Философия Возрождения
Предпосылки философии Возрождения:
· Становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного производства;
· Активизация технического изобретательства;
· Великие географические открытия и развитие международной торговли;
· Наблюдается экономическое развитие городов и переход от деревенской культуры к городской;
· Происходит секуляризация (обмирщение) культуры, католическая церковь постепенно утрачивает идеологическое господство. Религиозно-реформаторские движения (М. Лютер) усилили эти тенденции.
Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, начало которой положили поэты, писатели, художники, ученые. Этой традиции присущи антисхоластичская направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. Для гуманистической философии характерен акцент на проблемах воспитания и образования человека, развитии художественного творчества.
Источником духовного прозрения и нравственного просвещения становятся «писания человеческие». Подобная ориентация обеспечивала познание мира человеческих переживаний и эмоций. Появились две тенденции:
|
|
1. возвращение к классикам
2. возвращение к природе
В рамках ренессансной культуры:
· изменяется статус науки, она становится самостоятельной формой знания с опорой на реальный эксперимент;
· формируется философия политики, у истоков которой стоял Макиавелли;
· разрабатываются социально-политические утопии с их идеалом общей собственности, равенства и аскетизма.
В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой:
1. гуманистический (XIV – первая половина XV вв.): гуманизм и индивидуализм как два ведущих принципа составили его главный смысл. Высшей ценность объявляется человек «свободный» и «благородный». Это приводит к антропоцентризму – человек становится «вторым Богом». Гуманисты породили культ природы, тела и чувственности человека;
2. философский неоплатонизм (вторая половина XV в.), в рамках которого происходило возвращение идеи о человека как микрокосмосе;
3. натурфилософский (к. VX – VXI вв.): сущностью становится глубокий интерес к природе. Становление натурфилософии обусловлено стремлением к пониманию природы и усилению власти над ней. Основу натурфилософии составлял пантеизм, который сохранял Бога в качестве творческого начала.
***************************************************************************
№7
Предпосылки:
· Развитие капиталистической системы хозяйства;
· Завершение создания экспериментально-математического естествознания;
|
|
· Ориентация на научное знание, которое становится автономным от религиозной веры и умозрительных философских концепций;
· Синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспертизу со стороны опыта;
· Изменение статуса Бога, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно;
· Оформление теории познания (гносеологии), которая актуализировала проблему природы и механизмов познания, и формирование методологических программ научной деятельности;
· Изменение задач философии: ее первоочередной целью становится поиск всеобщего метода научного познания.
Особое место в разработке научных и философских проблем принадлежит Исааку Ньютону, открытия которого произвели подлинную революцию. Его трудами был заложен фундамент механической картины мира и механистического мировоззрения. Содержание научного метода Ньютона составили принципы, устанавливаемые на основе опыта путем индукции. Цель этого опыта – противопоставление достоверного естествонаучного знания домыслам натурфилософского характера.
Проблема метода заняла особое место и в философии. С первых шагов влияние новой науки поляризует философские воззрения. Появляются два направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).
***************************************************************************
№8