Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Аравия эпохи джахилийи




Н.В. Кошелева

История религий (история ислама)

III курс, специальность: история

Аравия эпохи джахилийи 1

1. Основные источники по истории доисламской Аравии. 1

2. Географическая среда обитания и социальный строй арабов. 2

3. Религиозные представления арабов. 3

4. Государственные образования и политическая ситуация в Аравии к моменту возникновения ислама. 4

Возникновение ислама 4

1. Источники по раннему исламу и формированию мусульманского государства. 4

2. Мекканский период жизни Мухаммеда. 5

3. Мединский период жизни Мухаммеда. 6

Эпоха «праведных халифов» и расширение арабского халифата 7

1. Войны ридда и расширение халифата при Абу Бекре. 7

2. Правление Омара. 8

3. Напряженная ситуация в халифате при Османе. 9

Религиозный климат в период арабского халифата 9

1. Халифат Омейядов (661– 750) 10

2. Халифат Аббасидов. 11

Становление исламской догматики 13

1. Вопрос о верховной власти. 13

2. Проблема веры.. 13

3. Проблема предопределения и свободы воли. 14

4. Вопрос о сущности и атрибутах Бога. 14

5. Мусульманское право. 14

Мусульманские секты суннитов и шиитов 16

1. «Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе: оформление секты суннитов. 16

2. Становление шиитской традиции. 17

Направления в исламе: хариджиты, мурджииты, мутазилиты и суфии 19

1. Становление секты хариджитов. 19

2. Мурджииты.. 20

3. Мутазилиты.. 20

4. Оформление суфийской традиции. 21

1. Основные источники по истории доисламской Аравии

2. Географическая среда обитания и социальный строй арабов

3. Религиозные представления арабов

4. Государственные образования и политическая ситуация в Аравии к моменту возникновения ислама

1. Основные источники по истории доисламской Аравии

1) Арабские письменные источники:«Книга идолов» аль-Кальби, «Книга религиозных сект и философских школ» Шахрастани и «Мукаддима» Ибн Халдуна.

2) Арабская доисламская поэзия. Существует вопрос о ее подлинности – создана она в 5 – 6 вв или позже – в 8 – 9 вв. Проблема подлинности поставлена в 50 – 70-х гг. 19 в. В 20 в. англичанин Марголиус и египтянин Таха Хусейн – вновь подняли этот вопрос.

3) Арабские надписи

4) Коран как источник по истории Аравии эпохи джахилийи

5) Персидские и византийские источники

2. Географическая среда обитания и социальный строй арабов

До распространения ислама и арабского языка слово «араб» относилось к кочевым семитским племенам Аравийского полуострова и Севера Сирийской пустыни. Свою землю они называли Джазират аль-араб – «Остров арабов». Первое упоминание о племенах Аравии – ариби (арубу, араби) – встречается в ассирийских и вавилонских источниках 600 г. до н.э.




Отдельные группы арабов еще до нашей эры выселялись за пределы родного полуострова, что в дальнейшем облегчило арабизацию завоеванных территорий. Сегодня арабами называют носителей арабского языка, проживающих на территории от атлантического побережья Африки (Мавритания) до Юго-Западного Ирана, включая страны Магриба, Египет и Судан, Аравийский полуостров, Сирию и Ирак. Несмотря на то, что ислам сыграл ключевую роль в распространении арабского языка и культуры, не все современные арабы являются мусульманами. Около 5% арабоязычного населения – это христиане, друзы или иудеи.

Арабы пришли на Аравийский п-в во II тыс. до н.э. Откуда – неизвестно. Аравийский п-в делится на 5 частей: Тихама, Хиджаз, Неджд, Йемен, Хадрамаут. С древности климат не изменился.

Оседлые арабы проживали на Севере и Юге Аравии, где существовали государственные объединения, а также в оазисах. Они выращивали финиковую пальму, ячмень, виноград, плодовые деревья, занимались караванной торговлей: везли специи, мирру, ладан, алоэ, слоновую кость и золото из Южной Аравии и Африки на Север. Но основное население Аравии составляли кочевники-бедуины, которые разводили коз, овец и особенно верблюдов, ценимых за шерсть, молоко и возможность передвигаться по пустыне на большие расстояния. Арабы не только приручили это животное (со второй половины II тыс. до н.э.), но также изобрели верблюжье седло с лукой (II – III вв.), что позволило бедуинам выставлять маневренную быстроходную «верблюжью» кавалерию и внушало уважение соседям.



По легенде, арабы произошли от пророка Ибрахима (библ. Авраам). При этом северные арабы ведут свой род от Исмаила – сына Авраама и рабыни-египтянки Хаджар (библ. Агарь), а южные – от Иоктана, дяди Авраама. Современные ученые делят древние арабские племена по этническому происхождению на южно-арабские, входящие в группы кахлан и кахтан, и северо-арабские, входящие в группы мудар и рабийа. В каждую группу входило по несколько племен. Племена нередко получали название по своему общему предку, к имени которого прибавляли «бану» - сыны. И кочевники, и городское население принадлежали к определенным племенам, коленам и родам. Даже сегодня некоторые арабы идентифицируют себя не по национальному признаку, а по племенной принадлежности. Во главе племени стоял сайид – вождь, а позже – шейх. В случае военных столкновений ему причиталась крупная доля военной добычи, но из нее он был обязан выкупать пленных. При сайиде обычно находился шаир – ведун, а также, если у племени был свой идол – кахин - жрец.

3. Религиозные представления арабов

Среди арабов были распространены фетишизм, культ бетил и вера в джинов.

Ко времени зарождения ислама в Хиджазе было известно 2 типа жертв: верховному божеству и идолу.

В VI веке богопочитание потеряло свой первоначальный смысл. Оно вырадилось в фетишизм.

В поздний период развития арабской мифологии появилось общее для центральной и Северной Аравии верховное божество – Аллах (аль-Илах). В древнейших верованиях Аллах имел супругу – мать богов аль-Лат. Геродот упоминал Аллат и Ороталта (араб. Божество неизвестного происхождения, Геродот отождествлял его с Дионисом) как единственных богов, которых почитают арабы. У Аллаха и Аллат были дочери – богини Манат и Узза (причем в Центральной Аравии Аллат почиталась не как супруга Аллаха, а как сестра двух других богинь).

Главным идолом Мекки со второй половины III века был Хубал (бог неба и луны). Он покровительствовал курайшитам. В Каабе стояло ок. 360 идолов. Терпимость оказывалась настолько большой, что на столбах стояли также изображения Авраама, ангелов и пречистой девы с младенцем Иисусом.

Главная святыня – черный камень. Европейские путешественники, видевшие его, говорят, что это кусок базальта, красновато-коричневого, почти черного цвета, вулканического происхождения. Он усеян маленькими остроконечными кристаллами и небольшими кусочками красного полевого шпата. Несколько раз его разбивали, так что сегодня он состоит из дюжины кусков, собранных вместе. Многие принимают его за аэролит.

У арабов было широко распространено гадание. В затруднительных случаях обращались к оракулу.

Арабы были также знакомы с христианством, иудаизмом и религией персов. Особой формой монотеизма являлся, как принято сегодня считать, ханифизм. Неизвестны случаи перехода ханифов в ислам. В исламской доксографической литературе термином «хунафа» обозначались вероотступники.

4. Государственные образования и политическая ситуация в Аравии к моменту возникновения ислама

Неодинаковые природные условия и контакты с развитыми цивилизациями древности обусловили неравномерное развитие областей Аравии. На севере и юге Аравии с древности существовали государственные образования: Минейское и Сабейское царства на Юге, Набатейсео царство, государство Тадмор, буферные царства Лахмидов и Гассанидов. Кроме того, в регионе сильно ощущалось персидское и византийское влияния.

Таким образом, арабам были известны государственные структуры. Изменение торговых путей только ускорило арабскую государственность. Существует еще фактор перенаселенности региона.





Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 823; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10160 - | 7206 - или читать все...

Читайте также:

 

3.92.28.84 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.