Становление исламской догматики

1. Вопрос о верховной власти

2. Проблема веры

3. Проблема предопределения и свободы воли

4. Вопрос о сущности и атрибутах Бога

5. Мусульманское право

1. Вопрос о верховной власти

Одной из ключевых проблем уммы, вошедшей в исламское богословие как составная его часть, являлась проблема верховной власти (хилафа, имама). Она на протяжении веков имела актуальный и острый характер не только в силу политических амбиций соперничавших группировок и общин, но и потому, что в глазах верующих законность и праведность правления служили гарантами праведности их жизненного пути, и наоборот. Борьба с «незаконными» и «неправедными» правителями стала идейным лозунгом хариджитского и шиитского движений. Наиболее принципиальные расхождения по данному вопросу возникли между хариджитами, суннитами и шиитами.

2. Проблема веры

На рубеже VII – VIII вв. среди мусульман возникли расхождения в понимании веры и в отношении к человеку, совершившему тяжкий грех. Наиболее радикальную позицию занимали хариджиты. Они утверждали, что человек, совершивший тяжкий грех, перестает быть мусульманином и становится неверующим. Этот тезис приобретал политическое значение благодаря тому, что неверующими объявлялись и Омейяды, против которых следовало вести борьбу.

Противоположную позицию занимали мурджииты. Промежуточную позицию занимали му'тазилиты, разработавшие учение о «среднем состоянии».

3. Проблема предопределения и свободы воли

С этими расхождениями был тесно связан спор о предопределении. Среди мусульман первых поколений господствовало убеждение, что жизнь человека предопределена. Это представление отвечало интересам нового мусульманского государства в лице праведных халифови Омейядов, ведших под знаменем ислама завоевательные войны. Однако в начале VIII в. в исламе зародилось течение, опиравшееся на идею свободы человека в выборе своих действий.Их идейными преемниками стали му'тазилиты.

4. Вопрос о сущности и атрибутах Бога

В VIII в. под влиянием христианских учений среди мусульманских богословов возникли споры о природе и атрибутах бога. В период раннего ислама господствовало антропоморфистское представление о боге. Ханбалиты настаивали на буквальном понимании соответствующих мест в Коране. Противоположную позицию занимали мутазилиты, проповедовавшие духовность бога и отрицавшие божественные атрибуты.

Резкие формы принимали в исламе споры о природе Корана, разделившие мусульман на сторонников сотворенности Корана (в частности, мутазилиты) и его несотворенности (в частности, ханбалиты).

5. Мусульманское право

Исламское право берет свое начало из двух главных источников: божественного Откровения и человеческого разума. Это двуединство Исламского права отражено в двух арабских терминах: Шариат и Фикх. Шариат несет более тесную связь с Откровением, в то время как Фикх в основном является продуктом человеческого разума. Дословно «Шариат» означает «правильный путь» или «проводник», а «Фикх» связан с человеческим пониманием и знанием.

Шариат указывает путь к правде; разум открывает Шариат и связывает его общие предписания с желанием найти решения конкретных или не имеющих прецедента проблем. А так как Шариат главным образом заключен, с точки зрения мусульман, в божественном откровении, он представляет собой неотъемлемую часть догмы ислама. Фикх обладает рациональной природой и в основном является продуктом спекулятивного рассуждения, не пользующегося равным с Шариатом авторитетом. Шариат дает ясные правила касательно основ ислама, основные моральные ценности и практические обязанности, такие как молитвы, пост, предусмотренные законом пожертвования и т.д.

Фикх определяется как знание практических правил Шариата, выведенных из Корана и Сунны. Таким образом, правила Фикха касаются общезначимых сторон индивидуального поведения. Практическая значимость разных типов поведения измеряется по шкале с пятью градациями: обязательное, рекомендуемое, допустимое, предосудительное и запрещенное. Из определения Фикха следует и то, что выведение правил Фикха из Корана и Сунны осуществляется путем прямого контакта с первоисточниками и с необходимостью предполагает определенную степень независимого суждения и интеллектуальное усилие (иджтихад). Поэтому для того чтобы пользоваться Кораном необходимо знание арабского языка, а также определенный уровень понимания и эрудированности, недостижимый для простого «имитатора» или того, кто запоминает правила, не постигая их значения. Отвечающий данным требованиям правовед (факих), обладающий способностью выводить правила Шариата из первоисточников, является муджтахидом, человеком, способным к вынесению независимых суждений.

Правила Фикха бывают двух видов. Во-первых, это правила, формулируемые в виде ясных текстов. Они самоочевидны и потому не нуждаются в интерпретации, но различные школы мысли расходятся в том, что касается их содержания.

Во-вторых, некоторые правила формулируются путем вынесения независимых суждений относительно тех частей Корана и Сунны, которые не являются самоочевидными. Из-за возможности возникновения ошибки интерпретации данные два типа правил не являются чем-то неизменным. Они не обязательно представляют собой неотъемлемую часть постоянного Шариата, и тот муджтахид, у которого есть основания отступить от одного предписания в пользу другого, вправе сделать такое отступление, что не превращает его в нарушителя закона. Обязательную силу и статус предписания вынесенное суждение в Шариате приобретает только тогда, когда мнение правоведа и его независимое рассуждение подкрепляются общим консенсусом (иджмой).

Эти рассуждения могут принимать разные формы, включая суждение по аналогии (кийяс), юридические предпочтения (истихсан), учет интересов общества (истисла) и даже общий консенсус (иджма) ученых – все эти формы берут свое начало в иджтихаде и обеспечивают процедуру, посредством которой главенство юридических доводов может быть преобразовано в обязательность закона.

Любые мнения, высказываемые отдельными учеными или целыми школами Исламского права, включая и общепризнанные школы (четыре суннитских – ханифитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы – и одну шиитскую школу – джафаритский мазхаб), есть всего лишь мнения, а фетвы – всего лишь «советы». Основатели этих школ никогда не объявляли себя монополистами истины и не склоняли людей следовать именно им, а не каким-либо другим ученым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: