Проблема сбалансированности госбюджета
Статьи госбюджета
Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения).
Б юджетный федерализа (межбюджетные отношения) отношения, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.
Основа бюджетного федерализма — автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В.результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.
Основным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоги. Помимо налогов доходы бюджета формируются за счет продажи принадлежащего государству имущества, доходов от государственной собственности и доходов от внешнеэкономической деятельности.
|
|
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.
Соответствие доходов и расходов бюджета обеспечивает его сбалансированность. Превышение доходной части бюджета над расходной образует профицит бюджета, а превышение расходной части над доходной образует дефицит.
Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.
Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).
Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. Возможно также покрытие бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.
Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).