План рассказа

Ход занятия

Старавойтова Елена Анатольевна

Подготовила воспитатель

Г. КЫЗЫЛ РЕСПУБЛИКА ТЫВА

Конспект занятия по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

(образовательная область «Коммуникация»)

«Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы»

1 квалификационной категории:

Тема: Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы.

Программное содержание:

- учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план - схему;

- продолжать учить связности, развёрнутости,

непрерывности высказывания;

- активизировать словарь по теме;

- развивать память, внимание, словесно- логическое мышление.

- закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

-закреплять употребление существительных в родительном падеже;

- воспитывать доброжелательные отношения к разным животным.

Материал к занятию: план - схема, картинки с изображением диких животных, их жилищ (нора, логово, берлога, дупло) игрушки-перчатки, или мягкие игрушки (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса), ёлка, письмо в конверте (звуковое или видео письмо на кассете), картинка с изображением инопланетян.

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, чтение художественных произведений о животных, аппликация «Медведь», лепка диких животных, заучивание загадок.

Методы и приёмы: сюрпризный момент – пришло письмо, рассматривание схемы, игры: «Кого не стало», «Какой, какая?», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- волк, белка, лиса, кошка;

- слон, лось, заяц, барсук;

- ёж, комар, олень, белка;

- лиса, медведь, заяц, дятел;

- заяц, корова, собака, лошадь.

- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок;

- сорока, белка, синица, воробей.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.

После игры раздаётся стук в дверь. Пришло письмо от инопланетян. Воспитатель читает письмо и показывает портрет инопланетян детям:

«Мы слышали, что в ваших лесах живут дикие звери. К сожалению, мы ни разу их не видели и не знаем, как они выглядят. Поэтому мы просим вашей помощи. Не могли бы вы рассказать об этих животных и отправить нам свои рассказы. Мы будем очень рады, если вы сможете выполнить нашу просьбу. Большое спасибо. До свидания».

- Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких зверей, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на плёнку, а плёнку отправим инопланетянам.

- А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?

2. Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?

3. Чем питается (на кого охотится)?

4. Как зовут детёныша?

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и вызывает детей ответить на вопросы.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

После этого воспитатель предлагает детям выбрать картинку и составить по ней рассказ о диком звере, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека)

Физкультминутка (музыкальная)

(дети ходят по кругу и пантомимой изображают, как передвигаются звери: лиса, заяц, волк, медведь, олень)

- Обрадовались звери, что вы составили про них такие замечательные рассказы и появились под нашей волшебной ёлочкой. Они предлагают поиграть в игру «Кого не стало?» (воспитатель объясняет правила игры).

- Ребята, а давайте представим, что вы теперь не дети, а лесные звери и каждый расскажет про себя.

Проводится игра «Какой? Какая?». ( Каждый ребёнок называет по три слова определения)

Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;

Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;

Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;

Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.

Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(Поочередно хлопают кулачками и ладонями)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

(Поочередно, загибают в кулачок все пальчики, начиная с большого)

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

(Поочередно хлопают кулачками и ладонями)

- Наигрались звери, про себя рассказали, пора и по домам. Давайте мы поможем нашим лесным друзьям найти свои дома.

Проводится игра «Кто где живёт?» (дети по сигналу воспитателя подбегают к тем картинкам, на которых изображено нужное им жилище и рассказывают: «Я волк – живу в логове, здесь рождаются волчата и т. д.).

Итог: Что понравилось?

- Давайте нарисуем в подарок инопланетянам диких животных, чтобы они не только послушали ваши рассказы, но и увидели какие дикие звери обитают на планете Земля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: