Подготовка к восприятию эстетических ценностей включает
n Психологическую настройку на восприятие как на сотворчество. Например:
n Рациональные сведения в содержании подготовки к восприятию. Например:
n Эмоциональную настройку на восприятие определенных художественных объектов. Например:
n Этические рекомендации для посещения «храмов искусств», знакомство с этикетом. Например:
n Педагогическое стимулирование в процессе подготовки к восприятию. Например:
Курирование процесса восприятия имеет свои особенности:
§ Роль взрослого как «эмоционального камертона»
§ Подавление деструктивных лидеров
§ Формирование духовной элиты
Закрепление полученных эстетических впечатлений призвано обеспечить включение последних в «копилку» эстетического опыта. для успешной организации этого процесса, соединяющего в себе элементы когнитивной и креативной деятельности, необходимо соблюдать ряд педагогических условий.
§ Возрастные особенности эстетической рефлексии:
|
|
- Дети легко отзываются на игровые приемы закрепления полученных впечатлений. Например:
- Подростки склонны к выявлению рациональных основ полученных впечатлений, но в занимательной форме. Например:
- Юношеский возраст позволяет делать опору на взаимосвязь этических и эстетических ценностей. Например:
§ Организация художественно-творческой деятельности на основе восприятия искусства:
- Литературное творчество
- Изобразительное
- Музыкальное
- Театральное
- Техногенное
§ Организация дискуссий уместна, начиная с подросткового возраста, и подчиняется общим педагогическим требованиям к дискуссии как средству воспитания (вспомните эти требования или посмотрите соответствующий вопрос в лекции «Методы воспитания» по общей педагогике):
§ Организация творческих встреч также подчиняется возрастным особенностям восприятия и понимания искусства:
- Дети
- Подростки
- Юношеский возраст
- Взрослые
Вопросы и творческие задания для обсуждения спектакля, экскурсии, концерта
1. Стимулирование эмоциональной рефлексии
2. Выявление правильности понимания содержания
3. Анализ выразительных средств
4. Выявление авторской позиции на основе соотношения содержания/формы
5. Выявление авторского «мэседжа»
6. Контекстный анализ явления художественной культуры
Развитие рефлективности в процессе осмысления и обсуждения эстетических ценностей является важным условием формирования интеллигентной личности.
Раздел 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РБ
|
|
Тема 5. Реализация основных положений возрастной психологии и психологии творчества в системе эстетического воспитания и художественного образования
ПЛАН
1. Возрастные особенности восприятия, понимания искусства и самостоятельной художественно-творческой деятельности.
2. Сензитивные периоды онтогенеза и проблемы художественного образования
3. Реализация принципа единства эмоционального и интеллектуального развития личности в системе эстетического воспитания
4. Диагностика и развитие художественных способностей в процессе эстетического воспитания. Типология способностей
5. Реализация принципа природосообразности в деятельности артпедагога.
6. Спонтанное художественное творчество
7. Творческий успех как педагогическая проблема.