double arrow

Мусульманские секты суннитов и шиитов

1. «Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе: оформление секты суннитов

2. Становление шиитской традиции

В середине VIII в. существовало по крайней мере пять больших религиозно-политических группировок, или партий (сунниты, представляв­шие большинство мусульман, шииты, хариджиты, му'тазилиты, мурджииты), распавшихся, в свою очередь, на множество групп – от крупных общин (исма'илиты, зайдиты, ибадиты и т.д.) до малочисленных групп, на короткое время обособившихся по какому-либо вопросу. Одни прекращали свое существование, появлялись новые, некоторые действуют и поныне.

1. «Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе: оформление секты суннитов

С возникновением догматических споров в исламе перед мусульманами со всей остротой встал вопрос о том, что есть «истинная вера», «правоверие», а что – отклонение от нее, «заблуждение». В исламе не было общепризнанной во всех регионах богословской школы. Разработка и истолкование догматов веры не входили в юрисдикцию халифа, государственных или религиозных учреждений. Формированием общественного мнения занимались частные лица – религиозные деятели, авторитет которых основывался исключительно на их знаниях в области религиозных наук. Мнение «неформального лидера» и его школы, которое принимал халиф, становилось «официальным» лишь на ограниченный отрезок времени, не будучи общепризнанным и обязательным для всего мусульманского мира. Отсюда потенциальная возможность различного толкования религиозных вопросов.

В отличие от христианства, провозгласившего, что правоверие есть повиновение церкви, ислам с самого начала рассматривался как повиновение Аллаху. Иными словами, ислам не признает посредничества между богом и верующими (некоторое исключение составляют шииты).

Отсутствие абсолютных и общепризнанных критериев в определении «правоверия» и «заблуждения» было обусловлено также противоречивостью источников исламского вероучения – Корана и сунны, допускавших значительное разнообразие точек зрения.

Первоначально суннаозначала «путь, направление», впоследствии – предания о словах и поступках Мухаммада (пример Мухаммеда).

Неопределенность и противоречивость источников исламского вероучения и отсутствие специального учреждения, постановления которого имели бы силу религиозных предписаний, обусловили в раннем исламе значительное разномыслие.

2. Становление шиитской традиции

Термин «шииты» происходит от арабского шиа – партия, группа. Шиитами в исламе называют мусульман, которые считают потомков пророка Мухаммеда – «людей дома», – источником духовного руководства, в то время как сунниты настаивают на авторитете соратников Мухаммеда.

Это расхождение начало оформляться в первый век хиджры и имело под собой политические основания.

Поскольку ближайшими родственниками Мухаммеда являлись дочь Мухаммеда Фатима и его кузен и муж Фатимы Али ибн Аби Талиб, шииты объявили, что только их потомки – алиды, являются законными духовными (имамы) и политическими (эмиры) правителями халифата.

Оформление шиитского блока началось в период «праведных халифов» (632 – 644 гг.). После убийства Али в 661 г. представителем выделившейся из шиитского лагеря секты хариджитов, к власти пришла династия Омейядов. Провозглашенный большинством мусульман халифом, старший сын Али Хасан вынужден был отречься от титула. На шиитов начались гонения. В 681 г. при Кербеле были жестоко убиты Хусейн – единственный выживший внук Пророка и 18 мужчин рода хашим, которые направлялись из Медины в Куфу – центр шиитского движения.

Смерть Хусейна и бездействие его единственного сына Али Зайна ал-Абидина привели к расколу шиитского лагеря. Шииты Куфы, особенно мавали (мусульмане-неарабы), стремились к активным действиям. В 686 г. вспыхнуло восстание под руководством Мухтара ибн Аби Убейда, который, не добившись поддержки Зайна ал Абидина, выступил от имени Мухаммеда ибн ал-Ханафийа – третьего сына Али ибн Аби Талиба. Объявив Ханафийу Махди, Мухтар добился широкой поддержки своего движения, ставшего известным позже под названием кайсанийа. После смерти Ханафийи в 700 г. его сторонники заявили, что имам не умер, а ушел с сокрытие, и ожидали его возвращения.

После восстания Мухтара первым алидом по линии Хусейна был Зайд, второй сын Зайн ал Абидина. Зайд и его сторонники – зайдиты считали, что имамом должен быть потомок Али и Фатимы, но только тот, кто прилюдно заявит о себе и с оружием в руках докажет право на имамат. При этом они отрицали духовную природу имамата. Поднятое Зайдом в 740 г. восстание потерпело поражение, многие его сторонники, как и он сам, были убиты.

Восстание Зайда было последним серьезным шиитским выступлением в период Омейядов, за исключением инициированного под шиитскими лозунгами Аббасидского движения. Агенты правящей династии призывали людей к восстанию во имя имама, который будет избран из семьи Пророка. Кайсаниты и зайдиты, в надежде возвести на имамат алида, поддержали Аббасидов. Осознавая, что шииты не поддержат их притязаний, после свержения Омейядского режима, Аббасиды приняли суннизм и начали гонения на шиитов.

В Аббасидский период в шиизме формировались разные взгляды на проблему верховной власти – имамата. Самыми умеренными в плане догматики были зайдиты. Они отрицали сакральный характер имамата, признавали, в отличие от остальных шиитов, первых трех «праведных халифов», но при этом методы борьбы использовали силовые. Начавшие оформляться с середины VIII в. исмаилиты отличались радикальностью как своего учения, так и политической деятельности. Однако большинство шиитов – будущих «двенадцатиричников» – занимали умеренную позицию, которую представлял основатель шиитской законоведческой школы Джафар ас-Садик (ум. 765 г.). Он осуждал силовые антиправительственные действия последователей своего старшего сына Исмаила, утверждая, что имамат не зависит от воли людей, но является установлением Аллаха, и допускал разделение духовной и светской власти.

Сегодня шииты составляют около 10% от остальных мусульман. Самая крупная шиитская община исповедует имамитский шиизм, признающий последовательный имамат двенадцати алидов, последний из которых, Мухаммед, названный Махди, в IX в. ушел в сокрытие. Имамитский шиизм является официальной религией Ирана со времен Сефевидов. Его исповедует примерно 60% населения Ирака и Ливана; общины шиитов-имамитов проживают в Авганистане, Пакистане, Сирии, Саудовской Аравии и некоторых странах Персидского залива. Зайдитская община составляет около 40% населения Йемена. Зайдитов можно также встретить в Ираке и Африке. Исмаилиты же сосредоточены преимущественно в Индии; их присутствие можно обнаружить также в Центральной Азии, Иране, Сирии, Восточной Африке и в некоторых странах Запада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: