Правовые аспекты охраны природы.
Правовые основы охраны природы.
Лекция 15
Первым известным законом об охране окружающей среды считается эдикт 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России можно отметить ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др. В истории развития экологического законодательства последняя треть XX века отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологической ситуации в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал и др.
В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ (1993 г.).
Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования по объектам с функциональным регулированием охраны ОПС и экологической безопасности (рис. 15.1).
|
|
Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.
Источники экологического права, образующие экологическое законодательство, представлены на рис. 15.2.
В основе системы экологического законодательства лежит Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 ст. 16), который охватывает все аспекты природопользования. Однако не отменены и многие положения ранее принятого (1991) Закона РФ «Об охране окружающей и природной среды».
Экологическое законодательство представлено федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов. Основными законами но регулированию и охране окружающей среды являются федеральные законы: «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.), «Об экологической экспертизе» {1995 г.)
Заглавным актом экологического законодательства является федеральный закон «Об охране окружающей среды» (Закон ООС), вступивший в силу с 12 января 2002 г. Закон ООС определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Суть политики состоит в обеспечении сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранении благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и рациональном использовании природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Вместе с этим целью Закона ООС является укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Закон ООС предусматривает обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
|
|
В Законе ООС даются юридические определения окружающей среды и благоприятной окружающей среды. Окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Благоприятная окружающая среда - это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. При этом под качеством окружающей среды понимают ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
При проведении хозяйственной и иной деятельности происходит негативное изменение качества окружающей среды, то есть на нее оказывается негативное воздействие. Виды негативного воздействия на окружающую среду определены ст.36 Закона ООС:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
- сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электро-магнитными, ионизирующими и др. видами физических воздействий.
При регулировании качества окружающей среды необходимо учитывать все виды негативного воздействия. Законом ООС определены пять основных направлений по регулированию качества окружающей среды города:
1. Установление нормативов качества. окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на нее, глава V.
2. Проведение государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), глава X.
3. Проведение контроля в области охраны окружающей среды {экологического контроля), глава XI.
4. Осуществление мероприятий по охране окружающей среды, глава IV.
5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды, глава IV.