Качества и законы памяти

Характеристика памяти как психического процесса.

Характеристика восприятия как психического процесса. Ошибки восприятия.

Восприятие – это целостное отражение в сознании человека всей совокупности свойств предмета. Оно основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности человека, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В основе восприятия лежат два вида нервных связей: первый – образуемый в пределах одного анализатора; второй – межанализаторные связи. Благодаря связям между анализаторами человек отражает такие свойства предметов, для которых нет специальных приспособленных анализаторов.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Совокупность анализаторов, обеспечивающий акт восприятия, называется перцептивная система. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал, переживал и о чем думал. Если исключить память из акта познания, то ощущения и восприятия будут переживаться как впервые возникшие, а сам акт познания и ориентировка в мире станут невозможными. Распад следов память означает распад личности.

В зависимости от длительности сохранения различают 1) кратковременную память: однократно на короткое время (до 20 сек) и ограниченное по объему (7 ± 2 объекта); 2) долговременную память: длительное сохранение информации 3) оперативную память: проявляется в ходе выполнения определенной деятельности

выделяют 1) произвольную память: 2) непроизвольную память

В зависимости от того, что запоминает человек (явление, предмет, мысли, движения, чувства) различают 1) двигательную (моторную) память движения; 2) эмоциональную память - переживаний и чувств, 3) словесно-логическую (смысловую) память, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, 4) образную память (зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую) представления; 5) когнитивную память –сохранения знаний, получаемых в процессе обучения, 6) личностную память – сохранение в сознании образа самого себя, убеждений и т.д.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание

Качества памяти: объем: количество объектов, припоминаемых сразу после их однократного повторения; быстрота запоминания: количество затрачиваемого времени на запоминание и припоминание информации; точность воспроизведения: степень сходства того, что припоминалось, с тем, что воспринималось; длительность сохранения: количество времени, в течение которого без повторных восприятий может припомниться то, что запомнилось.

Индивидуальные различия в памяти связаны с различной скоростью запоминания, прочностью сохранения и легкостью воспроизведения. Они могут быть обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности, а также обучением и воспитанием. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица и т.д. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.д. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: