официальной (фор­мальной), исходящей от субъектов, предусмотренных зако­ном. Предложения о принятии законов, исходящие от субъ­ектов, обладающих правом официальной законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению законо­дательным органом.

Законодательная инициатива – право компетентных субъектов воз­буждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, измене­нии или отмене закона.

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, пра­вом законодательной инициативы обладают:

Президент РФ;

Палаты Федерального Собрания: Совет Федерации и Государственная Дума;

члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы;

Правительство РФ;

представительные органы и правительства субъектов федера­ции.

верховные судебные инстанции по вопросам своей компетенции:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ;

- Высший Арбитражный Суд РФ.

Субъекты официальной законодательной инициативы в республиках, краях и областях определяются их конституция­ми и уставами.

Следует особо выделить народную официальную законо­дательную инициативу. Так, по Уставу Свердловской области (ст. 66) право такой инициативы предоставлено гражданам об­ласти в количестве не менее десяти тысяч.

Субъект, выступающий с предложением о принятии зако­на, обычно предлагает готовый законопроект. Если же инициатива не подкреплена законопроектом, то законодательный орган принимает меры к ее разработке.

2. Стадия обсуждения законопроекта наиболее ответствен­ная, во многом определяющая содержание будущего закона.

Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государствен­ной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.

Она проходит несколько чтений (обсуждений). На первом чтении заслушиваются доклад лица, внесшего законопроект, содоклад соответствующего комитета представительного ор­гана, вносятся поправки, дополнения. Законопроект или от­вергается или одобряется в целом и направляется на доработ­ку в комитеты представительного органа. На втором чтении обсуждается доработанный вариант законопроекта, принима­ется решение поставить его на голосование или направить на третье чтение.

3. Принятие закона. Закон принимается путем голосования депутатов соответствующего законодательного органа. Феде­ральные законы принимаются простым большинством голо­сов, а конституционные законы – не менее чем 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Затем в течение пяти дней законы передаются в Совет Федерации (ст. 105 Кон­ституции РФ).

Днем принятия федерального конституционного закона РФ счита­ется день одобрения его Советом Федерации. Порядок при­нятия законов субъектов федерации определяется их консти­туциями или уставами и регламентами.

4. Одобрение закона. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (принцип «одобрения молчанием»).

Федеральный закон считается принятым, если он одобрен простым боль­шинством, а конституционный закон – 3/4 членов Совета Фе­дерации. При отклонении закона Советом Федерации созда­ется согласительная комиссия или Государственная Дума принимает закон при повторном голосовании не менее чем 2/3 голосов.

В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой.

При этом Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Промульгация (подписание) закона. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок (ст. 107 Конституции РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон (Президентское вето), то палаты Федерального Собрания вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

6. Опубликование законов и иных нормативных актов. Публи­кация (обнародование) нормативных актов – необходимое условие эффективного функционирования права, ибо без до­ведения информации о нормах права до их адресатов невоз­можно правовое регулирование.

Официальная публикация является и формальным усло­вием для определения начала действия нормативных актов, и подтверждением аутентичности, официальности их текстов.

Согласно Конституции РФ (ст. 15) неопубликованные законы не применяются. Как отмечено выше, публикация является необходимым формальным условием действия вообще всех нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан. Это тем более необходимо, что в правовом регули­ровании действует принцип: незнание права не освобождает от ответственности и других неблагоприятных последствий (ignoratia juris non excusut – незнание права не извиняет).

За­коны, постановления палат Федерального Собрания, акты Президента, Правительства, Конституционного Суда РФ пуб­ликуются в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ в Собрании законодательства Российской Федера­ции, которое периодически выпускается отдельными книга­ми, а также в «Российской газете».

Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечение десяти дней после их официального опубликова­ния, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Каждый акт, помещенный в Собрание законодательства, занимает свою позицию в этом собрании и обозначается но­мером статьи. Ссылка на соответствующий акт в Собрании обозначается обычно сокращенно, например: СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 2. Это означает, что данный акт помещен во втором выпуске (книге) Собрания законодательства РФ за 1999 г. и занимает в этом выпуске среди опубликованных актов вторую позицию (место).

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств) после их регистрации в Ми­нистерстве юстиции РФ в течение 10 дней публикуются в га­зете «Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» изда­тельства «Юридическая литература».

Официальными являются также тексты законов, указов, постановлений, актов ведомственных органов, распростра­няемые в машиночитаемом виде научно-техническим цент­ром правовой информации «Система». Крупные норматив­ные акты (конституции, уставы, кодексы, положения, прави­ла) публикуются отдельными выпусками.

Порядок опубликования нормативных актов субъектов федерации и формы официального опубликования определя­ются их законами. Акты законодательных органов обычно публикуются в изданиях под названием «Ведомости», напри­мер «Ведомости Свердловской областной думы». Официаль­ным изданием здесь служит также «Областная газета».

Понятие, значение
и виды систематизации законодательства

В обществе действует огромная масса различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы было проще ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Этим занимаются различные субъекты (государство, должностные лица, граждане). Такая деятельность носит название систематизационной.

Наряду с правотворчеством, правоприменением и толкованием права систематизация участвует в достижении юридически значимых результатов правового регулирования.

Систематизация законодательства – это вид юридической деятельности, направленный на упорядочение действующего законодательства, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Иными словами, систематизация законодательства – это деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях, удобства пользования ими на практике.

Систематизация законодательства необходима для (цели):

Дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

Правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов.

Формирования правового сознания и правовой культуры субъектов права.

Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства. Наличие большого числа кодифицированных нормативно-правовых актов отражает квалификацию и качество работы правотворческих органов. Объединение нормативных актов в сборники характеризует стремление к надлежащему правоприменению. А четко организованный учет нормативно-правового материала свидетельствует о высоком уровне правовой культуры субъектов систематизации законодательства.

Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечивает правильную, быструю и качественную реализацию правовых норм.

Виды (формы) систематизации законодательства и их характеристика.

Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

Кодификация – это деятельность правотворческих органов госу­дарства по созданию нового, сводного, систематизированного норматив­но-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторон­ней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

В процессе кодификационной работы:

Нормы права группируются в логической последовательности, отвечающей требованию простоты их отыскания и пользования ими: в разделы, главы, в зависимости от родового объекта, сферы регулирования и т.д.;

Выявляются и устраняются пробелы в праве;

Выявляются и отменяются (заменяются) не действующие, устаревшие нормы;

Выявляются и устраняются коллизии, законодательные противоречия.

Коллизия закона (конфликт, противоречие) – рас­хождение между отдельными законами или юридически­ми нормами. Оно выражается во взаимоисключающих требованиях и оценках конфликтующих законов или норм, регулирующих одни и те же общественные отно­шения. При этом противоречия могут касаться предмета и метода правового регулирования, содержания право­вых предписаний, субъектов права, времени и места действия закона и т. д.

В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование опре­деленной области общественных отношений.

Кодификация устраняет пробелы, архаизмы и противоречия в законодательстве, облегчает выбор и формулирование нормы, подлежащей применению, а также пользование нормативными актами.

В процессе кодификации происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях и формулируются новые нормы права.

Результатом кодификации законодательства является нормативно-правовой акт. Он может носить особое наименование – основы, кодекс, устав, положение и т.п. В нем объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Целью кодификации является создание нормативно-правового акта, при помощи которого осуществляется комплексное правовое регулирование однородных общественных отношений. Как правило, кодифицированные акты характеризуются относительно большим объемом, высокой юридической целостностью и внутренней согласованностью, стабильностью, устойчивостью, важностью регулируемых общественных отношений и тщательной подготовкой проекта.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками.

кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конститу­ционных или других законных полномочий.

в результате кодификации создается новый нор­мативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.

кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отноше­ний.

кодификационный акт является основным сре­ди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.

нормативно-правовые акты, создаваемые в резуль­тате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование обществен­ных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные от­ношения, которые могут возникнуть в будущем.

Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма си­стематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификацион­ный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяю­щие характер и содержание данной отрасли права в целом.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

1. Основы законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определен­ной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) госу­дарствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации. Примерами таких нормативно-правовых актов являются: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основы законодательства Российской Федерации о культуре и т.д.

2. Кодекс – наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требую­щих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный ко­декс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).

3. Устав, положение – это кодификационные акты специаль­ного действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или пра­вительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах (Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации: Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Строевой устав, Устав гарнизонной и караульной службы, Корабельный устав ВМФ), Устав железных дорог.

Значительное число кодификационных актов в современных госу­дарствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.

В зависимости от широты охвата правового материала различают:

всеобщую кодификацию (распространяется на все отрасли права или все законодательство). Всеобщая кодификация – вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодифи­кационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала;

комплексную, которая состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений;

отраслевую кодификацию, которая состоит в кодификации от дельных отраслей права. Отраслевая кодификация – вид кодификации, которой охватывается нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (например, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Россий­ской Федерации);

специальную кодификацию – переработку нормативно-правового материала, относящегося к какому-либо институту. Специальная кодификация – вид кодификации, когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.

Инкорпорация – вид систематизации нормативно-пра­вовых актов, не носящий правотворческого характера и состоящий в объединении их по определенному основанию (критерию) в единые сборники.

Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения.

Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п.

Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы и частные лица.

Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Например, Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.

Неофициальная инкорпорация – упорядочение нор­мативно-правовых актов организациями и отдельными лицами по своей инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа.

Может осуществляться научными и учебными учрежде­ниями и проводиться как по хронологическим, так и по предметным критериям.

Неофициальная инкорпорация состоит в том, что систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки здесь Д отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные в виде изданий, содержащих тексты нормативно-правовых актов, принятых либо за определенный период времени, либо для регулирования группы сходных общественных отношений.

В рамках неофициальной различаются профессиональная и обыденная инкорпорация.

Профессиональная инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в области права. К таковым относятся лица, чья деятельность связана с вопросами применения или создания права — следователи правоохранительных органов, юрисконсульты, судьи и т.п. (практическая инкорпорация), а также ученые, специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация).

Обыденная инкорпорация может осуществляться любыми субъектами общественных отношений в основном в форме учета нормативно-правовых актов.

Официозная инкорпорация – утверждение соответст­вующих собраний и сборников инкорпоративных норматив­но-правовых актов специально уполномоченными на то государственными органами (например, Бюллетень норма­тивных актов министерств и ведомств Российской Феде­рации). (Общая теория права. Бабаев).

В зависимости от приемов и способов достижения целей систематизации, различается хронологическая и предметная инкорпорации.

Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Примером может служить Собрание Законодательства Российской Федерации и т.д. Нормативные акты в подобных изданиях размещаются в хронологическом (временном) порядке с годовой нумерацией выпусков и статей.

Хронологическая инкорпорация – относительно са­мостоятельный вид официальной инкорпорации, представ­ляющий собой приведение нормативно-правовых актов в определенный порядок по времени издания в процессе их официального опубликования и переопубликования (напри­мер, Собрание законодательства РФ).

Предметная инкорпорация – относительно самостоя­тельный вид официальной инкорпорации, представляющий собой сборники нормативно-правовых актов, составленные по определенным тематическим разделам (например, Сборник нормативных актов об охране природы).

Предметная инкорпорация – более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки. Примером предметной инкорпорации могут служить различные сборники отраслевых нормативных актов.

Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям:

Инкорпорация – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

При кодификации мы имеем дело с правовыми нормами и юридическими институтами, а при инкорпорации – с нормативно-правовыми актами, их технической обработкой. Таким образом, у них различен предмет воздействия.

Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, а кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст является официальным, на него должны ссылаться правоприменительные органы.

Кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, а инкорпорация не придерживается таких жестких рамок и может проводиться частными лицами и общественными организациями.

Консолидация – форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях» объединяет (и заменяет) 48 ранее действовавших актов по этому вопросу);

Консолидация представляет собой объединение мелких нормативно-правовых актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в укрупненный, нормативно-правовой акт.

Это возможно в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью и множественностью.

Учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии. Учет – самая простая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации, и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.

Систематизация на электронных носителях предполагает создание специализированных компьютерных программ («Гарант», «Консультант», «Кодекс»), содержащих информацию о законодательных актах, группируемых по различным критериям (как правило, по предметно-хронологическому признаку). Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства.

Вопросы для самоконтроля:

Дать определение правотворчества и назвать его основные признаки.

Перечислить виды правотворчества.

Сформулировать понятие законотворчества. Каковы стадии законотворческого процесса?

Перечислить принципы законотворчества.

Дать краткую характеристику каждой стадии законотворчества (на примере Российской Федерации).

Что представляет собой система законодательства? Каковы ее элементы?

Как соотносятся система права и система законодательства?

Что такое систематизация законодательства? Для чего она необходима?

Перечислить и охарактеризовать виды систематизации законодательства.

Дополнительная литература

Баранов В.М., Рахманина Т.Н., Сырых В.М. Систематизация нормативно-правовых актов. – Н. Новгород, 1993.

Баранов В.М., Чуманов Е.В. Классификация в российском законодательстве: Монография. – Н. Новгород, 2005. – 260 с.

Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. – № 2.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. – М, 1993.

Законодательный процесс в России: граждане и власть. – М., 1996.

Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Сб. статей: В 2-х томах. – Н.Новгород, 2001.

Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ Президен­та России проблемы взаимоотношений и пути их совершенствова­ния // Государство и право. – 2003. – № 2. – С. 101-103.

Игнатьева M.H. Система законодательства: теоретико-право­вой анализ. – Якутск, 2001.

Каратеев П.Ю. Законодательная техника: Некоторые теоретические вопросы // Правоведение. 2004. № 6. С. 137-144.

Керимов Д.А. Законодательная техника. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.

Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001. – № 1. – С. 53-62.

Концепция стабильности закона. – М.: Проспект, 2000. – Гл. 1 - 7.

Костенников M.В., Куракин А.В. К вопросу о кодификации норм административного права России // Государство и право. – 2002. – № 4. – С. 19-29.

Кочдаева Н.П. Конституционные основы систематизации зако­нодательства Российской Федерации // Государство и право. – 2003. – № 2. – С. 13-16.

Лапаева В.В. Разграничение законодательных полномочий федерации и ее субъектов (на материалах законодательства об общественных объединениях) // Журнал российского права. – 2002. – № 12.

Лисюткин А.Б. Юридическая техника и правовые ошибки // Государство и право. 2001. № 11. С. 22-29.

Литягин H.H. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 26-32.

Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов и иных нормативных правовых актов // Государство и пра­во. – 1995. – № 5. – С. 23-29.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: