Органы управления вспышкой Elinchrom

Основные термины и определения

Урок 5. Основы фотосъемки в студии

1. Классификации света;

2. Источники импульсного и постоянного света, устройство и правила безопасной работы;

3. Студийное оборудование и аксессуары;

4. Экспозиция при студийной съемке;

5. Простейшие схемы студийного освещения;

Не зря фотографию еще называют светописью, ведь светв ней– основное выразительное средство. Возможности управления световым потоком при съемке на пленэре и при работе в студии – отличаются в значительной степени. То, насколько фотограф может управлять световым потоком, во многом зависит степень его участия в создании визуального произведения. Пользуясь студийным осветительным оборудованием, автор может создавать свой вымышленный мир и в нем воплощать задуманные постановки, смело режиссировать сцены внутри кадра и расставлять в ней необходимые акценты, по-своему интерпретировать образ модели или высказываться по поводу объекта съемки.

Реальное освещение – освещение сцены в кадре на момент съемки без использования дополнительных источников освещения. Это может быть смешанный свет от разных источников, обычно используемых в данной обстановке.

Искусственное освещение – любое, созданное человеком и отличное от естественного освещения.

В студийной практике используют два основных типа источников освещения – импульсные и постоянного света.

1. Разъем питания; 2. Выключатель питания; 3. Предохранитель лампы пилотного света; 4. Кнопка «тест» 5. Разъем для подключения синхронизатора; 6. Индикация мощности вспышки; 7. Включение звуковой индикации заряда; 8. Включение светосинхронизации; 9. Фотоприемник светосинхронизации; 10. Кнопки уменьшения/увеличения мощности вспышки; 11. Включение лампы пилотного света; 12. Кнопки уменьшения/увеличения яркости пилотного света;

Импульсные источники света (лампы-вспышки) – просты в использовании, мобильны, имеют мощный световой поток, дают качественный стабильный результат. Часто в конструкции предусматриваются лампы постоянного (пилотного) света, что позволяет заранее оценить светотеневой рисунок сцены. По цветовой температуре близки к дневному свету. Для замера экспозиции необходим флешметр. Наиболее часто встречаемый диапазон мощности импульсной лампы 50-2400 Дж., при этом, как правило, предусмотрена плавная или ступенчатая регулировка мощности. Чтобы вспышка срабатывала одновременно с фотоаппаратом, используются синхронизаторы.

При использовании ламп-вспышек невозможно творчески использовать диафрагму, а оценка светотеневого рисунка – достаточно приблизительная.

Различают два вида импульсных осветительных устройств – моноблоки и генераторы. В световой головке моноблока находятся лампы, электрические схемы, система охлаждения и управления. Минусы моноблока – относительно небольшая мощность и сложность регулировки при постановке света "под потолок". В световой головке генераторной установки расположены только лампы-вспышки, а все остальные элементы собраны в коробке генератора, к которой световые головки подключаются кабелями. Генератор, как правило, мощнее и дороже моноблока.

В качестве источников постоянного света используют либо галогеновые осветители (лапы накаливания), либо лампы дневного света. Галогеновые осветители имеют относительно небольшой световой поток при высоком энергопотреблении и большой теплоотдаче. Цветовая температура ближе к искусственному освещению. Позволяют точно видеть световой рисунок на объекте, работать творчески с диафрагмой. Используются преимущественно для съемки натюрмортов и в творческой фотографии. У ламп дневного света схожие характеристики, однако их энергоэффективность несколько выше.

Экспозиция в студии при использовании вспышек измеряется флешметром по падающему свету. Камера должна находиться в ручном режиме (экспоавтоматика отключена), значение выдержки – равно или чуть длиннее выдержки синхронизации. Экспозиция каждый раз измеряется заново при изменении в схеме освещения либо положения объекта съемки.

Классификация света по характеру освещения:

Жесткий (направленный) свет излучается точечным источником и приводит к образованию теней и резких переходов между освещенными и затемненными участками изображения. Применяется для подчеркивания структурности рельефной поверхности и создания высококонтрастных изображений.

Мягкий свет – рассеянный свет, дающий низкий контраст между освещенными и затененными участками изображения. Применяется для создания снимков с мягкими светотеневыми переходами.

Студийное оборудование служит для управления источниками света и изменения характера освещения. Для управления освещением в студийных условиях применяются следующие устройства и аксессуары:

Рассеиватель – полупрозрачный материал, используемый для рассеивания света. В качестве рассеивателя могут применяться калька, холст, полупрозрачные ткани и пластики, различные зонты и т.д.

Рефлектор – имеет вид тарелки и предназначен для собирания и отражения светового потока от точечного источника освещения.

Фотографический зонт – используется для модификации света. Зонт рассеивает и смягчает жесткий свет от точечного источника. Может использоваться в качестве рефлектора (световой поток отражается от внутренней поверхности зонта) либо в качестве рассеивателя (свет проходит через ткань зонта).

Софтбокс – большой источник рассеянного света, в котором световой поток проходит через один или два слоя рассеивающего материала. Софтбоксы бывают различных форм и размеров, от 3ох30 см до 120х180 см и более. Чаще всего конструктивно выполняются в виде легкого каркаса обтянутого тканью с посеребренной внутренней поверхностью. С одной стороны имеют узел крепления к световой головке, а с противоположной – рассеивающий материал.

Сотовая насадка – решетка со сквозными шестигранными отверстиями, напоминающими по внешнему виду пчелиные соты. Применение сотовой насадки усиливает направленность света любой головки.

Существует также разновидность сот для применения с софтбоксами. Такие соты выполнены из черной плотной ткани и надеваются на внешнюю часть рассеивателя софтбокса.

Тубусная насадка – ограничитель светового потока конической формы, надеваемый на световую головку. Как правило, отверстие конуса через которое проходит свет имеет сотовую насадку, что делает свет более узконаправленным.

Отражающий экран – пассивный рефлектор, отражающий свет от основного осветителя на объект съемки. Служит для более мягкой прорисовки деталей в тенях. Имеет, как правило, белый, серебристый, золотистый или черный цвет.

Все источники студийного освещения имеют названия в зависимости от того, в каком месте пространства студии они находятся, и какое воздействие они оказывают на снимаемый объект.

Рисующий свет – основной источник света. Располагается перед моделью и выше оси объектива. Его задача – осветить главное, выявить объем, подчеркнуть фактуру. Остальные источники лишь дополняют его, а не конкурируют – ведь он главный. Если источник рисующего света находится ниже оптической оси объектива, его необходимо включать в кадр (например, свеча в руках модели).

Заполняющий (выравнивающий) свет – равномерное бестеневое освещение для смягчения теней на объекте. Не должен создавать дополнительных теней. Освещает все пространство мягким светом, имитирующим небосвод. Технический источник – не несет никакой изобразительной нагрузки.

Моделирующий (акцентный) свет – предназначен для улучшения градации светотени. Не конкурирует с рисующим светом, поэтому не имеет четкого рисунка. Коварен – при неправильной установке, например, при большой яркости, может разрушить весь светотеневой рисунок. Чаще всего используется в тубусе либо с ограждающими шторками, чтобы не спровоцировать блики в объективе и не снизить контраст и хроматизм.

Фоновый свет – освещает не модель, а фон. Придает кадру тональный баланс. При использовании одиночного источника, направленного вдоль фона, можно получить световой градиент. Расстояние модели от фона следует выбирать таким, чтобы ее тень не попала в кадр, а фон достаточно хорошо был размыт объективом.

Контровый свет – свет, скользящий в сторону объектива. Располагается за моделью. Выявляет фактуру, создает блики. Имеет свойство снижать хроматизм – уменьшать цветовую насыщенность.

Постановка света начинается по принципу от простого сложного, от мягкого и ровного до более смелого. В качестве источника рисующего света следует выбрать активный источник (импульсный или постоянного света), а в качестве заполняющего и моделирующего можно использовать пассивные источники, отражающие на модель энергию, излучаемую основным источником.

Хорошую подготовку перед практической работой в студии можно получить, снимая при свете из окна.Этот мягкий и очень пластичный свет весьма хорош в качестве рисующего, но имеет один недостаток – им нельзя управлять. Однако всегда можно попробовать расположить модель относительно излучаемого оконным проемом светового потока таким образом, чтобы смоделировать студийный софтбокс. Заполняющий свет можно обеспечить подручными отражателями (белая бумага, ткань, пластик).

Практическая часть. Осваиваем управление световыми головками. Съемка модели с использованием рисующего и заполняющего источника света.

Домашнее задание.

1. Отобрать и напечатать несколько наиболее удачных снимков, выполненных в студии.

2. Снять в домашних условиях, воспользовавшись светом из окна, несколько портретов. Самые удачные напечатать.

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Снимая портрет при свете из окна, применяйте навыки, полученные на практическом занятии, но учитывайте, что имеете дело с источником мягкого рассеянного света. Избегайте поворота лица прямо к окну – изображение может стать плоским. Для выравнивания глубоких теней можно применить отражатель, сделанный из любого подручного материала, а в случае, если слишком много света попадает на нижнюю часть фигуры человека – ограничьте световой поток непрозрачным экраном, в качестве которого также используйте подручные средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: