Англо-саксонская правовая семья или система «общего права». 2 страница

Метод непосредственно определяется пред­метом правового регулирования: именно конкретное содержание вида общественных отношений определяет своеобразие способов юридиче­ского воздействия.

В качестве основного критерия распределения норм права по отраслям выступает предмет регулирования еще и потому, что отдель­ные черты метода в некоторых отраслях могут совпадать или ряд отраслей может иметь идентичный метод. Например, «ав­торитарный» (властный) метод присущ не только админист­ративному праву, но также финансовому, земельному и в оп­ределенной мере другим отраслям права, а метод автономии присущ и трудовому праву. Метод регулирования в значитель­ной мере зависим, произведен от предмета регулирования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой система права?

2. Каковы элементы системы права?

3. Какие критерии выделения в системе права различных отраслей?

4. Перечислить и охарактеризовать методы правового регулирования.

5. Виды отраслей права.

6. Что такое правовой институт? Виды правовых институтов.

7. Что такое подотрасль права?

Дополнительная литература

Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. – 2003. – № 1. – С. 25-34.

Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. – 1998. – № 2.

Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное. Поиск критериев // Юрист. 2002. № 9. С. 2-13.

Киримова Е.А. О системообразующих критериях современного российского права // Правоведение. 2002. № 5. С. 151-165.

Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учебное пособие / Под ред. И.Н. Сенякина. Саратов, 2000.

Киримова Е.А. Структура правовых институтов: понятие и ви­ды // Вопросы теории государства и права. Саратов, 2001. Вып. 3. С.128-138.

Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г. Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов «круглого стола». – М.: Ось-89, 2005. – 160 с.

Красавчиков О.А. Система права и система законодательства // Правоведение. 1975. № 2. С. 62-71.

Кузьменко А.В. «Системный взгляд» на систему права // Правоведение. 2003. № 3. С. 4-11.

Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответст­венности // Правоведение. 2003. № 2. С. 27-37.

Лукьянов А.И., Шебанов А.Ф. Система права в Советском со­юзном государстве // Советское государство и право. 1976. № 9. С.35-43.

Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в струк­турировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. № 1. С. 205-216.

Мальцев В.В. Понятие и место уголовного права в системе от­раслей права // Государство и право. 2000. № 5. С. 49-55.

Овсепян Ж.И. Конституционное судебно-процессуальное право: у истоков отрасли права, науки и учебной дисциплины // Правоведе­ние. 1999. № 2. С. 196-213.

Петров Д.Е. Основные подходы к проблеме разделения права на отрасли // Вопросы теории государства и права. Саратов, 2001. Вып. 3. С. 164-174.

Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы зако­нодательства в современной России // Государство и право. 1999. № 9. С. 5-12.

Поленина С.В. Научные основы определения предмета правового регулирования // Законодательная техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей: В 2-х томах. – Т. 1. – Н.Новгород, 2001. – С.133-143.

Поленина С.В. Система права и система законодательства в со­временных условиях // Правоведение. – 1987. – № 5. – С. 29-36.

Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. – 1994. – № 5-6. – С. 53-55.

Райхер В.К. О системе права // Правоведение. 1975. № 3. С. 60-70.

Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2003. № 1. С. 217-222.

Современные проблемы российского публичного и частного права: Сборник статей. Воронеж, 2002.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет и метод: Учеб­ное пособие. СПб., 2000. Раздел 1.

Сорокин В.Д. Что такое единый предмет правового регулирова­ния? // Юридическая мысль. 2001. № 2. С. 53-61.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, про­цесс // Правоведение. 2000. № 4. С. 34-45.

Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. – 2002. – № 10. – С. 22-27.

Тихомиров Ю.А. Зарождение и развитие идей «публичного» и «частного» в праве // Публичное право: Учебник. – М., 1995. – Гл. I, § 1,2. – С. 1-25.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – Гл. 1, 8.

Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. – Л., 1991.

Тиунова Л.Б. Система правовых норм и отраслевое подразделе­ние права // Правоведение. 1987. № 4. С. 64-68.

Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. – М., 1994.

Терминологический словарь

Система права – это объективно существующее строение права, ха­рактеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленнос­тью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соот­ветствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Отрасль права – это наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы об­щественных отношений.

Подотрасль права – обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятель­ный блок однородных общественных отношений.

Институт права – структурный элемент системы права, объединя­ющий специализированные нормы, характеризующие юридические поня­тия, категории, принципы.

Норма права – правило (образец) поведения общезначимого общеобязательного характе­ра, принимаемое от имени государства, обеспечиваемое системой госу­дарственных гарантий и санкций.

Предмет правового регулирования – это 1) фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении; 2) качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы опреде­ленной отрасли права.

Метод правового регулирования – 1) со­вокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок; 2) это способы воздействия отрас­ли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования.

Императивный метод правового регулирования предполагает властное предписание абсолютно оп­ределенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.

Диспозитивный метод правового регулирования основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах уста­новленных действующим законодательством.

Частное право – выражает и защищает интересы частных лиц, защита интересов в частном праве осуществляет­ся по инициативе самих, заинтересованных лиц.

Публичное право – защищает общие, об­щегосударственные (публичные) интересы, защита интересов в публичном праве осуществляет­ся по обязательному предписанию закона должност­ными лицами.

1. К какому понятию относится данное определение: «Объективно существующее строение права, ха­рактеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленнос­тью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соот­ветствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности»?

1. Объективное право.

2. Субъективное право.

3. Система права.

2. Из каких элементов образуется система права?

1. Из юридических норм, институтов права и отраслей права.

2. Из статей нормативных актов, иных источников и отраслей законодательства.

3. Из всех перечисленных выше.

3. Что является первичным элементом системы права?

1. Отрасль права.

2. Норма права.

3. Институт права.

4. Какой из перечисленных элементов является частью систе­мы права?

1. Нормативно-правовой акт.

2. Отрасль законодательства.

3. Институт права.

5. Как соотносятся система права и система законодательства?

1. Как часть и целое.

2. Как содержание и форма.

3. Как причина и следствие.

6. Назовите системообразующие факторы, лежащие в основе де­ления системы права на отрасли.

1. Способ правового воздействия на общественные отношения.

2. Усмотрение законодателя (правотворческого органа).

3. Предмет и метод правового регулирования.

7. Все ли общественные отношения могут быть предметом пра­вового регулирования?

1. Все без исключения.

2. Только те, которые объективно нуждаются в урегулировании, подвержены внешнему контролю, имеют значение для общества и государства.

3. Только те, в регулировании которых заинтересовано госу­дарство.

8. Метод правового регулирования, предполагающий для реализации права субъекта возможность выбора варианта поведения в рамках закона – это

1. Императивный метод.

2. Диспозитивный метод.

3. Рекомендательный метод.

9. К какому понятию относится следующее определение: «Наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы об­щественных отношений посредством присущего ей метода правового регулирования»?

1. Отрасль материального права.

2. Отрасль законодательства.

3. Отрасль права.

10. Какой из нижеперечисленных институтов права можно отнести к комплексным?

1. Институт юридической ответственности.

2. Институт наследства.

3. Институт гражданства.

Тема 14. Система законодательства

Учебные вопросы:

1. Понятие и структура системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

2. Правотворчество: понятие, признаки, принципы, виды. Законотворчество: понятие, признаки, стадии.

3. Понятие, значение и виды систематизации законодательства.

Понятие и структура системы законодательства.
Соотношение системы права и системы законодательства

В наиболее общем виде законодательство – это совокупность формально-юридических источников права используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.

Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства следует дать следующее определение:

Система законодательства – это упорядоченная совокупность нормативно-правовых актов, действующих в данный момент в пределах юрисдикционной территории государства, в которых излагаются нормы права.

Под системой законодательства понимается совокуп­ность нормативно-правовых актов, в которых объективи­руются внутренние содержательные и структурные харак­теристики права.

Данная система является внешним выра­жением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах-документах.

Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они суще­ствуют самостоятельно, так как обладают своей специфи­кой, имеют собственные тенденции развития.

Систему законодательства характеризует следующие признаки:

Публичность – нормативно-правовые акты в комплексе образующие систему законодательства принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц находящихся в пределах юрисдикции государства

Объективность – законодательные акты принимаются в целях обеспечения и защиты общезначимых интересов. В связи с этим особую значимость приобретает принципы «равенства всех перед законом», «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» и т.п.

Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т.д.).

Иерархичность – нормативно-правовые акты образующие систему законодательства располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа обладающего высшей юридической силой.

Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.

Непосредственная связь с пространством и временем – в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким либо пространственным масштабом, либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».

Относительная субъективность означает зависимость построения системы законодательства от воли и усмотрения государства.

Внутренняя согласованность предполагает действие нормативно-правовых актов не изолированно, а последовательно. Например, применяя Уголовный кодекс, мы не можем не применить нормы, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе и т.д.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную струк­туру.

Системе законодательства, в соответствии с принципами субординации и координации, присущи вертикальное и горизонтальное построение структурных элементов.

Вертикаль системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.

Критерием вертикального деления нормативно-правовых является юридическая сила акта.

В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня на котором этот акт принят (акты принятые на федеральном, региональном, местном, локальном уровнях).

Федеративное строение системы основано на двух кри­териях – федеративной структуре государства и круге пол­номочий субъектов Федерации в сфере законодательства.

В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

феде­ральное законодательство (Конституция РФ, основы зако­нодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);

законодательство субъектов Российской Феде­рации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, авто­номных округов, автономной области, городов федерально­го значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, зако­ны, постановления глав администраций и иные норматив­ные акты);

законодательство органов местного самоуправ­ления (решения, постановления).

В зависимости от юридической силы акта:

I. Федеральный уровень.

1. Законы Российской Федерации.

а) Конституция;

б) Федеральные конституционные законы;

в) Федеральные законы.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации.

а) Указы Президента;

б) Постановления Правительства;

в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти РФ (Приказы Министерств, ведомств, Федеральных Служб и т.п.).

II. Уровень субъектов Российской Федерации.

1. Законы субъектов РФ.

а) Конституционные акты субъектов РФ (в т.ч. Уставы);

б) иные законы субъектов РФ.

2. Подзаконные акты субъектов РФ.

а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ.

б) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

Горизонталь системы законодательства формируется в основном под влиянием объективно сложившейся системы права.

Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования.

Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство.

Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, земельное, семейное, уголовное законодательство).

Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т.п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.

Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.

Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.

Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру ст. 15 Федерального Конституционного закона о чрезвычайном положении (30.05.2001) закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом, ст. 26 этого же закона устанавливает порядок по которому «…органы особого управления территорией на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».

Законодательство общего характера – представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.).

Законодательство специального характера – объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т.д.)

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления.

1. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права в определенной степени соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

2. Система права характеризует внутреннее устройство права воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении находящемся вне пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

3. Первичным элементом системы права является норма права. Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

4. Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств).

В свою очередь, право, получая свое формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.

Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.


Правотворчество: понятие, признаки, принципы, виды.
Законотворчество: понятие, признаки, стадии

Нормативно-право­вые акты являются результатом правотворческой деятель­ности (правотворчества).

Правотворчество – со­вокупность актов, действий, направленных на создание права. Однако подход к пониманию правотворчества может быть разным в зависимости от самого понимания права. Если встать на точку зрения естественного права, то правотворческий орган, например парламент, не творит, а только откры­вает, обнаруживает право, облекая его в законы. Другая точка зрения представлена юридическим позитивизмом. Здесь воля государства – единственный фак­тор, порождающий право.

Очевидно, что реальное положение дел находится посре­дине между этими крайними взглядами, выражается в праг­матическом подходе к вопросу о соотношении права и госу­дарства. Право — результат правотворческой деятельности го­сударства. В праве выражается его воля. Но эта воля – не голый приказ, а воля детерминированная, обусловленная многочисленными фак­торами общественной жизни (структурой экономических от­ношений, уровнем развития экономики, системой социаль­ных отношений, соотношением социальных и политических сил, их конфронтацией или согласием, состоянием правосоз­нания, правовой культуры, определенными ожиданиями об­щества относительно целей и правовых средств решения той или иной социальной проблемы, состоянием преступности и законности в обществе и т. д.).

Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естествен­ного права, социальных потребностей и интересов граждан в норма­тивно-правовой акт.

Правотворчество заключается в издании новых норматив­ных актов, отмене или совершенствовании старых путем вне­сения изменений и дополнений.

Правотворчество – это деятельность, направленная на подготов­ку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.

Можно назвать следующие признаки правотворчества:

Правотворчество – это деятельность рациональная, на­правленная на решение определенных социальных проблем, на достижение определенных целей экономического, политического, социального, экологического характера и т. п.

Правотворчество – это деятельность компетентных субъ­ектов, направленная на издание и совершенствование норма­тивных актов.

Субъектами правотворчества являются государственные органы, наделенные соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправ­ления, а также народ при принятии законов путем референ­дума.

Правотворческая деятельность осуществляется в соответ­ствии с процедурой, установленной нормативными актами (Конституцией, регламентом, уставом и т.д.). Задачей правотворчества является совершенствование законодательства для достижения целей, которые ставит перед собой законодатель.

Нормативные акты принимаются только в пределах ком­петенции соответствующих органов и согласно законодатель­ной процедуре. Нормативные акты, принятые вне компетен­ции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны для их адресатов.

Целями правотворчества являются:

1. Создание новых норм права.

2. Конкретизация существующих правил поведения.

3. Детализация правовых предписаний.

4. Дополнение существующих правовых норм.

5. Совершенствование существующих правовых норм.

6. Устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в праве, преодоление противоречий в нормативном материале.

Правотворчество осуществляется на основании определенных принципов, т.е. основополагающих начал правотворческой деятельности.

Принципы правотворчества:

1. Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет посту­пивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта.

2. Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возмож­ности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.

3. Профессионализм правотворчества предполагает привлечение к та­кого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профес­сиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.

4. Законность правотворчества предполагает проведение правотворчес­кой деятельности только на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии норма­тивно-правовых актов.

5. Научный характер правотворчества предполагает строгое соблюде­ние правил юридической техники, выработанных юридической наукой.

6. Связь с практикой необходима для изучения органом правотворче­ства вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого, корректируется работа правотворческих органов.

7. Своевременность правотворчества предполагает оперативное созда­ние новых норм и внесение органами правотворчества изменений и до­полнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с ка­чественным изменением общественных отношений.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

непосредственное правотворчество народа в процессе проведе­ния референдумов (всенародного голосования по наиболее важным во­просам государственной и общественной жизни), которые в конституционном порядке прини­мают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

правотворчество государственных органов (например, парла­мента, правительства),

правотворчество отдельных должностных лиц (например, прези­дента, министра),

правотворчество органов местного самоуправления;

локальное правотворчество (например, на предприятии, в уч­реждении и организации);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow