Творческий потенциал личности и условия его развития.
Личность - индивид социотношений и соц.действий.
Творчество - деятельность в процессе которого создаеться что-то новое, не существовавшее ранее.
Творч.потенциал – совокупность средств и возможностей для создания новых оброзов.
На развитие творч. потенциала влияют:
1) зададки.
2) гармоническое развитие человека.
3) деятельность в которою вкл. индивид.
4) позитивное отношение к личности в соц.сфере.
Психология (от греч. psyche – «душа», logos - «знание») – фундаментальная наука о внутреннем (психическом) мире человека, закономерностях развития и функционирования психики. Объект изучения психологии – система жизненных явлений и жизнедеятельность человека. Предмет – факты, закономерности и механизмы психики. Объект и предмет психологии исследуются с позиции принципов единства личности и деятельности и социальной обусловленности психики человека.
Основные задачи психологии:
1) описание и объяснение сущности психических процессов, свойств, состояний; обоснование теоретической базы для применения в практической деятельности;
2) дальнейшая разработка уже существующих психологических концепций с целью повышения их эффективности;
3) улучшение качества жизни человека: психологическое изучение и обоснование социокультурных, экономических и др. факторов.
Основные направления в психологии:
- бихевиоризм рассматривает в качестве предмета психологии поведение человека: действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицается. Возник в США в начале ХХ века. Основоположники – Д. Уотсон, Э. Торндайк;
- гештальтпсихология изучает психику с точки зрения целостных структур – гештальтов. Возникла в Германии в ХХ веке. Основоположники – М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келлер.
- гуманистическая психология изучает личность как уникальную целостную систему, проблемы ее активности, креативности, автономности, самоактуализации, самосовершенствования, свободы выбора. Возникла в США в ХХ веке. Основоположники – К. Роджерс, А. Маслоу;
- когнитивная психология исследует процессы приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Возникла в США в ХХ веке;
- психоанализ рассматривает подсознательные влечения и инстинкты в поведении человека. Возник в ХХ веке. Основоположник – З. Фрейд.
Психика – это совокупность всех психических состояний, процессов и психических свойств личности. Психика - это субъективный образ объективного мира. Правильность субъективного отражения всегда подтверждается практикой жизнедеятельности и поведения.
Функции: регулирующая - помогает устанавливать равновесные отношения с внешней средой, адаптировать поведение к ее условиям.
Прогностическая - способствует формированию предполагаемого результата поведения и деятельности.
Программирующая - проявляется как осуществление определенных действий по плану или алгоритму.
Сигнальная - помогает опознавать соответствие реальных действий заложенным в организме программам и реагировать на них.
Приспособительная - способствует коррекции поведения и деятельности.
Моделирующая - дает полный и всеобъемлющий образ окружающего мира, позволяет представить то, чего не в реальной жизни.
Историческое развитие психики, связанное с эволюцией человечества, называется филогенез. Развитие психики отдельного человека от рождения до смерти – онтогенез. Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру и включает сознание, подсознание и надсознание.